Блог Научного Студенческого Общества МГИМО

"Sarexit": будущее восточной части Малайзии?

11 ноября 2019
Распечатать
Томская Юлия Юрьевна, 1 курс магистратуры, факультет Международных отношений, Клуб Юго-Восточной Азии НСО МГИМО Тумайкин Александр Олегович, 1 курс магистратуры, факультет Международных отношений, Клуб Юго-Восточной Азии НСО МГИМО В соответствии с первоначальным Соглашением о создании Федерации Малайзии 1963 года восточные штаты страны – Саравак и Сабах – обладали автономным статусом, который был упразднен в 1976 году. Победившая на малазийских парламентских выборах в 2018 году коалиция «Альянс Надежды» обещала своим избирателям внести поправку в действующую Конституцию и восстановить автономию Саравака и Сабаха, однако инициатива не получила должной поддержки во время голосования. Стало ли это причиной активизации движения SAREXIT, выступающего за сецессию Саравака и Сабаха из состава Малайзии, и существует ли угроза региональной безопасности? Соглашение о создании Федерации Малайзии было подписано 16 сентября 1963 года и предполагало включение в состав государства 11 штатов Малаккского полуострова (бывшая Малайская Федерация), штаты острова Борнео Саравак и Сабах, а также Сингапур. Несмотря на то, что они вступали в Федерацию как равноправные члены, в 1965 году Сингапур покинул состав Малайзии по инициативе федерального правительства, а в 1976 году Сарабак и Сабах потеряли свою автономию. Последнее было отражено в поправке к Конституции государства: восточные штаты были приравненными по своему статусу к штатам бывшей Малайской Федерации. Первоначально особое автономное положение Саравака и Сабаха было достигнуто благодаря проработке их правительствами Меморандумов из 18 и 20 пунктов соответственно, содержание которых было частично включено в итоговый вариант Соглашения 1963 года. Саравак и Сабах признавали ислам как государственную религию Федерации Малайзии, но не были обязаны принимать его в качестве религии штатов или финансировать развитие мусульманских образовательных учреждений и иных организаций. Они также обладали правом самостоятельно регулировать местную систему образования и миграционную политику, получали значительное финансирование из государственного бюджета, устанавливали импортные пошлины и акцизные сборы. Официальным языком штатов был английский, а государственным – малайский. Однако уже к 1976 году восточные штаты лишились многих преференций: произошла деградация их автономного статуса. В 1966 году был принят Закон о континентальном шельфе, согласно которому юрисдикция на континентальный шельф, прилегающий к Сараваку и Сабаху, перешла к Федерации Малайзии. Сильным ударом по бюджету восточных штатов стала политика государства в отношении распределения нефтяной ренты: по Закону об освоении нефтяных месторождений 1974 года, нефтяная прибыль Саравака и Сабаха, вносящих наибольшую долю в нефтяное богатство страны, ограничивалась 5%, что сделало их одними из самых бедных штатов федерации. Поправки 1976 года также касались принятия ислама в качестве официальной религии Сабаха и установления малайского языка как официального и государственного языков штатов (в Сараваке английский остается одним из официальных языков, однако именно малайский используется в Верховном и местных судах штатов). Последовательные федеральные реформы коснулись и системы местного образования, которая была стандартизирована. Более того, правительство осуществляло вмешательство в формирование этнического состава штатов. В 1990-е годы Национальный Фронт – находящаяся у власти коалиция – предпринял серию инициатив по предоставлению упрощенного гражданства крупным мусульманским этническим группам, проживающим на соседних островах юга Филиппин, чтобы «разбавить» преимущественно христианское население Сабаха. Это привело к межконфессиональным столкновениям, а также росту напряженности и недовольства федеральным правительством. Несмотря на многочисленные притеснения населения Саравака и Сабаха, ситуация в восточных штатах долгое время характеризовалась относительной стабильностью, что стало результатом проведения соперничавшими политическими коалициями манипуляций общественным мнением. На выборах 2008 года правящая коалиция «Национальный фронт» потеряла поддержку значительной части своего электората в западной части страны, оказавшись в зависимости от лояльности партий восточных штатов, где избирается примерно 25% парламентариев. Началась политика «поощрения» Саравака и Сабаха, проявлявшаяся в назначении выходцев из штатов на ключевые федеральные должности, что позволило Национальному фронту сохранить парламентское большинство на выборах 2013 года. Ситуация изменилась во время избирательной компании 2018 года, когда коалиция оппозиционных партий «Альянс Надежды» разработала стратегию по перехвату инициативы в Сараваке и Сабахе. Среди девяти основных предвыборных обещаний Альянса присутствовало прямое обязательство восстановить автономный статус двух восточных штатов и учредить специальный Комитет кабинета министров по рассмотрению нарушений Соглашения об образовании Федерации Малайзии 1963 года: данная инициатива позволила Партии наследия Сабаха, поддерживаемой Альянсом Надежды, одержать решительную победу на выборах. Иначе распределились голоса в Сараваке, где победили четыре проправительственные партии, впоследствии образовавшие Объединенную коалицию Саравака – формирование, входившее в состав коалиции Национального фронта и отколовшееся от него после проигрыша правящей партии на выборах 2018 года. Подобные результаты голосования можно объяснить аполитичностью местных сельских жителей, проживающих в наиболее отдаленных регионах и составляющих основную массу населения. Для них Национальный фронт и государство – неразрывно связанные понятия, которые не могут существовать отдельно: исчезновение одного повлечет за собой исчезновение другого. После полной победы на выборах 2018 года, Альянс Надежды попытался исполнить свое предвыборное обещание, запустив продолжительный процесс консультаций по внесению поправки в Конституцию. Обсуждения не дали ожидаемых результатов: только 138 парламентариев (из необходимых 148 – две трети от общего числа членов Палаты) выступили «за» инициативу Альянса Надежды. Более того, законопроект был заблокирован членами парламента от Объединенной коалиции Саравака. Первая попытка Альянса сдержать одно из ключевых предвыборных обещаний не увенчалась успехом, однако новое правительство не исключило инициативу из своей повестки, поручив целевой группе выработать пути решения проблемы, не предусматривающие внесение поправок в Конституцию. Итоги голосования и первые шаги нового правительства по вопросу Саравака и Сабаха не отменяют того факта, что летом 2018 года начинает всё отчетливее формироваться движение, поддерживающее выход Саравака и Сабаха из состава Федерации Малайзии и называемое по аналогии с BREXIT как SAREXIT. Возникновение сепаратистского движения было обусловлено провалом долгосрочной политики Национального фронта в отношении восточных штатов, невозможностью внесения поправки в Конституцию и нежеланием граждан довольствоваться уступками нового правительства. В основном, деятельность этого движения ограничивается обсуждением существующих проблем в социальных сетях и проведением собраний. К сторонникам SAREXIT в основном относятся представители немусульманской молодежи крупнейших городов Саравака и Сабаха. Недостаточная популярность движения обусловлена рядом причин, среди которых важную роль играет необходимость доступа к высоквалифицированным рабочим местам (IT сфера, высокотехнологичные услуги, медицина) и высшим учебным заведениям Малаккского полуострова, содержание собственных вооруженных сил. Ситуация усложняется и тем, что у ряда стран Юго-Восточной Азии есть притязания на отдельные территории Саравака и Сабаха, а значит, существует угроза общей безопасности региона. Так, в XIX веке восточная часть Сабаха принадлежала султанату Сулу, и поэтому современные Филиппины, считая себя правопреемниками султаната, заявляют на неё свои права. По мнению потомков последнего султана Сулу, в 1878 году Сабах был сдан в аренду британской торговой компании, в 1945 году аннексирован англичанами, а после утверждения независимости Малайзии незаконно вошёл в состав федерации. Великобритания и позднее Малайзия, в свою очередь, утверждали о покупке данных территорий. Исторические притязания существуют и у Индонезии: страна может апеллировать к незаконности англо-голландской конвенции 1824 года, подписание которой привело к разделению Малайского архипелага на британскую и нидерландскую части и последующему образованию суверенных Малайзии и Индонезии. Наконец, Бруней претендует на Сабах и Саравак как «истинный» владелец всего Калимантана: названия «Борнео» и «Бруней» однокоренные, а в XIV-XV веках данные территории являлись частью так называемой Брунейской империи. Дальнейшее развитие событий будет зависеть от успеха нового правительства в поиске диалога и точек соприкосновения с восточными штатами. Активная работа целевой группы, ответственной за решение проблемы статуса штатов, и Комитета кабинета министров по рассмотрению нарушений Соглашения об образовании Федерации Малайзии 1963 года привела к тому, что были устранены претензии федерального правительства к экспортным пошлинам Саравака и Сабаха на лесозаготовки, а также начался процесс обсуждения более справедливого распределения прибыли от нефти и газа (по некоторым оценкам, увеличение роялти на нефть с 5% до 20%). Саравак и Сабах получили возможность проводить собственную политику в отношении здравоохранения, регулировать миграционную политику. В настоящее время малайзийцы из западных штатов должны запрашивать разрешение на работу и учебу в Сараваке и Сабахе у местных властей, а граждане, посещающие восточные штаты краткосрочно (не более 90 дней), обязаны заполнить миграционную форму. 1. Погадаев В.А. Малайский мир (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур). Лингвострановедческий словарь. – Москва: Восточная книга, 2012. – 798 с. 2. CM’s call for more state autonomy reflects sentiments of Sarawakians, says political observer [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.theborneopost.com/2015/06/07/cms-call-for-more-state-autonomy-reflects-sentiments-of-sarawakians-says-political-observer/ 3. Key points from the Malaysia Agreement 1963 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.thestar.com.my/news/nation/2018/09/16/key-points-from-the-malaysia-agreement-1963-1-unlike-malaysian-laws-ma63-cannot-be-changed-in-the-ma#mbthRey1kutWvyLf.99 4. Malaysia Agreement concluded between the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland, the Federation of Malaya, North Borneo, Sarawak and Singapore, July 1963 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://treaties.un.org/doc/publication/unts/volume%20750/volume-750-i-10760-english.pdf 5. Malaysia Election: Answers to Barisan Nasional's Survival Lie In East Malaysia [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.straitstimes.com/asia/se-asia/malaysia-ge-answers-to-bn-survival-lie-in-east-malaysia 6. Malaysia’s Sarexit Nightmare [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.asiasentinel.com/politics/malaysia-sabah-sarawak-exit-nightmare/ 7. Restoring the Constitutional Status of Sabah and Sarawak: First Step in A Long Journey of Redemption [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://constitutionnet.org/news/restoring-constitutional-status-sabah-and-sarawak-first-step-long-journey-redemption
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся