Блог Алины Волкоморовой

Баланс сил в регионе Балтийского моря: от нейтралитета до милитаризации

7 ноября 2022
Распечатать

С началом российской специальной военной операции на Украине 24 февраля 2022 г. отношения между Москвой и Западом были фактически разорваны, и Балтийский регион оказался одним из самых уязвимых в обострившемся противостоянии. Об этом в том числе свидетельствуют взрывы на газопроводах «Северный поток» и «Северный поток — 2». Кроме того, в числе важнейших для региона событий — планируемое расширение НАТО за счет Швеции и Финляндии. Страны подали заявки на членство в военном альянсе 18 мая 2022 г.

Нет сомнений в том, что основная цель вступления Швеции и Финляндии в НАТО — изменение баланса сил в Балтийском регионе в пользу альянса для «защиты от России».

Режим безопасности в регионе Балтийского моря долгое время поддерживался финской и шведской политикой нейтральности. Вступление этих стран в НАТО полностью изменит баланс сил в регионе. Альянс будет контролировать 95% побережья Балтийского моря и в два раза увеличит сухопутную границу с Россией, что означает новые вызовы для Москвы на северо-западном стратегическом направлении. Кроме того, НАТО пополнит свой военный арсенал за счёт достаточно хорошо развитых шведского и финского ВПК и приобретет в лице этих стран оперативно совместимых союзников, имеющих опыт приграничного сотрудничества с Россией. Отказ Швеции и Финляндии от нейтрального статуса подрывает одну из системных опор европейской безопасности и усиливает вероятность возникновения новых разногласий в регионе. Однако масштаб грядущих перемен ещё предстоит оценить.

1183587_186_0_4844_2620_1920x0_80_0_0_1d03c92fe5ab43c04d000d65138dfda4.jpg

Источник: Sputnik

Исторически регион Балтийского моря — один из типичных европейских регионов, где на сравнительно небольшой территории размещается большое количество наций и государств. В тот или иной период истории практически каждое из балтийских государств пыталось установить контроль над регионом, создать свои правила регионального взаимодействия. Викинги, Кальмарская уния, Ганзейский союз, шведские короли в период шведского великодержавия — это лишь малая часть примеров тех акторов, которые доминировали в регионе. Веками здесь развивалось многостороннее сотрудничество, складывались и закреплялись политические, деловые, культурные и социальные трансграничные и транснациональные связи. Однако поступательная интеграция не стала главной характеристикой этого пространства, напротив, страны Балтийского региона довольно часто встречаются с трудностями на пути к мирному взаимодействию. Особенно непросто развиваются отношения между государствами — членами ЕС и НАТО, с одной стороны, и Россией, с другой стороны.

Баланс сил в годы холодной войны

В годы холодной войны, когда весь мир был разделен на два противоборствующих лагеря, установленный в Балтийском регионе баланс сил имел свои отличительные черты. Он получил название «Северный баланс», поскольку регион был формально разделен не на две, а на три части: СССР и его союзники (ГДР и Польша), страны — члены НАТО (ФРГ и Дания), нейтральные Финляндия и Швеция.1 Считается, что такая конфигурация помогала обеспечить стабильность на Севере Европы и сбалансированность интересов СССР и НАТО в регионе2. Вопрос членства Финляндии и Швеции в НАТО и ЕС не стоял, поскольку это бы подорвало доверие к политике нейтралитета обoих государств и принципиально обострило отношения в регионе. В рамках Северного сотрудничества (официального формата взаимодействия между скандинавскими странами) вопросы политики и безопасности были табуированы по этой же причине.

После Второй мировой войны Финляндия поддерживала и развивала дружественные отношения с СССР: в 1948 г. между государствами был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, активно развивалось торгово-экономическое сотрудничество между странами. Протяженная общая граница и исторический опыт тяжелых вооруженных столкновений заставили Хельсинки сделать выбор в пользу кооперации, а не потенциального обострения отношений3.

Швеция при формальной декларации нейтралитета была неофициальным союзником НАТО. В первую очередь сотрудничество развивалось в области авиационной и радиотехнической разведки. Известен даже случай, когда в 1952 г. выполняющие радиотехническую разведку шведские самолеты были сбиты советскими истребителями над Балтийским морем, вошедший в историю как Каталинский инцидент. В этом же году Стокгольм и Вашингтон заключили соглашение о взаимопомощи, по которому первая обязалась предоставить НАТО свое воздушное пространство и военную инфраструктуру в случае необходимости в обмен на гарантии Вашингтона защищать королевство в случае нападения. Швеция также активно развивала сотрудничество по вопросам безопасности с соседними Норвегией и Данией, входящими в НАТО, но сама до 1990-х гг. не имела официальных связей с альянсом.

Также стоит отметить, что геополитически из-за острова Готланд Швеция рассматривалась НАТО как более ценный союзник, чем Финляндия. Выгодное географическое расположение острова позволяет размещать там боевые системы, что увеличивает возможности контролировать морские и воздушные пути через Балтийское море. Кроме того, страна фактически контролирует центральную часть Балтийского моря, что напрямую связано с безопасностью Прибалтики4.

Переходный период после распада СССР до 2014 г.

После окончания холодной войны и распада СССР в регионе произошли значительные географические и политические изменения. Балтийское море всё больше превращалось во «внутреннее море» НАТО. Формально Швеция и Финляндия придерживались политики неприсоединения, воздерживаясь от вступления в альянс, но постепенно углубляли сотрудничество с НАТО, проводя совместные учения и миротворческие операции. В 1994 г. оба государства вступили в программу НАТО «Партнерство ради мира», предполагающую военное сотрудничество и повышение оперативной совместимости между своими вооруженными силами и силами альянса5.

Реорганизация региона оказала значительное влияние на установившуюся в нем систему безопасности, изменив баланс сил, хотя не самым очевидным образом. Расширение НАТО на восток всегда было одной из самых важных тем в диалоге между Россией и Западом, однако не сразу спровоцировало обострение отношений. Как представляется, эскалации не происходило, потому что страны Балтии даже в составе НАТО не воспринималось в качестве критической угрозы безопасности РФ. Тем не менее впоследствии расширение НАТО стало одной из причин значительных изменений как на Балтике, так и в целом в международной системе.

Фундаментальной причиной беспокойства для России было ее положение в системе международных отношений в целом. После краха СССР Россия утратила статус сверхдержавы и пыталась выстраивать свою политику по западному образцу, рассчитывая на равноправное партнерство с ЕС. При этом страны ЕС и НАТО не воспринимали Москву в качестве равного партнера, с интересами которого стоит считаться. В качестве примеров можно привести боевые действия НАТО на Балканах, произошедшие без консультации с Россией (как членом СБ ООН), а также игнорирование проекта Договора о европейской безопасности, предложенного нашей страной в 2008 г.6 Неудавшаяся попытка встроиться в европейскую систему безопасности на фоне параллельного расширения НАТО на восток имела для России принципиальное значение.

Этот тезис подтверждает эволюция Концепций внешней политики РФ, принятых после распада СССР. Концепция 1993 г. отличается от всех последующих документов выражением надежды на равноправное партнерство, помощь и поддержку Запада в реформировании России, в становлении демократии в стране. Концепция 2000 г. уже признаёт, что ожидания не оправдались, и более жестко очерчивает интересы России. По мере преодоления последствий холодной войны сепарация от Запада и западных ценностей становилась всё более очевидной, а оценка его роли в мире — всё более прагматичной. Государства Европы постепенно превращались из идеальных примеров для подражания в обычные государства, сотрудничество с которыми может быть полезно России. Концепции 2008, 2013 и 2016 гг. все более жестко закрепляли интересы РФ и видение Россией своего места на международной арене.

Баланс сил после 2014 года

После воссоединения Крыма с Россией в марте 2014 г. отношения между Москвой и Западом значительно ухудшились. Начатая в 2015 г. российская операция в Сирии ещё больше убедила западные страны в том, что наша страна готова защищать свои интересы на международной арене силовыми методами. Началась санкционная война, увеличилось количество военных учений НАТО у границ РФ, возросло присутствие альянса в Прибалтике и Польше7. Дилемма безопасности в Европе обострилась. В условиях конфронтации отношения между Россией и странами Запада практически во всех сферах были приостановлены или заморожены.

С началом российской специальной военной операции на территории Украины 24 февраля 2022 г. отношения между Москвой и Западом были фактически разорваны, и Балтийский регион оказался одним из самых уязвимых в обострившемся противостоянии. Об этом в том числе свидетельствуют взрывы на газопроводах «Северный поток» и «Северный поток — 2». Кроме того, в числе важнейших для региона событий —планируемое расширение НАТО за счет Швеции и Финляндии.

Страны подали заявки на членство в военном альянсе 18 мая 2022 г. Примечательно, что гражданское общество Швеции и Финляндии никак не участвовало в принятии этого решения — заявки на вступление были поданы без проведения референдумов. По состоянию на ноябрь 2022 г., парламенты 28 из 30 стран — членов НАТО ратифицировали заявки стран. С оставшимися Венгрией и Турцией переговоры продолжаются. В случае с первой задержка может быть связана как с ожиданием дополнительных договоренностей с Еврокомиссией, которая заблокировала выплаты в рамках «политики единства» для Венгрии, так и с сильными связями Будапешта с Анкарой, а также с достаточно лояльным (по сравнению с другими европейскими странами) отношением венгерской стороны к России. Позиция Турецкой Республики по этому вопросу более принципиальная — страна требует конкретных шагов со стороны скандинавов в отношении Рабочей Партии Курдистана (РПК), признанной в Турции террористической, а также экстрадицию некоторых активистов партии, которые нашли убежище в Швеции и Финляндии.

Нет сомнений в том, что основная цель вступления Швеции и Финляндии в НАТО — изменение баланса сил в Балтийском регионе в пользу альянса для «защиты от России», о чем открыто заявляют и политики. Например, шведский министр иностранных дел Петер Хультквист в интервью DefenseNews после подачи заявки на вступление в НАТО сказал, что Стокгольм готов к конкуренции и росту напряженности, но вступление Швеции и Финляндии в НАТО будет способствовать перекалибровке сил альянса в регионе «до уровня сдерживания России». О том, что вступление в альянс обезопасит Скандинавию от «российской угрозы» заявляет и премьер-министр Финляндии Санна Марин. По ее словам, Финляндия «не может больше оставаться беззащитной перед Россией».

Оперативную совместимость с силами НАТО и готовность защищаться от России шведская и финская армии в очередной раз отработали на совместных учениях, прошедших весной и летом 2022 г. Например, это самые масштабные за свою историю военно-морские учения НАТО Baltops 2022, в которых приняли участие 14 стран НАТО, Швеция и Финляндия, и одной из важных частей которых была оборона острова Готланд, который, по мнению Стокгольма, может стать потенциальной мишенью России. В этот же период прошли крупные учения наземной противовоздушной обороны Ramstein Legacy 2022 с участием 15 стран-членов НАТО, Финляндии и Швеции и полевые учения Vigilant Knife с участием Финляндии, Швеции и Великобритании, проведенные в экстремальных погодных условиях на севере Финляндии.

Как уже упоминалось выше, проведенные в 2022 г. мероприятия — не первый случай, когда скандинавские нейтралы проводили совместные военные учения с НАТО. Более того, ни проведение совместных учений, ни даже присоединение стран к альянсу нельзя назвать «революционным переходом» для их вооруженных сил на оперативном уровне. За 30 лет сотрудничества финны и шведы полностью подготовились к встраиванию в евро-атлантическую систему безопасности. Однако расширение НАТО за счёт Швеции и Финляндии многое изменит для альянса и России, и значительно повлияет на военный баланс сил в регионе.

Предоставление вооруженных сил, военно-технического потенциала и человеческих ресурсов двух стран в распоряжение НАТО — очень ценное приобретение для альянса, которое значительно расширит его возможности в регионе. Несмотря на то, что скандинавские страны небольшие по территории и обладают немногочисленной армией, они представляют собой довольно серьёзных потенциальных противников в первую очередь благодаря их развитой экономике, высокому уровню жизни и мощному военно-промышленному комплексу. Финляндия производит военные корабли, колёсную бронетехнику, технологии для обеспечения кибербезопасности. Швеция обладает передовой аэрокосмической промышленностью, производит и экспортирует большое количество оружия и техники (в первую очередь — системы противовоздушной обороны и самолеты). Членство в НАТО также будет способствовать выходу стран к международным рынкам вооружений — как для расширения экспорта, так и для увеличения международных закупок оружия.

Кроме того, благодаря своему географическому положению Стокгольм и Хельсинки обладают опытом взаимодействия с Россией в качестве соседа, в том числе в Арктике, а также ценными данными о ее пограничной деятельности (это касается по большей части Финляндии, которая имеет продолжительную (1272 км) сухопутную границу с Россией).

Вхождение Финляндии и Швеции в НАТО приблизит альянс к Санкт-Петербургу, важному морскому порту, а также Кольскому полуострову, а значит — Североморску, базе Северного флота с его атомными подводными лодками. Кроме того, в случае вступления этих стран в НАТО у России останется два совсем небольших «окна» в Балтийское море — в Калининградской и Ленинградской областях. При этом Калининградская область как анклав окажется в особой опасности — регион окружен странами НАТО, а со вступлением в альянс скандинавских стран Балтийское море будет фактически под полным контролем альянса, что потенциально может привести к проблемам с транзитом между регионами России и Калининградской областью. Выход в Северную Атлантику через датские проливы тоже будет полностью контролироваться НАТО. Несомненно, в подобных условиях Запад не упустит возможность установить свои «правила игры» в Балтийском регионе.

Россия должна будет реагировать на изменения. Речь идёт о наращивании военно-морского присутствия в Балтийском море и милитаризации границы между Финляндией и РФ. Пока позиция нашей страны заключается в «симметричном ответе» в случае размещения военных баз и вооружения альянса в регионе. Учитывая это обстоятельство и текущий вооруженный конфликт между Россией и Украиной сложно предсказать дальнейшее развитие событий. Будущий баланс сил в регионе и в целом в Европе будет зависеть от результатов СВО и того, в каком состоянии окажется военный потенциал сторон — как России, которая непосредственно вовлечена в конфликт, так и западных держав, которые оказывают военную помощь Украине. В любом случае, присоединение Финляндии и Швеции к НАТО приведет к обострению двусторонних отношений между Москвой и её балтийскими и северными соседями.

***

Режим безопасности в регионе Балтийского моря долгое время поддерживался финской и шведской политикой нейтральности. Вступление этих стран в НАТО полностью изменит баланс сил в регионе. Альянс будет контролировать 95% побережья Балтийского моря и в два раза увеличит сухопутную границу с Россией, что означает новые вызовы для Москвы на северо-западном стратегическом направлении. Кроме того, НАТО пополнит свой военный арсенал за счёт достаточно хорошо развитых шведского и финского ВПК и приобретет в лице этих стран оперативно совместимых союзников, имеющих опыт приграничного сотрудничества с Россией. Отказ Швеции и Финляндии от нейтрального статуса подрывает одну из системных опор европейской безопасности и усиливает вероятность возникновения новых разногласий в регионе. Однако масштаб грядущих перемен ещё предстоит оценить.



[1] Талагаева Д.А. «Северный баланс» и условия участия Норвегии в НАТО в годы «холодной войны». Вестник МГИМО-Университета. 2013;(1(28)) с. 226.

[2] Талагаева Д.А.

[3] Килин, Ю.М. Нейтральные государства на распутье: проблема вступления в НАТО Финляндии и Швеции [Текст] / Ю.М. Килин // Современная Европа. - Москва, 2017. - Вып.2 (74), №2. - с.66

[4] Jacob Westberg, ”Säkerhet utan alliansfrihet: svenska alliansstrategiers teori och praktik,” Statsvetenskaplig tidskrift 118, 4, 2016. p.416

[5] Воронов К.В. Северный нейтрализм: исторический финал или трансформация? / К.В. Воронов // Современная Европа. – 2018. – № 1. – с. 84

[6] Marten, K. Reconsidering NATO expansion: A counterfactual analysis of Russia and the West in the 1990s. European Journal of International Security, 2018. 3(2), p.140

[7] Кикнадзе В.Г., Миронюк Д.А., Кретинин Г.В., с. 63


Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся