Уругвай после выборов 2024 г.: бывшие надежды
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Избранный президент вступил в должность в марте 2025 г. Несмотря на яркую победу на выборах, аналитики видели в фигуре Орси и слабые стороны. Были возможны несколько сценариев политического и социально-экономического развития страны в ближайшем будущем.
Во-первых, в латиноамериканской прессе много говорилось о влиянии, которое оказывал Мухика на Орси. Ближайшее окружение Орси – секретарь канцелярии президента Алехандро Санчес и заместитель секретаря Хорхе Диас – давние друзья Хосе Мухики. Бывший президент не скрывал, что советует своему «ученику» принять те или иные кадровые решения, например, он признал [1], что предложил Орси кандидатуру на пост министра сельского хозяйства – Альфредо Фратти, который является членом «Движения народного участия» и который занимал государственные должности в годы президентства Мухики. Основной вопрос заключался в том, насколько Орси сможет быть самостоятельным и независимым политиком, особенно в окружении более опытных и возрастных друзей Мухики, которые постепенно занимали различные должности в государстве. Где в ближайшие годы будет располагаться центр принятия важнейших решений в стране – в центре Монтевидео, где находится резиденция президента, или в доме Хосе Мухики? Ответ на этот вопрос мог определить многое в будущем страны. Уругвайский политолог Адольфо Гарсе видиел [2] в этом положительные последствия, говоря о том, что Орси может идти по пути консолидации общества, как это делал Мухика. При этом, представляется, что на этом пути были возможны и разочарования: Уругвай выбирал из известных и системных фигур, но, несмотря на влияние Мухики, вряд ли страна смогла бы в ближайшие годы вернуться к социально-экономическим показателям десятилетней давности: сократить уровень инфляции, сократить количество преступлений. Все эти сомнения были рассеяны 13 мая 2025 г., когда Хосе Мухики не стало. Это произошло спустя 2 месяца после инаугурации Орси. С одной стороны, уход Мухики "поломал" все планы на поддержку экс-президентом страны своего "ученика". С другой стороны, смерть Мухики позволила увидеть, на что способно новое правительство страны. Уход Мухики "развязал руки" Орси, который мог больше не смотреть в сторону Мухики, а пытаться стать самостоятельным политиком.
Во-вторых, важно отметить наметившиеся еще в период избирательной кампании противоречия между избранными президентом и вице-президентом страны – Жаманду Орси и Каролиной Коссе. Орси, поддерживая программную линию FA, заявлял, что приоритетом для страны являются вопросы внутренней политики и региональной интеграции, отношений с соседями. Коссе, в свою очередь, публично заявляла о важности Соглашения о зоне свободной торговли с Китаем [3]. Еще в 2023 г. аналитики указывали, что у Орси и Коссе разные политические стили: Орси казался более сдержанным, менее радикальным, в то время как Коссе, будучи мэром Монтевидео, высказывалась более жестко по вопросам внутренней политики [4]. Перед новым правительством встал выбор: если реализовывать внешнеполитическую линию, характерную для эпохи Мухики, – ориентация на региональные связи, отношения с соседями и поддержка левых сил в регионе, – уругвайская дипломатия может оказаться в тупике. Спустя десять лет после ухода Мухики с поста президента, политическая карта региона заметно изменилась: интеграционные проекты, в которых участвовало второе правительство FA (2010–2015), ушли в прошлое. При этом на протяжении последних пяти лет администрация Лакалье Поу делала многое для развитие внерегиональных и внеполушарных связей Уругвая, поддерживая отношения с Ближним Востоком, Китаем, Европейским союзом, США [5]. Резкие изменения этих векторов могли бы нанести ущерб инвестиционным проектам страны. К осени 2025 г. становится ясно, что Орси не предпринимает ярких, новых шагов во внешней политике: пока она выглядит сдержанной и сбалансированной. За полгода, прошедшие с даты инаугурации, Орси встречался с представителями разных стран. Много встреч прошло с представителями стран Глобального Юга.
В марте 2025 г. негативным сценарием для Уругвая могла бы стать публичная несамостоятельность президента, влияние на его решения предыдущего поколения политиков, отказ от лучших решений правительства Лакалье Поу в пользу идеологических шагов, которые могли быть сомнительны в своей эффективности. Однако, уход Мухики сделал этот сценарий не совсем актуальным. Не совсем - потому что все еще живы люди, которых Мухика направлял в политике, которых поставил рядом с Орси. Мухики уже нет в живых, но его влияние фактически сохраняется. Отсутствие ресурсов для быстрого решения экономических задач, проблем общественной безопасности может поколебать доверие общества к избранному президенту. Отметим, что за полгода, прошедшие с момента инаугурации Орси, его рейтиги постепенно снижаются. Социологи Уругвая отмечают, что доля тех, кто поддерживает Орси, не растет. Но при этом растет доля избирателей, которые не поддерживают курс правительства. На ноябрь 2025 г. уругвайское общество кажется еще более поляризованным. Соотношение противников и сторонников президента выглядит как 40 на 40 (40% за, 40% против, при 20% неопределившихся). При этом рейтинги Орси как президента выше, чем рейтинги его правительства. Нейтральный сценарий может заключаться в сохранении существующих трендов: удержание инфляции на нынешнем уровне, сохранение курса национальной валюты, отсутствие заметного роста тяжких преступлений, сохранении в той или иной степени внешнеполитического курса, новых импульсы в сотрудничестве с соседями, сохранение актуальной инвестиционной привлекательности. Позитивный сценарий, который представляется наименее вероятным, будет заключаться в последовательном выполнении FA предвыборных обещаний, наращивание ресурсов для эффективного решения социальных проблем, замедление инфляции, ускорение темпов экономического роста, сокращение бедности, повышение роли страны в региональных и глобальных международных отношениях. На ноябрь 2025 г. наблюдается реализация негативно-нейтрального сценария: при социально-экономической стабильности Орси и его правительство не показывают выдающихся результатов, что приводит к постепенному снижению поддержки.
«Неизвестной переменной» в политической жизни Уругвая станет дальнейшая трансформация политического ландшафта. Каждый электоральный цикл выводит на сцену новые политические партии и движения, которые появляются как на левом, так и на правом фланге. Сколько и каких партий будет участвовать в выборах 2029 г. на сегодняшний день предсказать крайне сложно. Хотя не все из существующих партий допускаются до выборов, политическое пространство страны заметно меняется, и оно не такое, каким было во времена президентства Мухики.
В заключение отметим, что победа FA вряд ли существенным образом изменит российско-уругвайские отношения. Для коалиции, приходящей к власти, связи с Россией не являются приоритетными, а сами оценки левых сил в отношении актуальных международных процессов уже несколько лет остаются достаточно резкими.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ:
1. Orsi acumula poder desde la Torre Ejecutiva pero Mujica lo supervisa desde Rincón del Cerro, El Observador, 08.12.2024. URL: https://www.elobservador.com.uy/opinion/orsi-acumula-poder-la-torre-ejecutiva-pero-mujica-lo-supervi... (accessed 20.10.2025)
2. La izquierda vuelve al poder en Uruguay en unas elecciones que lo confirman como una democracia excepcional de Latinoamérica, CNN en Español, 25.11.2024. URL: https://cnnespanol.cnn.com/2024/11/25/analisis-elecciones-uruguay-orix (accessed 20.10.2025)
3. Orsi y Cosse aclararon sus contradicciones sobre el TLC con China: "Es un tema de percepción", El Observador, 03.12.2024. URL: https://www.elobservador.com.uy/nacional/orsi-y-cosse-aclararon-sus-contradicciones-el-tlc-china-es-... (accessed 20.10.2025)
4. Carolina Cosse vs. Yamandú Orsi: una puja discursiva, El Pais, 08.01.2023. URL: https://www.elpais.com.uy/informacion/politica/carolina-cosse-vs-yamandu-orsi-una-puja-discursiva (accessed 20.10.2025)
5. Андреев А. С. Международное экономическое сотрудничество Уругвая в период пандемии COVID-19, Актуальные проблемы экономики и управления, СПб, 2022, № 2 (34), c. 83–91.
Доцент кафедры теории и истории международных отношений СПбГУ
Блог: Больше, чем Уругвай
Рейтинг: 0
