Блог Научного Студенческого Общества МГИМО

Brexit и будущее британо-американского сотрудничества в области разведки

16 Сентября 2020
Распечатать

Автор: Малинина Александра, студентка 1 курса магистратуры НИУ ВШЭ, факультета Мировой экономики и мировой политики, Англо-саксонский Клуб МГИМО

После того, как результаты референдума о членстве Великобритании в Европейском Союзе были официально опубликованы, сомнению стали подвергаться не только шансы Соединённого Королевства на успешную реализацию самостоятельной внешней политики вне интеграционного объединения, но и прочность британо-американского «особого» альянса в новых условиях. Скептики покусились не только на торговые аспекты двустороннего взаимодействия государств, но и на традиционное сотрудничество в области безопасности. Согласно К. Уолтону, тот факт, что Британия выйдет из Европейского Союза, скажется и на качестве её отношений с США в области разведки, поскольку она больше не будет иметь доступа к Европолу, европейским базам данных, финансовым рынкам, а сам Брекзит грозит внутренним расколом Соединённого Королевства1. Недавно поступившее в СМИ сообщение министра культуры Великобритании Оливера Доудена об обязательном к исполнению британскими провайдерами сотовой связи решении избавиться от любого оборудования китайской компании «Хуавей Текнолоджис» к 2027 году, принятое под давлением санкций Вашингтона, видящим в китайских технологиях угрозу национальной безопасности партнёров, стало ещё одним тревожным сигналом о возможном нарастании противоречий в англо-американском диалоге2. Представляется необходимым проанализировать вопрос о будущем совместной разведки государств и определить, возможно ли принципиальное изменение характера британо-американского сотрудничества по указанному направлению на современном этапе.

417.jpg

Фото: news.myseldon.com

Американское присутствие на британских военных базах

В первую очередь, нельзя не обратить внимание на наличие механизмов, с помощью которых два государства исторически осуществляли и продолжают осуществлять совместную деятельность. Отдельно можно выделить использование американцами британских военных баз для повышения эффективности работы разведывательных служб. Например, в совместном пользовании Центра правительственной связи Великобритании (GCHQ) и Агентства национальной безопасности США до сих пор находятся станция Королевских военно-воздушных сил в Менвит-хилл (строительство с 1956 до 1959 гг.), станция организации композитных сигналов в городке Бьюд (строительство шло с 1969 до 2001 гг., в использовании с 1974 г.), а также менее известная база в деревне Дигби (старейшая, в действии с 1919 г.)3. Это отражает, с одной стороны, более слабую позицию Британии в двустороннем сотрудничестве, а, с другой стороны, объясняет полезность британской разведывательной системы для США.

В настоящее время значимость этих баз не просто остаётся высокой, но и потенциально возрастает, о чём говорят определённые показатели. В 2012 году был завершён проект «Феникс» по расширению и совершенствованию эксплуатационных возможностей базы Менвит-хилл стоимостью 52 миллиона фунтов4. Кроме того, в 2019 году было одобрено расширение системы радаров на её территории5. Можно подчеркнуть не только сохранение присутствия США на военных базах в Великобритании, но и продолжающиеся инвестиции в расширение их функционала. А значит, необходимо учитывать прочный и более важный, чем участие в европейской интеграции, фактор взаимозависимости британской и американской сторон в этом вопросе.

Системы слежения и совместные проекты

Не менее значимую роль играют и системы слежения, находящиеся в совместном пользовании Соединённого Королевства и Соединённых Штатов Америки, а также общие проекты, накладывающие определённые долгосрочные обязательства на государства. Системы слежения, существовавшие ещё во время Холодной войны, получили применение в новой реальности. В частности, известные ECHELON («Эшелон»), TRANSIENT и некоторые другие были объединены в современную систему FORNSAT, о которой, по большей части, стало известно благодаря бывшему сотруднику ЦРУ Эдварду Сноудену6. Аналогичным образом продолжает действовать и программа компьютерного слежения XKEYSCORE и ряд других систем, применявшихся для осуществления разведывательной деятельности ранее. Кроме того, в 2013 году было установлено, что на Кипре в Айос Николаос - бывшей деревне и современной Британской Суверенной Базе – расположена станция совместного британо-американского слежения, которая призвана получать информацию не только о политических лидерах ближайших стран, но также об «учреждениях ООН, торговых организациях, частных компаниях, полицейских силах и военных и политических группировках»7. Таким образом, можно отметить, что механизмы, позволявшие Великобритании и Соединённым Штатам осуществлять совместную разведывательную деятельность ещё в период биполярного противостояния, сохраняются. Более того, происходит их качественное совершенствование, а значит, продолжается и сотрудничество государств на данном направлении.

Добавим, что в условиях расширения технических возможностей, которые, одновременно, создают новые вызовы безопасности государств, органами разведки Великобритании и США разрабатываются новые совместные секретные проекты. Например, в 2012 году было завершено создание программы компьютерного слежения Tempora для перехвата телефонных разговоров и отслеживания интернет-трафика: изначально данные попадают к Центру правительственной службы Великобритании, после чего она делится ими с 850 000 партнёрами из Агентства национальной безопасности США8. Следовательно, можно отметить, что, во-первых, существовавший формат сотрудничества не просто сохраняется, а развивается и расширяется, гибко адаптируясь к общественным и технологическим изменениям. Во-вторых, участие сторон в таком формате взаимодействия является, насколько это возможно, равным с точки зрения вносимого вклада и, думается, подразумевает определённый уровень профессионального доверия между ними.

Фактически, доступные для анализа технические характеристики имеющегося в распоряжении сторон оборудования лишний раз напоминают о том, что существующие формы взаимодействия в такой специфической сфере как разведывательная деятельность не сводятся к государственным границам и позволяют действовать глобально. Сами системы слежения и программы, обеспечивающие осуществление сбора информации, лежат в основе сотрудничества в области разведки и не привязаны к европейским государственным акторам как таковым. В этом заключается, с одной стороны, часто преувеличиваемая опасность системы для индивидуальных прав и свобод человека, а, с другой стороны, именно за счёт этого может достигаться дальнейшее укрепление британо-американских отношений.

Новые преимущества Великобритании как партнёра в области разведки: законодательство, вопрос о доверии в рамках «Пяти глаз» и трансформация угрозы

Существует и ряд других факторов, ставящих двустороннее британо-американское сотрудничество в области разведки выше вопроса членства Соединённого Королевства в ЕС. Напомним, что Великобритания по-прежнему сохраняет важное для разведывательной деятельности преимущество в виде географического положения. Даже после распада империи, деятельность осуществляется, во-первых, через заморские владения Королевства, а, во-вторых, государством поддерживаются дружественные связи с рядом бывших владений.

Однако это не является единственной причиной, по которой Соединённым Штатам Америки по-прежнему выгодно осуществлять денежные вложения в совместную систему разведки. Британское законодательство, регулирующее данную область деятельности, является более мягким в этом отношении, чем американское. В 2016 году разведывательная деятельность получила новые возможности в связи с королевской санкцией Билля о полномочиях следствия, который предусматривает, среди прочего, сбор данных через глобальную систему интернет-слежения и иные современные методы обеспечения государственной безопасности9. Благодаря этому, двустороннее британо-американское сотрудничество становится ещё более выгодным, а США не без оснований продолжают финансировать развитие именно британского разведывательного аппарата. После разразившегося скандала вокруг англо-саксонских служб разведки, спровоцированного разоблачениями Эдварда Сноудена, вопрос безопасного и легального осуществления извлечения и обработки информации, несомненно, сохраняет свою актуальность.

Новые вызовы безопасности государств также будут способствовать поддержанию и углублению сотрудничества. В качестве современных целей деятельности Британской разведывательной службы выделяются три ключевые – борьба с терроризмом, подрыв деятельности враждебных Соединённому Королевству государств и обеспечение его кибер-преимущества перед другими странами, однако кроме этого отмечают предотвращение и разрешение конфликтов, предотвращение распространения ядерного оружия и защиту военных сил Великобритании, расположенных за рубежом10. Центральное разведывательное управление США устанавливает следующие приоритетные и актуальные цели: нераспространение ядерного оружия, противодействие терроризму, контрразведка, борьба с международной организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков, и, наконец, охрана окружающей среды и контроль над вооружениями11.

Можно отметить, что увеличение роли КНР в мире также стало одной из основных угроз, заменившей советскую - сближающего фактора времён Холодной войны. Так, в июле 2018 года государства-члены англо-саксонского объединения «Пяти глаз» пришли к договорённости о необходимости сдерживания компании «Хуавей Текнолоджис» (Huawei Technologies), которая выразила намерения активизировать свою деятельность в Великобритании12. Принадлежность Соединённого Королевства именно к этому союзу, таким образом, определило его дальнейшие действия – государство отказалось от китайских поставок.

Кроме того, был поднят вопрос о доверии Новой Зеландии в рамках объединения. Её членство в «пятёрке» было поставлено под сомнение в связи с растущим влиянием Пекина на крупнейшие партии страны13. Следовательно, становление Китая как ещё одного центра силы стало, без всякого сомнения, новым вызовом для союзников. Это требует ещё большей координации политических действий партнёров и подчёркивает важность сохранения и углубления сотрудничества в данной сфере при сохраняющейся множественности угроз и вызовов. Ослабление доверия к одному из участников может, в свою очередь, повысить значимость британо-американского двустороннего взаимодействия.

На современном этапе – в июле 2019 года – «Пять глаз» также встретились для проведения саммита по международной безопасности, в ходе которого был поднят вопрос о возникновении новых угроз, обусловленных появлением усовершенствованных технологий и средств связи14. Видится, что и в настоящее время такое сотрудничество представляет немалый интерес для сторон, а государства предпочитают взаимодействовать именно в англо-саксонском, а не европейском формате. Подробнее об альянсе и актуальных для него вопросах можно прочитать в статье моего коллеги Д. Нестерова15.

Подводя итог, стоит отметить, что система британо-американского сотрудничества в области разведывательной деятельности, основной период становления которой пришёлся на период Второй мировой войны и биполярного противостояния, по-своему уникальна. При этом она является достаточно гибкой с точки зрения способности адаптироваться к новым вызовам и основывается на профессиональном доверии сторон друг к другу, в связи с чем можно говорить о сохранении и развитии отношений между Великобританией и США в этой сфере в ближайшее время. Не исключено возникновение определённых ограничений для получения союзниками информации по европейскому направлению в прежних объёмах после выхода Соединённого Королевства из ЕС, однако необходимость решения важных задач в области безопасности, адекватного реагирования на новые вызовы современности и наличие действующих механизмов обмена данными будут, несомненно, способствовать сохранению союза.


1 - Walton C. Little Britain: Brexit and the UK-US special intelligence relationship [Электронный ресурс]. URL:

http://www.prospectmagazine.co.uk/world/little-britain-brexit-and-the-uk-us-special-intelligence-relationship (дата обращения: 08.09.20)

2 - Huawei 5G kit must be removed from UK by 2027 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/news/technology-53403793 (дата обращения: 10.09.20)

3 - Gallagher R. NSA’s Quiet Presence at a Base in England’s Countryside Revealed in Snowden Documents

[Электронный ресурс]. URL: https://theintercept.com/2017/09/13/digby-uk-nsa-gchq-surveillance/ (дата

обращения: 08.09.20)

4 - Menwith Hill Accountability Campaign [Электронный ресурс]. URL: https://www.caab.org.uk/bases/nsausafmenwith-hill (дата обращения: 08.09.20)

5 - RAF Menwith Hill: Spy base radar antenna shelters approved [Электронный ресурс]. URL:

https://www.bbc.com/news/uk-england-york-north-yorkshire-49348848 (дата обращения: 08.09.20)

6 - Campbell D. NSA: "yes, there is an ECHELON system" [Электронный ресурс]. URL:

https://www.duncancampbell.org/content/nsa-yes-there-echelon-system (дата обращения: 08.09.20)

7 - Cyprus: the home of British/American Internet surveillance in the Middle East [Электронный ресурс]. URL:

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Как вы оцениваете угрозу от нового коронавируса и реакцию на него?
    Реакция на коронавирус гипертрофирована и представляется более опасной, чем сам вирус  
     369 (43%)
    В мире всё ещё недооценивается угроза вируса — этим и объясняется пандемический характер распространения заболевания  
     277 (32%)
    Реакция на коронавирус адекватна угрозе, представляемой пандемией COVID-19  
     211 (25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся