Блог Научного Студенческого Общества МГИМО

Сепаратизм горных народов Индии: Горкхаланд и Бодоланд

17 Декабря 2019
Распечатать
Корбовская Мария Дмитриевна, 2 курс, факультет Международных отношений, Индоиранский клуб НСО МГИМО Проблема сепаратизма в северо-восточной Индии существует уже не один десяток лет, но в данной работе хочется рассмотреть этот вопрос через новую призму: в силу особого обострения движений за отделение у горных народов-меньшинств в этом ареале в начале XXI века считаю необходимым сфокусироваться на движении гуркхов (штат Западная Бенгалия) и бодо (штат Ассам). Основные задачи данного исследования: рассмотреть основные события в истории и современности сепаратизма бодо и гурхов по отдельности и сравнить эти движения по причинам возникновения и методам борьбы. Общая характеристика сепаратизма гурхов. Основная цель движения – создание из северных территорий Западного Бенгала, населенных говорящих на языке непали гуркхами, нового штата Индии под названием Горкхаланд (хинди: गोर्खाल्याण्ड) по национальному признаку. Основными акторами данного движения являются следующие политические партии: Национальный фронт освобождения гуркхов (НФОГ или GNLF) с Субхасом Гхисингом во главе (1980-е гг.), Всеиндийская партия гурхов (1990-е гг.), во главе которой стоит Читена Шерпа, и Гуркха Джанмукти Морча (ГДМ, 2008 г.) с Бималем Гурунгом во главе. Рассмотрим основные вехи истории сепаратистских настроений гурхов. Движение с требованием самоопределения данного народа началось в 1980-х гг с созданием Субхасом Гхисингом в 1980 г. НФОГ и выдвижением от этой партии требования создания независимого от Западной Бенгалии штата Горкхаланд. В 1988 г. правительства Индии пошло на уступки: был создан Совета горных гуркхов Дарджилинга (DGHC), который получил автономию управления в трех подокругах Дарджилингского округа (Калимпонг, Курсеонг и Силигури), но движение не затихло, и в 1990-х гг. НФОГ. Из отделившейся на фоне нараставших среди руководителей движения противоречий части образовалась Всеиндийская партия гурхов. В 2008 г. как преемница НФОГ возникла Гуркха Джанмукти Морча, которая снова выдвинула требования создания отдельного штата Горкхаланд, но правительство Западного Бенгала и центральным правительство в Дели отвергли их, так как ГДМ в этот момент стремилась расширить территорию Горкхаланда за счет значительных территорий округа Джалпайгури, а также сделать официальным языком горкхали – «диалект» непальского. Данные требования кажутся крайне смелыми, учитывая данные статистики: в Силигури гуркхи составляют 10% населения, а в Джалпайгури – 30%). Однако, несмотря на череду убийств представителей умеренной гуркской группы в 2010-2011 гг., что приписывается ГДМ, уже в 2011 г. по итогам выборов в ассамблею штата Западный Бенгал представители последней заняли три места, доказывая, что требования создать Горкхаланд продолжают волновать избирателей. В 2013-2014 гг. в индийской Бенгалии в связи с процессом выделения Теланганы в отдельный штат, ситуация снова обострилась, имел место ряд выступлений за создание Горкхаланда. Одним из последних всплесков данного движения явилась новая волна протестов против введения правительством Западного Бенгала (16 мая 2017 г) бенгальского языка в качестве обязательного предмета школьной программы во всем штате. Несмотря на смягчение данного нововведения для северных территорий Западной Бенгалии (от 8 июня 2017 г.), движение протеста усилилось: произошел ряд столкновений с полицией, был нанесен ущерб ряду объектов государственной собственности (например, Дарджилингской железной дороге), лидер ГДМ Бималь Гурунг скрылся. Общая характеристика сепаратизма бодо. Основная цель движения – создание в составе Индии из северных районов Ассама нового штата Бодоланд по национальному признаку (в 2003 г. фактически создан). Основными акторами данного движения являются Национально-демократический фронт Бодоланда (1986 г., НДФБ) – сепаратистская организация народности бодо (во главе нее стоял Рансайгра Набла Даймари) и вооруженная группировка Тигры освобождения Бодоланда (1996 г., ТОБ или BLT, Прем Сингх Брахма во главе). Последний с 2003 г. по 2005 г. находились в конфликте с НДФБ, который был не согласен с условиями перемирия и продолжал борьбу. Оговорюсь, что история сепаратизма народа бодо (как входящего в состав штата Ассам) во второй половине XX в. тесно связана с процессом формирования Ассамского сопротивления (1979 г. – возникновение группировки Объединенный фронт освобождения Ассама (ОФОА)), т.к., во-первых, сам Бодоланд является одной из важнейших зон борьбы ассамских организаций за самоопределение, а во-вторых, группировки племен бодо связаны с ОФОА (создан в 1979 г.) (вероятно, по поставками/закупкам оружия). Но цели двух этих движений отличаются по целям борьбы (ОФОА требует полной независимости Ассама, а группировки бодо – образования нового штата в составе Индии) и методам (для группировок бодо в большей мере характерно использование взрывательных устройств, что позволяет говорить о ней как о террористической). Рассмотрим основные этапы оформления сепаратизма бодо. 3 октября 1986 г. в недалеко от Удалгури создан НДФБ (изначально организация носила название «Силы безопасности Бодо» (BSF)), который активно начал борьбу с конца 1980-х годов, например, в одном только 1989 г. боевики бодо организовали ряд нападений и поджогов. Для подавления этих выступлений центральным правительством Индии в Ассам были введены дополнительные вооруженные формирования, начались переговоров между боевиками и центральным правительством Индии, которое пошло на уступки (в 1993 г. был создан Автономный совет бодо, но это не устроило боевиков, и волна терактов продолжилась. С созданием 18 июня 1996 г. ТОБ начался новый этап борьбы, носившей партизанский характер и характеризовавшейся расширением баз бодо в соседнем Бутане и созданием новых подобных центров ( в 1997 г. Индии пыталась получить разрешение Бутана провести на его территории военные операции против баз ОФОА и НДФБ, но последовал отказ). XXI век начался с больших перемен в отношениях между Индией и боевиками бодо: 10 февраля 2003 г. в результате сдачи оружия ТОБ с правительством Индии был подписан меморандум о создании автономного (хотя формально в составе Ассама) Территориального совета Бодоланда (в который вошли 4 района более 3082 поселений), семилетняя партизанская война ТОБ закончилась, вдобавок, в этом же году языку бодо был присвоен статус официального языка в штате Ассам. Автономный округ Бодоланд был поставлен под управление совета из 12 человек, куда и вошли, в основном, представители «Тигров». Вслед за этими событиями в декабре 2003 г. Бутан провел военную операцию против незаконно базировавшихся в этой стране вооружённых отрядов ассамских мятежников (в том числе и группировок НДФБ), что завершилось выдворением мятежников с территории Бутана обратно в Индию. Урегулирование ситуации в Бодоланде продолжилось подписанием 24 мая 2005 г. соглашения о перемирии между НДФБ, продолжавшей активно вести борьбу, и индийским правительством. Тем не менее НДФБ продолжает оставаться активным: в мае 2006 года были похищены и убиты пятеро индийских военнослужащих Индии в округе Удалгури. Более того, имеют место стычки между представителями НДФБ и ТОБ, которые в 2003 году прекратили сопротивление и получили власть в новообразованном автономном округе Бодоланда, о чем говорят инциденты 2006, 2007 и 2014 годов. Сравнительный анализ движений гуркхов и бодо. Сопоставив истории данных движений, можно выделить общих черт (по причинам возникновения и методам борьбы), но вместе с тем есть и различия. Рассмотрим данный вопрос более подробно. Обратимся к предпосылкам движений. 1. Внешнеполитический фактор как «катализатор» этнического и конфессионального факторов. Образование республики Бангладеш в 1971 г. вызвало значительные миграционные потоки бенгальского населения (в основном, мусульман) в Западный Бенгал и Ассам, что обострило межэтнические и межконфессиональные противоречия в этих регионах (среди бодо и гурхов преимущественно распространен индуизм). Вдобавок, немаловажную роль играет близость гурхов к Непалу по этноязыковому признаку, а также слабость военных формирований Бутана и Непала, существовавшая продолжительное время их неспособность оказать сопротивление боевикам на своей территории. Более того, боевики НДФБ совместно с АФОА размещали свои денежные средства в банках этих стран под чужими именами. 2. Экономический фактор. Низкий уровень социально-экономического развития в Ассаме и в северной части Западного Бенгала в сочетании с высоким уровнем безработицы вызывают недовольство и обвинения в эксплуатации природных ресурсов этих штатов со стороны Индии. При этом нефтяные месторождения Ассама, вероятно, могли косвенно способствовать большему интересу индийского правительства к разрешению ситуации в данном штате. Вдобавок, значительное количество чайных компаний, готовых «покупать мир» у боевиков, и в Западной Бенгалии, и в Ассаме позволяет сепаратистам накапливать значительные средства для борьбы. 3. Исторический фактор. В Ассаме данный фактор имеет большее значение, чем в Западном Бенгале (хотя он присутствует у народов обоих штатов): историческая память о независимом государстве Ахом. Гуркхам же уверенность в достижении цели придает осознание общей исторической судьбы с Непалом, а также прошлое выдающихся воинов. 4. Политический фактор. Изначальная нестабильность Ассама как административно-территориального образования, где ассамцы среди других народностей составляют меньшинство (что привело к его расколу на «семь сестер» в 1960-х-1970-х гг.) также способствует развитию сепаратизма в данном штате. В Западном Бенгале данный фактор выражается в поддержке избирателями ГДМ на выборах в местные органы власти. 5. Демографический фактор. Если в Бодоланде народность бодо составляет большую часть населения, то в Горкхаланде, как уже отмечалось, гуркхи не везде составляют большинство, но все же составляют значительную прослойку. Методы борьбы: индивидуальный террор (как у гуркхского сепаратизма, так и у движения бодо), политико-партийный метод, подразумевающий борьбу партий за избирателей на политической арене (больше характерен для движения за создание Горкхаланда), террористические методы, борьба с использованием взрывательных устройств и со значительным количеством жертв (характерное отличие движения за создание Бодоланда). Таким образом, движения за создание как Горкхаланда, как и Бодоланда имеют много общего как в преследуемых ими целях, так и в их деятельности. Вместе с тем, есть и различия, которые проявляются, в основном, в методах борьбы. Несмотря на частичное достижение целей ТОБ и НДФБ в 2003-2005 гг. и привлечение гуркхами внимания не только индийской общественности, но и правительства, проблема сепаратизма горных народов северо-восточных штатов Индии не решена до конца и требует дальнейшего анализа и принятия мер по исправлению ситуации. Баранов С.А. Сепаратизм в Индии. – М.: Институт востоковедения РАН, 2003 Samanta, Amiya K. Gorkhaland movement: a study in ethnic separatism. — APH Publishing, 2000. — ISBN 8176481661. Sailen Debnath, West Bengal in Doldrums, ISBN 978-81-86860-34-2 Sailen Debnath, Essays on Cultural History of North Bengal, ISBN 978-81-86860-42 United Liberation Front of Asom (ULFA) — Terrorist Group of Assam URL:https://www.satp.org/satporgtp/countries/india/states/assam/terrorist_outfits/Ulfa.htm Просмотр от 30.09.2019 Memorandum of Settlement on Bodoland Territorial Council, February 10, 2003, signed by Government of India, Government of Assam and Bodo Liberation Tigers Force. URL:https://www.satp.org/satporgtp/countries/india/states/assam/documents/papers/memorandum_feb02.htm Просмотр от 18.09.2019
Поделиться статьей

Текущий опрос

Как вы оцениваете угрозу от нового коронавируса и реакцию на него?

Прошедший опрос

  1. Каковы, по вашему мнению, цели США в отношении России?
    Сдерживать военно-политическую активность России  
     262 (44.48%)
    Добиться распада и исчезновения России  
     172 (29.20%)
    Создать партнерские отношения с Россией при условии выполнения требований США  
     94 (15.96%)
    Создать союзнические отношения в противовес Китаю на условиях США  
     61 (10.36%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся