Выиграли ли другие государства-члены ЕАЭС от евразийской интеграции и контрсанкционной политики России?
18 апреля 2020
0
комментариев
16396
Просмотров
В ридер
Распечатать
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
_ Вена-Мюнхен, 15 апреля 2020 г. Благодаря различным факторам, в основном, евразийской интеграции и контрсанкционной политике Москвы, четыре других государства-члена Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан – в 2010 – 2015/2018 годах смогли увеличить свои доли в импорте различных товарных групп в Российскую Федерацию. Это результат исследования, проведенного для венского Института политики безопасности Юрием Кофнером, главным редактором аналитического портала «Евразийские Исследования».Все четыре других государства-члена ЕАЭС выиграли от евразийской интеграции в сочетании с запретом Москвы на импорт западных агропродовольственных товаров. Армения смогла увеличить свою долю поставок фруктов и овощей в Россию (с 0 до 0,8%), Казахстан — мяса и молочных продуктов (с 0 до 0,9%), а Кыргызстан — молочных продуктов (с 0,4 до 0,7%). Беларусь смогла значительно увеличить свою долю в российском импорте во всех трех продовольственных группах, затронутых запретом (с 0,6 до 4,5%; с 5,2 до 34,6% и с 34 до 81%, соответственно).В промышленном секторе Республика Беларусь была основным бенефициаром от евразийской интеграции и от торгово-санкционной войны между Россией и Западом. Значительное увеличение своей доли в российском импорте был достигнут в таких областях, как: полуфабрикаты из текстиля и одежды; готовые химикаты (включая фармацевтические препараты) от 1,7 до 3,5%; транспортное оборудование — от 2,7 до 5,4%, в частности автотранспортное и железнодорожное оборудование (последнее — от 0 до 15%); и лифты (от 12 до 25%). Казахстан смог значительно увеличить свою долю в российском импорте железнодорожной техники (с 0 до почти 6%) и фармацевтической продукции. Армения и Кыргызстан смогли увеличить свою долю рынка в области готовой текстильной продукции и одежды.Учитывая вероятное продолжение российской политики противодействия санкциям, для увеличения выгод других стран-членов ЕАЭС от евразийской интеграции экономист предлагает следующие задачи в рамках повестки промышленной кооперации Союза:
- Россия могла бы де-факто открыть свой рынок государственных закупок (составляет почти 90% от общей стоимости тендеров ЕАЭС) для компаний из других государств-членов ЕАЭС. В настоящее время такие барьеры, как повышенные требования к электронным цифровым подписям и банковские гарантии, принимаемые только российскими банками, делают практически невозможным участие РА, РБ, РК, КР в российских государственных закупках.
- Российская политика импортозамещения (локализации) могла бы стать более инклюзивной для ее партнеров по Союзу. К 2019 году из 45 «Особых инвестиционных контрактов» (СПИК), утвержденных правительством России, только одна была подписана с дочерней компанией из другого государства-члена ЕАЭС — белорусской инжиниринговой компанией.
- Государствам-членам ЕАЭС следует сосредоточиться на перспективных товарных группах с точки зрения совместного импортозамещения и экспортного потенциала для третьих сторон. Предыдущие исследования определили таковыми: металлургическое производство черных и цветных металлов, производство основных химических элементов и фармацевтических продуктов, выращивание растительной сельскохозяйственной продукции, одежда, лифты, космические спутники для дистанционного зондирования Земли, устройства накопления электроэнергии, а также обработка редкоземельных металлов. По сути, в 2010-2018 годах совместная доля РБ и РК в импорте накопителей электроэнергии в Россию увеличилась с 0 до 8,6%.
- Следуя успешному европейскому опыту, государства-члены ЕАЭС могли бы ввести наднациональную юридическую категорию «евразийская фирма» (societas Eurasicaea) для содействия промышленной кооперации.
- Другие ключевые задачи включают ускорение усилий по снижению нетарифных барьеров во внутрисоюзной торговле товарами (НТБ России для других государств-членов ЕАЭС являются самыми высокими и составляют до 32,4% в адвалорном выражении), а также по внедрению «Повести цифровой трансформации ЕАЭС до 2025 года», которая включает в себя создание электронной «карты индустриализации» и онлайновой системы субподряда.
Поделиться статьей
ДРУГИЕ ЗАПИСИ
В ЕАЭС каждый украинец был бы на 440 долларов богаче
18 января 2021
Юрий Кофнер
Рейтинг победителей: кто выигывает от ЕАЭС
21 сентября 2020
Юрий Кофнер
Теги
ЕАЭС, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, интеграция, санкции, Евразия, локализация, импортозамещение