Больше, чем Уругвай

Уругвай при Лакалье Поу: итоги политического цикла

15 июня 2025
Распечатать

Деятельность правительства правой коалиции в прошедшем цикле можно условно разделить на два периода. Первый период – 2020–2022 гг. – можно обозначить как «чрезвычайный» период, который включил в себя эпидемию COVID-19, кризисные явления в международных отношениях. Правительство страны было призвано решать задачи, которые были совершенно неожиданными. 

Эти задачи были созданы внешними обстоятельствами, которые никак не зависели от внутриполитических процессов и региональных трендов. Исследователи Д. Ваиро и Ф. Антиа полагают, что этот период можно назвать «медовым месяцем» [10] в отношениях уругвайского общества и нового правительства страны. Второй период (2023–2024 гг.) – период «охлаждения», когда после окончания пандемии на первое место вышли социально-экономические проблемы, имиджевые скандалы и изменение политического ландшафта.

Во втором туре выборов 2019 г. Лакалье Поу набрал 50,79% голосов избирателей. Первые несколько лет его работы опросы общественного мнения показывали, что поддержка президента не снижалась. Еще в марте 2020 г. Лакалье Поу сказал: «Я – президент COVID-19», что выражало чрезвычайные обстоятельства его вступления в должность (1 марта 2020 г.). В августе 2020 г. почти 60% населения страны поддерживали его деятельность на посту президента [11]. Уругвай эффективно справился с первой волной пандемии: к сентябрю 2020 г. было зафиксировано всего несколько десятков летальных случаев. При этом события 2020 г. показывали, что администрацию Лакалье Поу ждут проблемы и кризисные явления: сформированное в 2020 г. правительство практически сразу начало меняться – произошла смена министра иностранных дел ЭрнестоТалви (представитель PC), не решались вопросы экономического развития, росло количество бездомных. По отдельным вопросам социальной политики наблюдались острые дискуссии между членами коалиции, что позволяло наблюдателям делать прогнозы о том, что коалиция нестабильна и может рано или поздно перестать существовать. 

В 2021 году ситуация в стране стала более сложной. Частичное снятие ограничений накануне 2021 г. привело к резкому росту числа инфицированных: в январе – июне 2021 г. в Уругвае наблюдалось в среднем от 3 до 5 тыс.заболевших в день. При этом тактика и стратегия правительства в борьбе с пандемией менялась – от жестких локдаунов к вакцинации и «точечным» ограничениям, что в начале 2022 г. стало предметом политических дискуссий между FA и правящей коалицией [12]. Уругвайские политологи Н. Шмидт и Л. Репетто указывали [9], что в политическом отношении 2021 год характеризовался двумя феноменами, которые имели глубинную связь между собой: с одной стороны, правительство смогло добиться вакцинирования на уровне 80 % населения, сгладить социально-экономические последствия пандемии, но при этом оно постоянно находилось под давлением критики со стороны оппозиции – профсоюзов и FA, – которые подчеркивали недостаточную решимость президента, призывали к проведению референдума против пакета законов, предложенных администрацией Лакалье Поу (т.н. «Закон о чрезвычайном рассмотрении», Ley de UrgenteConsideracion, LUC). За 2020–2022 гг. страна прошла путь от лучших в регионе показателей смертности от коронавируса до фразы президента страны «Иногда отсутствие решений – тоже решение», сказанной на пресс-конференции в январе 2022 г. при показателях смертности 30 человек в день, что являлось существенным для трехмиллионного населения страны.

С одной стороны, итоги референдума об отмене LUC, инициированного оппозицией и прошедшего в начале 2022 г., показали поддержку курса Лакалье Поу. Несмотря на активную агитационную кампанию, проведенную FA и профсоюзами, им не удалось изменить позицию населения страны. Предложения левых сил об отмене законодательных инициатив правящей коалиции были поддержаны только в трех регионах страны – г. Монтевидео, провинциях Канелонес и Пайсанду. В остальных 16 областях страны поддержку получило действующее правительство. Позиция правительства победила с перевесом всего в 30 тыс. голосов избирателей. При этом в поддержку правительства проголосовало на 80 тыс. человек меньше, чем голосовали за Лакалье Поу во втором туре выборов 2019 г. Разрыв в поддержке между левой оппозицией и правящей коалициейстремительно сокращался. 

С другой стороны, в 2021–2022 гг. правительство оказывалось в центре имиджевых скандалов. В ноябре 2021 г. в ОАЭ был освобожден наркоторговец Себастьян Марсет – он имел подложные парагвайские документы, обвинялся в наркоторговле и организации заказных убийств, но, получив дистанционно паспорт Уругвая, был выпущен на свободу. Ситуация вызвала скандал в уругвайском обществе, министр иностранных дел Франсиско Бустильо и министр внутренних дел Луис Альберто Эбер давали объяснение в Сенате страны и ссылались на правовые нормы: Марсет не был обвиняемым по уголовным делам в самом Уругвае и не был объявлен в международный розыск [13]. Ситуация усугублялась тем, что президент страны хранил молчание в отношении «дела Марсета», не давая никаких публичных комментариев. По итогам скандала названные министры были отправлены в отставку, однако, сам Лакалье Поу говорил о том, что должностные лица страны действовали в соответствии с законодательством. Президент публично заявил, что с его точки зрения министры не должны нести юридической ответственности за произошедшее [14]. Опросы общественного мнения показывали, что дело Марсета нанесло удар по поддержке президента: в декабре 2023 г. уровень одобрения его работы сократился до 45%, при уровне неодобрения в 38% [15]. Аналогичный эффект вызвала история с арестом главы службы безопасности президента Алехандро Астезиано, которого осенью 2022 г. обвинили в получении взяток за выдачу россиянам уругвайских паспортов и подделку документов [16]. Эти случаи безусловно повлияли на восприятие президента в обществе. Лакалье Поу, работая на посту президента, создавал имидж открытого лидера, который участвует во всех процессах, вникает в детали политических решений, знает все тонкости работы государственных учреждений и жизни страны. В этом контексте скандалы с участием ближнего круга президента, его молчание и ссылки на то, что он ничего не знал о происходящем, привели к снижению уровня доверия. 

До начала активной фазы предвыборной кампании правительство Лакалье Поу направляло много усилий на продвижение образовательной реформы. Ее суть заключалась в переходе от знаниевой модели школьного обучения к компетентностной, изменении системы формирования и подготовки педагогических кадров, изменении образовательных стандартов и образовательных ступеней в рамках школьной программы [17]. Против отдельных положений реформы вновь выступали FA и представители профсоюзов. 

В 2020–2023 гг. правительство Лакалье Поу показало свои сильные стороны: была сохранена правящая коалиция, проблемы и противоречия внутри нее были решены, уровень поддержки президента долгое время держался выше 50%, что позволяло администрации Лакалье Поу пользоваться мандатом доверия, подтвердить его на референдуме. Правительство хорошо показало себя на начальном этапе пандемии, не допустило глубоких социально-экономических потрясений. Одновременно с этим администрация Лакалье Поу постоянно создавала все новые поводы для критики со стороны оппозиции: резкий рост смертельных случаев во время второй и третьей волн пандемии, имиджевые скандалы, продвижение реформ, которые не были основными в программе правительства, отсутствие решения вопросов, которые наиболее остро стояли перед страной. 

Коалиция правых сил шла на выборы в 2019 г. в условиях сложной криминогенной обстановки. В последние годы правления FA в стране росло число убийств. В 2018 г. этот показатель достиг своего пика и составил 420 человек. В период правление Лакалье Поу количество убийств изменилось незначительно, несмотря на то что часть статей LUC была направлена на изменение полномочий правоохранительных органов. Снизившись в период пандемии и самоизоляции, количество убийств в 2022 г. составило 383 человека, а в 2023 г. – 381 человек. При этом в 2013 г. – в период президентства Х. Мухики (2010–2015), – этот показатель составлял 261 человек. Уровень грабежей при Лакалье Поу снизился по сравнению с показателями 2018–2019 гг., но оставался высоким в сравнении с периодом Мухики (18000 случаев в 2013 и 22000 случаев в 2023). Практически не менялось количество краж, постепенно увеличивался уровень домашнего насилия [18]. Предвыборные обещания Лакалье Поу сократить уровень насилия в стране, изменить криминогенную обстановку фактически не было выполнено.

То же самое можно сказать про ключевые экономические показатели. Значительное снижение инфляции в стране было зафиксировано лишь в начале 2023 г. С 2020 по 2022 г. рост цен составлял в среднем 9% каждый месяц при том, что в последние годы правления FAон изредка поднимался выше 8%. При Лакалье Поу инфляция достигла предельных значений за 10 лет наблюдения – 11,05% в мае 2020 г. Лишь к концу 2023 г. рост цен замедлился до 4–5%, но большую часть периода правления правой коалиции инфляционные показатели никак не отличались от показателей эпохи FA [19]. Ключевая ставка выросла с 5% в 2019 г. до 8,1% в 2023 г. и 7,725% в 2024 г [20]. Стабильной оставалась ситуация с национальной валютой: в марте 2020 г., когда Лакалье Поу стал президентом страны, один доллар США стоил 43,750песо, в декабре 2024 г. курс составлял 43,660 песо за доллар. 

В 2020–2023 гг. кредит доверия молодому президенту и сплочение общества в условиях пандемии не стали источником решения социально-экономических проблем. Уровень доверия постепенно снижался, давление со стороны FA и профсоюзов последовательно нарастало. Правительство сосредоточилось на проведении реформ в сфере здравоохранения и образования, при этом фактически не выполняя главных предвыборных обещаний о борьбе с преступностью, экономическом росте. Реформа в сфере общественной безопасности не принесла заметныхрезультатов. В этих условиях страна в 2024 году вступила в новый избирательный цикл.

Список литературы:

1. Андреев А.  С. Феномен политической партии Открытый форум в Уругвае. Латинская Америка, М., 2022, № 4, с. 42–54. 
2. Corte electoral. Elecciones nacionales 2024. URL: https://eleccionesnacionales2024.corteelectoral.gub.uy/(accessed 01.12.2024).
3. Дабагян Э. С. Особенности политического процесса в Уругвае (2004–2020 гг.). Латиноамериканский исторический альманах, М., 2023, № 40, с. 156–172.
4. Ивановский З.В. Правый дрейф в Латинской Америке: причины, итоги и перспективы.Латиноамериканский исторический альманах, М., 2022, № 35, c. 133–160.
5. Астахов Е. М., Астахова Е. В. Внешнеполитическое измерение правых режимов в Латинской Америке // Электронный научно-образовательный журнал "История", М., 2020, Т. 11, № 5 (91), с. 17.
6. Дьякова Л. В. Социальная политика в периодCOVID-19: латиноамериканские подходы, Латинская Америка, М., 2022, № 5, с. 28–44.
7. Косевич Е. Ю. Латинская Америка: коронавирус иновый политический ландшафт, Латинская Америка, М., 2020, № 10, c. 39–53. 
8. Rossel C., Monestier F. 2021. Uruguay 2020: el despliegue de la agenda de centro derecha en contexto de pandemia, Revista de ciencia política, Montevideo, 2021, 41 (2), pp. 401–424.
9. Schmidt N., Repetto L. Uruguay 2021: entre la urgencia, el freno y un nuevo comienzo para el gobierno de coalición, Revista de ciencia política, Montevideo, 2022, 42 (2), рр. 439–460.
10. Vairo D., Antia F. Uruguay 2022: Between the Referendum, Strategic Reforms and Political Scandals, Revista de Ciencia Politica, Montevideo, 2023, vol. 43(2), pр. 377–401.
11. El gobierno uruguayo, entre la aprobación y las protestas en medio de la pandemia, France24, 31.08.2020. URL: https://www.france24.com/es/20200831-el-gobierno-uruguayo-entre-la-aprobaci%C3%B3n-y-las-protestas-e... (accessed 10.10.2024)
12. El Frente Amplio pide reacción por el aumento de caso; gobierno insta a no politizar el Covid, El Pais, 09.01.2022 URL: https://www.elpais.com.uy/informacion/politica/frente-amplio-pide-reaccion-aumento-caso-gobierno-ins... (accessed 10.12.2024).
13. Crimen narco: el asesinato del fiscal paraguayo complica a dos ministros de Lacalle Pou, El Pais, 24.08.2022 URL: https://www.lanacion.com.ar/el-mundo/crimen-narco-el-asesinato-del-fiscal-paraguayo-complica-a-dos-m... (accessed 15.12.2024)
14. Lacalle Pou confirmó las renuncias de Heber, Maciel y Lafluf por el escándalo Marset, Ambito, 05.11.2023. URL: https://www.ambito.com/uruguay/lacalle-pou-confirmo-las-renuncias-heber-maciel-y-lafluf-el-escandalo... (accessed 15.12.2024)
15. ¿Qué ocurrió con la imagen de Lacalle Pou tras el escándalo Marset?, Ambito, 12.12.2023. URL: https://www.ambito.com/uruguay/lacalle-pou-confirmo-las-renuncias-heber-maciel-y-lafluf-el-escandalo... (accessed 15.12.2024)
16. Una banda de rusos y uruguayos que hacía documentos truchos: cómo es la causa por la que detuvieron al jefe de la custodia de Lacalle Pou, La Nacion, 27.09.2022. URL: https://www.lanacion.com.ar/el-mundo/una-banda-de-rusos-y-uruguayos-que-hacia-documentos-truchos-com... (accessed 15.12.2024)
17. Lacalle Pou participó en presentación de estrategia educativa con foco en el estudiante, Presidencia del Uruguay, 29.11.2021. URL: https://www.gub.uy/presidencia/comunicacion/noticias/lacalle-pou-participo-presentacion-estrategia-e... (accessed 15.12.2024)
18. Homicidios y denuncias de otros delitos, Ministerio del interior del Uruguay, 2023. URL: https://observatorioseguridad.minterior.gub.uy/pentaho/api/repos/:public:observatorio:MININT_Observa... (accessed 15.12.2024)
19. Uruguay - Tasa de inflación, Trading Economics, 2024. URL: https://es.tradingeconomics.com/uruguay/inflation-cpi (accessed 15.12.2024)
20. Uruguay - Depósito Tasa de Interés, Trading Economics, 2024. URL: https://es.tradingeconomics.com/uruguay/deposit-interest-rate (accessed 15.12.2024)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся