Интересы КНР в Арктике
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
В данной статье анализируются экономические и политические факторы повышенного интереса КНР к Арктике. Особое внимание уделяется важности не только нефтегазовых ресурсов, традиционно входящих в основной спектр интересов КНР в Арктическом регионе, но и полиметаллов, а именно — Баимскому месторождению Чукотской АО, освоение которого в настоящее время реализуется казахстанской компанией «KAZ Minerals». Данное месторождение содержит огромные запасы меди и золота, что имеет огромное значение для Китая, заинтересованного в поставках концентрата.
Фото: Jean de Pomereu, International Polar Foundation
Китай в Арктике
В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., все государства обладают исключительным правом на разработку недр в пределах принадлежащей им исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Арктическими государствами являются Россия, Канада, Норвегия, Дания, США, Исландия, Финляндия и Швеция. Однако таяние льдов вызвало повышенную активность в Арктическом регионе не только арктических государств, но и неарктических, в том числе стран АТР. В 2013 г. такие страны АТР, как Китай, Япония, Южная Корея и Индия, вступили в Арктический совет в качестве членов наблюдателей. Несмотря на то, что данная организация играет значительную роль в принятии решений, связанных с деятельностью в регионе, такие решения носят лишь рекомендательный характер [4].
С момента вступления в Арктический совет Китай стал прикладывать всё больше усилий для развития региона, что объясняется заинтересованностью этой страны в природных ресурсах, которыми богата Арктика. Выделим политические и экономические факторы повышенного интереса КНР к Арктическому региону.
Политические интересы
КНР, будучи второй экономикой мира и государством, имеющим существенный вес в мировой политике, стремится не только закрепить, но и увеличить степень своего регионального и геополитического влияния. Арктический регион, нуждающийся в масштабном развитии и освоении, как в области научных исследований, так и в области добычи минеральных ресурсов, является регионом, где Китай может сыграть важнейшую роль.
Первым шагом к преодолению «арктического барьера» стало вступление неарктического азиатского государства в Арктический совет. Затем грандиозные планы Поднебесной в Арктике отразились в выпущенной в 2018 г. Белой Книге КНР по Арктике, где Китай открыто заявляет о принадлежности страны к статусу морской державы, что непосредственно относится к развитию активной деятельности в Арктическом регионе. Более того, Арктика стала частью китайской Инициативы пояса и пути (ИПП): планируется связать Северный морской путь и морской Шелковый путь XXI в. Данная инициатива содержится в Концепции морского сотрудничества в рамках ИПП, выпущенной морским ведомством КНР и Государственным комитетом по делам реформ и развития в 2017 г. Концепция призвана определить рамки и стандарты использования маршрута Северного морского пути при передвижении в европейские порты. Таким образом, КНР на государственном уровне посредством публикации многочисленных официальных документов открыто заявляет о своих намерениях наращивания деятельности в Арктике.
Экономические интересы
К экономическим интересам КНР в Арктике, главным образом, относятся Северный морской путь и минеральные ресурсы, которыми богата Арктика.
Северный морской путь
Северный морской путь является более коротким маршрутом до крупнейших мировых портов, по сравнению с Суэцким и Панамским каналами. Например, расстояние из Гамбурга до Ванкувера по Суэцкому каналу составляет примерно 15400 морских миль, по Панамскому каналу — 8700, а по Северному морскому пути — примерно 6600 [8]. Более короткий маршрут привлекателен с точки зрения быстрой транспортировки грузов и экономии топлива. Проход по СМП является более безопасным по сравнению, например, с Суэцким каналом, расположенным вдоль Африканского рога, где наблюдается пиратская деятельность. Более того, использование альтернативного Северного морского пути выгодно ввиду отсутствия очередей при прохождении судов по маршруту, если сравнивать его с перегруженными Суэцким и Панамским каналами [10]. Круглогодичное использование маршрута Северного морского пути с каждым годом увеличивает объёмы грузоперевозок по СМП. Так, в 2020 г. объём грузоперевозок составил около 33 млн т.
Нефтегазовые ресурсы
На долю Китая по мировым запасам нефти приходится около 1,8%, природного газа — 0,7%, железной руды — 9%, медной руды — 5%, алюминиевых руд — менее 2% [12]. Ограниченность углеводородных ресурсов связана с неравномерным распределением месторождений на территории государства и высоким уровнем энергопотребления в экономике [13]. Ресурсы имеются в основном в прибрежных районах Жёлтого и Южно-китайского морей. Еще одним фактором ограниченности ресурсов Китая является высокий процент содержания серы в китайской нефти, что рождает потребность импортировать нефть из других стран, т.к. высокое содержание серы в ископаемых является показателем низкого качества.
В 2020 г. импорт нефти КНР был увеличен на 7,3% по сравнению с 2019 г., и составил около 542,39 млн т. Еще в 2018 г. импорт нефти достигал 40,64 млн т. Увеличение объёмов импорта нефти с каждым годом говорит о том, что Китай серьёзно настроен принимать участие в освоении Арктических месторождений и способствовать развитию этого процесса посредством научно-исследовательской деятельности по добыче в суровых условиях Арктики, а также инвестиционной деятельности в области добычи ископаемых.
Баимская рудная зона
Однако нефтегазовые ресурсы не являются главным фактором заинтересованности Китая в Арктике. Китай находится в импортной зависимости от поставок сырья и материалов, необходимых для поддержания темпов роста экономики. Чукотская АО как раз является приарктической зоной, в состав которой входят богатые медью и злотом месторождения — «Баимская рудная зона», включающая месторождение «Песчанка». Планируется, что концентрат будет поставляться в основном в Китай. Полиметаллы нужны КНР для наращивания мощностей производства таких товаров, как электрические кабели, заводы по изготовлению которых повсеместно развиты в Китае.
В настоящее время зона разрабатывается казахстанской компанией «KAZ Minerals», которая выкупила медный проект «Баимская» у Романа Абрамовича в 2019 г. за 900 млн долл. Запуск производства данного проекта планируется в 2027 г. Совокупный потенциал произведенных ресурсов оценивается примерно в 25 млн тонн меди и около 2 тыс. тонн золота.
В связи с тем, что KAZ Minerals является казахстанской компанией, возникает вопрос о выгоде развития «Баимской» для России. Однако развитием проекта занимается не только иностранная компания. Так, энергоснабжение Баимского ГОКа будет осуществляться российской компанией. В настоящее время, для обеспечения энергоснабжения рассматриваются такие компании, как «НОВАТЭК» с СПГ-электростанцией на 356 МВт и «Росатом» с атомными энергоблоками на базе реакторов «Ритм-200», но окончательное решение еще не принято. Проведение инженерных изысканий — компаниями АО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» и АО «Инжиниринговая компания РГП».
В рамках развития данного проекта, пусть даже и реализовываемого иностранной компанией, выгоду для России представляют значительные налоговые отчисления за использование ресурсов. Более того, именно за счёт средств KAZ Minerals, развивается и будет продолжать развиваться инфраструктура Баимской рудной зоны, а вместе с ней и Чукотской АО в целом. В настоящее время производится строительство новой дороги из Баимской до города Певек протяженностью 800 км. Более того, планируется создание более 3 тыс. рабочих мест, что гарантирует не только развитие экономики Чукотской АО, но и приток налоговых отчислений в бюджет. Еще одним благоприятным фактором развития данного проекта является возможность создания особых условий деятельности казахской стороне со стороны России, например, покупка и использование исключительно российского оборудования в рамках ведения проекта. Пока что официальных заявлений по этому поводу не было, и вопрос остаётся открытым, но такая перспектива существует.
Таким образом, рассматривая «Баимскую» с разных ракурсов, с одной стороны, можно увидеть полное отсутствие выгоды для РФ и факт передачи всех благ казахстанской компании, которая в дальнейшем будет извлекать выгоду посредством продажи российских ресурсов. С другой стороны, ранее компания принадлежала частной компании Романа Абрамовича, которая точно также извлекала бы выгоду из продажи концентрата в Китай, только в лице российской компании. При этом важно учитывать благоприятный аспект развития сложного и трудоёмкого Баимского проекта, который является таковым из-за слаборазвитой инфраструктуры и сложных погодных условий Чукотской АО.
Тем не менее следует отметить тот факт, что концепция продажи сырья за рубеж и затем покупка продукции за рубежом является сомнительной и устаревшей, в том числе и в контексте Баимского проекта. Такая концепция не подразумевает национального использования ресурсов и технологии высокого передела. Вероятно, такой подход будет пересмотрен, и в России будут созданы заводы по переработке сырья, в том числе и баимских полиметаллов.
КНР и Казахстан
Важно отметить, что Баимская рудная зона имеет связь с Китаем как с экономической точки зрения (поставки концентрата в Китай), так и с политической. Тесные отношения Китая и Казахстана играют немаловажную роль и в контексте российской Арктики. Участие Поднебесной проявляется не только в области инвестиций в фонды региона со стороны China National Gold Group и China State Construction Engineering Corporation, которые будут соинвесторами Баимского проекта под эгидой Межправительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству, но и в области покупки акций непосредственно KAZ Minerals, о чём в 2018 г. объявила Китайская национальная металлургическая корпорация. Так, дочерняя компания, полностью принадлежащая Китайской национальной металлургической компании, NFC Kazakhstan намерена приобрести 19,39% капитала KAZ Minerals за 70 млн долл. в рамках проекта медного рудника «Коксай». Несмотря на то, что эти акции относятся не к Баимской рудной зоне, а к месторождению «Коксай», этот факт показывает тесную связь Китая с KAZ Minerals. Такой процент акций является достаточным для принятия тех или иных решений в свою пользу.
Таким образом, возникает очевидное намерение Китая, с одной стороны, инвестировать в развитие Арктического региона в рамках российско-китайского сотрудничества, а с другой — влиять на создание благоприятных условий покупки концентрата посредством тесных отношений с Казахстаном и владения акциями компании.
Тем не менее Россия нацелена на развитие Арктического региона и принимает финансовую и технологическую поддержку со стороны стран-партнёров. Китай, будучи не арктическим государством, является важным партнёром для России, имеющим огромный финансовый и технологический потенциал, что благоприятно влияет на экономическое сотрудничество в рамках развития Арктического региона и его инфраструктуры. Более того, российско-китайское сотрудничество интенсифицируется на фоне охлаждения отношений России и Европы, особенно в рамках ситуации с Северным Потоком-2 и на фоне охлаждения отношений Китая и США.
В условиях конфронтации России с США и Европой и слаборазвитой арктической инфраструктуры, наша страна всё больше сближается с Китаем и позволяет ему извлекать выгоду из участия в развитии Арктики. При этом Россия является крупным государством с мощным военно-морским флотом, а также самодостаточным государством, обладающим огромными ресурсами для развития того или иного региона своей территории. Таким образом, Россия должна как извлекать выгоду из сотрудничества с Китаем в Арктике, так и не допускать «ползучую экспансию» Поднебесной в данном регионе.
Список литературы
1. Антюшина Н.М ФГБУН Институт Европы РАН Российской академии наук. Арктический вызов для национальной и международной политики. Москва: «Русский сувенир», 2012. Доклад.
2. Борис Хейфец Г.н.с.И.э.Р.п.д.э.н. Северный морской путь - новый транзитный маршрут «Одного пояса - одного пути» // Международная жизнь. 2018. No. №7.
3. Ю.Ф. Л. Международные морские пути грузоперевозок в Арктике // Арктика и Север. 2020. No. №40. P. с.234.
4. 中国能源战略要实现转型 [Энергетическая стратегия Китая должна быть преобразована] // 中国经济日报 [Китайская экономическая газета], Ноябрь 2003.
5. Состояние и перспективы развития торгово-экономических отношений России и Китая (на примере энергетической сферы), Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск, Бакалаврская работа 2016.
Студентка магистратуры, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Институт международных отношений
Блог: Блог Аделины Радуйко
Рейтинг: 0