Российско-китайский тандем в спорте: отражение глокализованной реальности
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
В условиях краха западной модели глобализации и тенденций по переходу мировой архитектуры к глокализации международный спорт наиболее активно подвержен пертурбациям [1]. Связь спорта и геополитики максимально усиливается. С укреплением полицентричности на мировой арене закрепляются устойчивые «центры силы», которые в условиях деградации привычного формата спортивного сотрудничества стремятся к продвижению обособленных спортивных моделей развития с отходом от приверженности прозападным спортивным институтам и созданием национальных и локально-региональных альтернатив, порождая спортивную глокализацию.
Источник: championat.com
Вместе к глобальной устойчивости
Спортивная глокализация преследует четкую цель: дифференциация глобальных видов спорта и спортивных моделей регионального развития для геополитического соперничества и противодействия ему.
Запад во главе с США стремится к продавливанию через глобальные спортивные институты использования спорта как инструмента для подрыва позиций своих главных геополитических конкурентов и их союзников, в то время как Китай и Россия опираются на спортивную составляющую в качестве продвижения идей для построения справедливого полицентричного мироустройства и устойчивого развития.
Преподаватель МГУ, к. полит. н. К.С. Леонова отмечает, что необходимость отказа от существующей системы неустойчивого развития, способствующей возникновению все большего числа вызовов и угроз, подтверждается уровнем и масштабами антропогенной нагрузки на биосферу. Игнорирование предельных норм биосферы чревато не только полной деградацией окружающей среды, но и депопуляцией человеческой цивилизации. Поэтому крайне актуальным является вопрос перехода человечества к новому типу развития, наиболее перспективному на сегодняшний день, — устойчивому развитию (УР). Однако отсутствие такой цели, как безопасность, в списке целей является одной из концептуальных проблем в реализации целей устойчивого развития (ЦУР), поскольку учет всех направлений деятельности — важная особенность этой альтернативной модели развития общества, а современные проблемы, с которыми сталкивается человечество, требуют принятия отвечающих новым реалиям мер. К сожалению, существующие традиционные механизмы по борьбе и предотвращению вызовов и угроз оказываются неэффективными, а зачастую и вовсе провоцируют усугубление социально-экономических трудностей и возникновение качественно новых проблем глобального характера. Санкционная политика прочно вошла в число инструментов политического давления. ЦУР не учитывают огромный спектр вопросов, поскольку затрагивают преимущественно три сферы: социальную, экономическую и экологическую. Вопрос безопасности оказывается непонятым и поэтому неосвещенным, несмотря на тот факт, что развитие и безопасность тесно связаны между собой, а, значит, устойчивое развитие напрямую зависит от уровня обеспечения безопасности, и наоборот. Концепция устойчивого развития должна быть расширена: в ее предметное поле должно быть включено как можно больше областей социальной деятельности [2].
Эти идеи находят отражение в общей политике РФ и КНР в области ЦУР. Как заявил председатель КНР Си Цзиньпин: «Взаимосвязь и взаимозависимость всех стран достигли беспрецедентно высокого уровня. Человечество живет в одной глобальной деревне, становится тесным сообществом единой судьбы». Выдвинутые инициативы «Один пояс и один путь», Инициатива по глобальному развитию, Инициатива по глобальной безопасности и Инициатива глобальных цивилизаций стали полезным наполнением концепции сообщества единой судьбы человечества и средств ее реализации, что послужило китайским вариантом адекватного реагирования на перемены мира, эпохи и истории. За десять лет общечеловеческие ценности — такие как мир, развитие, равенство, справедливость, демократия и свобода — глубоко укоренились в сердцах людей. Все больше стран объединяет общее стремление к построению чистого и прекрасного мира, где воцарятся прочный мир, всеобщая безопасность, совместное процветание, открытость и толерантность. Пути к прочному миру и всеобщей безопасности в мире найдутся, если все будут руководствоваться концепцией общей, комплексной, совместной и устойчивой безопасности.
В этих условиях российско-китайское сотрудничество демонстрирует устойчивость и приверженность общим ценностям. Недавний визит председателя КНР стал поворотным моментом мировой истории, демонстрацией всеобъемлющей поддержки для поддержания международной справедливости и построения устойчивого мирового порядка. Характеристики всестороннего практического сотрудничества между Россией и Китаем по итогам данного визита были обрамлены в рамку «стабильные основы, сильная взаимодополняемость и полная устойчивость перед внешними вызовами».
Спортивный вектор из ряда направлений всеобъемлющего сотрудничества здесь не является исключением. Обе державы используют спортивную повестку для укрепления взаимопонимания в противовес западным попыткам подрыва их имиджа на международной арене. Внимание, уделяемое спорту лидерами двух стран, значительно повысило высоту, глубину и температуру спортивных обменов между Россией и Китаем, что подтверждается длительной и насыщенной историей спортивного сотрудничества двух акторов.
Стоя друг к другу спиной к спине
В последние годы, в условиях геополитического давления Запада, под стратегическим руководством глав России и Китая сотрудничество между двумя странами лишь углублялись, были достигнуты плодотворные результаты. Обе стороны ежегодно проводят заседания подкомитета по спортивному сотрудничеству на полях Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития. Россия является единственной страной, которая уже несколько лет проводит двусторонние комплексные спортивные игры с Китаем. Регулярно проходят российско-китайские летние и зимние юношеские игры, совместные автопробеги «Шелковый путь», трансграничный российско-китайский марафон «1+1» и многие другие спортивные мероприятия. Во время подготовки к зимним Олимпийским играм в Пекине — 2022 Китай направил несколько своих команд для обучения в Россию, а после Олимпиады Китай пригласил российских тренеров стать тренерами-консультантами для развития некоторых китайских спортивных сборных.
Построение образов российских и китайских спортсменов среди аудиторий двух стран максимально положительно влияет на укрепление «народной дипломатии» и сплоченности обществ. Оба актора используют методы формирования бренда страны на основе личности известных спортсменов. В частности, Китай активно продвигает спортивную дипломатию через образы новых архетипов своих спортсменов, примером чего может являться китайская фристайлистка американского происхождения Эйлин Гу. Ее победа на ОИ в Пекине 2022 г. и активное продвижение образа многонационального представителя китайского спорта стали олицетворением задекларированных Пекином еще по итогам 19-го Всекитайского съезда КПК идей всеобъемлющего, «трехмерного» и амбициозного Китая, в том числе стремящегося показать, что он способен привлекать иностранные таланты и формировать новый тип китайских спортсменов на мировой арене.
Российские спортсмены также хорошо известны и любимы китайской аудиторией. В частности, российская фигуристка А. Щербакова стала настоящим символом дружбы российского и китайского народов. Несмотря на многочисленные попытки дискредитации зимних Олимпийских игр — 2022, Щербакова в своих соцсетях активно отмечала высокий уровень организации Игр, популяризуя российско-китайскую дружбу среди молодежных сообществ.
В феврале 2022 г. в ходе визита президента РФ В.В. Путина в Китай на церемонию открытия зимних Олимпийских игр в Пекине главы государств России и Китая совместно объявили об официальном начале Года спортивного обмена между Китаем и Россией в 2022–2023 гг.
На 2023 г. запланировано проведение более 450 совместных спортивных мероприятий, в числе которых, к примеру, Международный фестиваль университетского спорта с участием университетских команд из стран БРИКС, ШОС и дружественных государств СНГ. На 2024 г. запланирована реализация нового и первого в истории двусторонних отношений спортивного формата «Игры будущего», который будет включать в себя классические виды спорта, развиваемые Россией, и новаторский формат соревнований в киберспорте, который инициирует Китай. Ожидается участие китайских спортсменов в Международном фестивале университетского спорта, который пройдет вместо отобранной у России по политическим причинам Универсиады.
Министерства спорта России и Китая также активно развивают спортивного сотрудничество на многосторонних платформах, таких как БРИКС и ШОС, в рамках которых стороны работают над спортивным форматом среди дружественных стран и регионов, что соответствует долгосрочным интересам обоих акторов. В рамках своего визита в Москву лидер КНР подчеркнул, что спорт будет являться одной из главнейших тем в российско-китайском сотрудничестве ближайших лет. Очевидно, что на закрытой части переговоров поднимались вопросы альтернативных спортивных мероприятий, учитывая последующую болезненную реакцию МОК, для которых альтернативная организация в рамках ШОС или БРИКС была бы кошмаром, как и альтернативные соревнования под эгидой Москвы и Пекина.
В частности, такая инициатива была выдвинута президентом России В.В. Путиным на саммите ШОС в сентября 2022 г. Как заявил Путин: «Хорошие возможности есть и для активизации спортивного сотрудничества с перспективой проведения под эгидой ШОС крупных спортивных мероприятий, для чего можно было бы подумать о создании при нашем объединении ассоциации спортивных организаций». Члены ШОС позитивно восприняли предложение о создании ассоциации спортивных организаций, и уже ведется работа по реализации данной идеи.
Единый язык и дух подлинного партнерства
Можно сказать, что, вопреки лоббированию Западом спортивной изоляции, спорт только укрепляется в качестве наиболее активного элемента российско-китайских дипломатических связей и неправительственных обменов. В последние годы сферы сотрудничества между Китаем и Россией продолжают расширяться. Современные спортивные события и победы рассматриваются Россией, Китаем и их союзниками как средство, с помощью которого спортсмены успешно продвигают векторы «мягкой силы», укрепляют дипломатические устремления, кросс-культурные сплетения дружественных обществ, подпитывают национальное единство.
Эффект противостояния в условиях новой «спортивной холодной войны» продолжит сохраняться, существуя в условиях продвижения к новой глокализованной спортивной реальности, задавать тон которой вполне способны Россия и Китай, сопрягая свои спортивные инициативы, выдвигая альтернативные новые форматы. Стремление Запада к спортивной гегемонии вряд ли отойдет на второй план и будет преследовать совершенно иные идеологические и геополитические цели, чем идеи российско-китайского видения глобальной спортивной формации на базе общих ценностей. Россия и Китай будут продвигать спорт непосредственно как источник справедливого мира, движения в направлении к устойчивой цивилизации, развивая альтернативные спортивные форматы на уровне макрорегионов. Российско-китайские отношения в настоящее время только крепчают. Как заявил губернатор провинции Сычуань Хуан Цян: «Спорт является единым языком для взаимодействия наших народов».
1. Урсул А.Д., Леонова К.С. Достижение глобальной устойчивости: проблемы и перспективы // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 3. С. 166–176.
2. Леонова К.С. Обеспечение безопасности в контексте глобального развития: политический аспект: диссертация ... кандидата политических наук: 5.5.4. / Леонова Кристина Сергеевна; [Место защиты: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Диссовет МГУ.054.1]. — Москва, 2022. — 229 с.
Геополитолог спорта, член швейцарской ассоциации политических исследований, юрист-международник
Блог: Блог Андрея Волкова
Рейтинг: 0