Блог Научного Студенческого Общества МГИМО

Третий пакет мер поддержки населения в ФРГ: коротко о главном

10 октября 2022
Распечатать

Автор: Чижова Мария Кирилловна, студентка 2 курса магистратуры, Финансы и кредит, Клуб германских исследований НСО МГИМО

4 сентября 2022 года правящая коалиция ФРГ согласовала третий пакет мер, направленный на оказание помощи гражданам. Основная причина введения данного пакета - необходимость уменьшить негативные экономические последствия, связанные с высокими ценами на энергоносители. Канцлер ФРГ Олаф Шольц отметил, что повышение расходов для многих граждан в Германии становится серьезной проблемой, однако правительство готово поддержать население.

1.jpg

Объем третьего пакета помощи: 65 млрд. евро (суммарно с двумя первыми пакетами – 95 млрд. евро. Целевые группы: преимущественно домохозяйства (в т.ч. пенсионеры, студенты)

По мере того, как готовился третий пакет мер, правительство столкнулось с проблемой ограниченности федеральных средств, что усугублялось еще и необходимостью составления бюджета на будущий год. Дело в том, что на протяжении уже нескольких лет подряд размер федерального бюджета Германии непрерывно растет (см. график).

2.jpg

На фоне усиливающейся неопределенности, связанной с экономическим спадом, а также растущих расходов, формирование бюджета на 2023 год является достаточно сложной задачей. Сегодня не совсем очевидно, какие именно статьи доходов и расходов будут иметь наиболее крупное значение в денежном эквиваленте. (В частности, непонятно, какие суммы следует заложить в бюджет на покупку энергоносителей, на проведение социальной политики и т.д.). При этом особые опасения вызывает небывалый рост уровня государственного долга, который уже на конец 2021 года превысил исторический максимум и составил, по данным на начало 2022 года, – $2,32 трлн. На тот момент Федеральное статистическое ведомство ФРГ объяснило рост госдолга коронавирусными ограничениями и мерами по поддержке населения в период пандемии. В рамках текущей ситуации следует ожидать очередного увеличения государственной задолженности, что скорее всего отрицательно скажется на экономическом развитии страны.

Ключевые меры, предлагаемые в рамках третьего пакета мер социальной поддержки:

1. Действия на энергетическом рынке

Известно, что цена на энергоносители определяет цену на все остальные товары и услуги. Подобная ситуация на рынке имеет два разнонаправленных типа последствий: в настоящее время энергетические компании получают сверхприбыли, а как рядовые потребители в лице домохозяйств страдают от резкого увеличения цен на энергоносители. В связи с этим принято решение повлиять на ситуацию при помощи:

· Ограничения цен на электроэнергию (несет эффект разгрузки) – С учетом доходов домашних хозяйств, а также МСП рассчитывается определенное количество электроэнергии, которое предоставляется по сниженной цене (нем. Basisverbrauch an Strom zu einem vergünstigten Preis). Такая мера способствует финансовой разгрузке и в то же время сохраняет стимул к экономии энергии.

· Снижение цен на квоты на выбросы CO2 - Чтобы не возлагать дополнительную нагрузку на граждан и компании в связи с резким ростом цен на энергоносители, планируемое повышение цены на квоты на выбросы CO2 в размере 5 €/тонну с 1 января 2023 года будет перенесено на один год до 1 января 2024 г. Это означает, что последующие шаги, запланированные ранее на 2024 и 2025 годы, также будут отложены на один год.

2. Единовременная выплата пенсионерам

С 1 декабря 2022 года пенсионеры получат разовую фиксированную выплату в размере 300 евро. В общей сложности на это уйдет около шести миллиардов евро. Выплата будет производиться с использованием системы пенсионного страхования ФРГ. Федеральное правительство произведет соответствующую выплату получателям пенсии.

3. Помощь студентам

Студенты и учащиеся техникумов также страдают от роста цен. После внедрения субсидии на отопление все студенты (в частности, студенты технических специальностей) получат единовременную выплату в размере 200 евро. Расходы понесет федеральное правительство.

4. Продление права на жилищное пособие (Wohngeld)

Условия получения жилищного пособия будут изменены с 1 января 2023 года. Круг лиц, имеющих право на жилищное пособие, будет расширен до 2 млн граждан. В качестве краткосрочной меры на отопительный период с сентября 2022 г. по декабрь 2022 г. получателям жилищного пособия выплачивается единовременная субсидия на отопление, то есть единовременный платеж в размере 415 евро для семьи из одного человека (540 евро для двух человек; дополнительно 100 евро для каждого следующего члена семьи).

5. Изменения в детском пособии (Kindergeld)

Чтобы оказать семьям особую поддержку, правительство предлагает увеличить пособие на ребенка. Повышение пройдет в один этап за 2023–2024 гг. Это означает, что с 1 января 2023 г. пособие будет увеличиваться на 18 евро в месяц на первого и второго ребенка. Для семьи с двумя детьми это означает дополнительные выплаты размером в 432 евро в год в ближайшие два года. Благодаря увеличению пособия на ребенка малообеспеченные и наиболее нуждающиеся семьи смогут преодолеть экономические трудности, вызванные ростом цен. Ранее, 1 июля 2022 года максимальная сумма детской надбавки уже была увеличена до 229 евро в месяц на ребенка. Для того, чтобы уменьшить дополнительную нагрузку на малообеспеченные семьи, с 1 января 2023 г. будет увеличен максимальный размер надбавки на ребенка - до 250 евро в месяц.

3.jpg

В завершение необходимо отметить, что до принятия третьего пакета, равно как и после его утверждения, некоторые высокопоставленных политиков, в их числе и премьер-министры некоторых земель, выступили с жесткой критикой в отношении предлагаемых мер.

Аргументы противников пакета мер социальной поддержки:

· Принятые решения не могут быть профинансированы федеральными землями в условиях наличия мощного сдерживающего фактора: долгового тормоза1 (нем. Schuldenbremse). Критики считают, что за время пандемии сформировался высокий уровень задолженности, а введение новых выплат не позволит понизить его до приемлемой отметки даже гипотетически.

· Предлагаемые меры кажутся противникам пакета (например, профсоюзам и общественным организациям) недостаточными: облегчение финансовой нагрузки на домашние хозяйства будет иметь весьма краткосрочный эффект.

· Интересен и «парадокс богатых»: наиболее незащищенные слои населения недовольны государственной помощью, направленной на тех, кто , по их мнению, располагает высоким уровнем доходов. В свою очередь "богатые" граждане (которые не всегда на самом деле являются таковыми) считают, что государству необходимо оказывать им более серьезную поддержку. Правительство же, хотя и рассматривает возможность снижения налога для "богатых", часто сталкивается с проблемой возможного недостатка финансовых средств в казне ввиду снижения налоговых поступлений.

· Весьма ограниченными кажутся перспективы по снижению тарифов на рынке электроэнергии. Хотя пакет подразумевает определенное снижение финансовой нагрузки на население, тем не менее этих мер недостаточно для нивелирования негативных последствий изменения цены на энергоресурсы

· Еще один пункт критики – отсутствие конкретного плана помощи МСП. Третий пакет мер действительно больше ориентирован на поддержку социально слабых групп населения (пенсионеры, дети, студенты).



1 - Долговой тормоз — бюджетное правило, введенное в 2009 году в Германии. Закон, зафиксированный в статье 109, пункт 3, и статье 115 Основного закона конституции Германии, призван ограничить структурный дефицит бюджета на федеральном и земельном уровне и ограничить увеличение государственного долга.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся