Блог Научного Студенческого Общества МГИМО

Трудное партнерство ФРГ и КНР

3 октября 2023
Распечатать

Автор: Меркулова Полина Александровна 4 курс ФМО МИиМО ВГУ, Клуб германских исследований НСО МГИМО

Всего за несколько десятилетий Китай смог проделать сложный путь от развивающейся страны до мирового экономического лидера, способного оказывать влияние на политические решения, принимаемые различными государствами на мировой арене. Экономическая интеграция Европы и Китая начала XXI века является настоящей историей успеха. Став одним из самых важных торговых партнеров стран Европейского союза, Китайская народная республика (КНР) заняла прочное место и в экономике Германии.

На современном этапе стремительное увеличение экономического и политического влияния превращает Китай из страны-партнера в конкурента и соперника для многих государств, в том числе ФРГ. По мнению немецкого истеблишмента, украинский кризис показал, что тесные контакты и связи между государствами способны перерасти в зависимость, а продолжительные отношения пошатнутся. Расширение российско-китайских контактов имеет для Германии огромное значение с точки зрения необходимости пересмотра политики безопасности. Кроме того, заявленная Шольцем «смена эпох» (Zeitenwende) поставила перед страной задачу по укреплению технической и социальной устойчивости и независимости. В связи с этим немецкое правительство начало разработку новой стратегии в отношении КНР, что, однако, было закреплено и до эскалации кризиса на Украине – в коалиционном договоре «светофорных» партий. В основу нового взаимодействия был заложен более критичный подход к диалогу с Китаем.

11.jpg

Источник: Reuters. URL: https://www.reuters.com/breakingviews/germanys-china-policy-caps-pain-its-companies-2023-07-14/

Место Китая во внешней политике Германии 

История отношений Германии и Китая насчитывает более пятидесяти лет. В 1950-е годы Китайская Народная Республика поддерживала активные контакты с ГДР. Страны сближало стремление к развитию социалистического общества. Более того, немецкие и китайские политики видели схожесть в вопросах о принадлежности Берлина и Тайваня. При этом Китай признал право Восточной Германии на обладание западной частью города, а также поддержал строительство Берлинской стены. После раскола в отношениях с СССР Китай стал более привлекательным союзником уже для Западной Германии. В 1972 г. между КНР и ФРГ были установлены дипломатические отношения, что сопровождалось открытием посольств в Бонне и Пекине.

В период после объединения Германии отношения немецких властей с Китаем нельзя назвать стабильными. Прежде всего, споры вызывала так называемая «политика ценностей» (Wertepolitik), продвигаемая немецкой стороной. Идейные вдохновители этой инициативы считали, что контакты с КНР должны развиваться только при условии соблюдения китайским руководством прав человека и демократических свобод. Противники данного подхода, предлагая исходить из прагматичных соображений, выступали за «политику интересов» (Interessenpolitik). Вместе с тем попытки оказывать давление на китайское руководство каждый раз оказывались безрезультатными.

В свою очередь, китайские власти негативно реагировали на любые действия ФРГ, способные повлиять на внутренние дела страны. Так, в 2007 г. в ответ на встречу А. Меркель и Далай-ламы Китай заморозил контакты между государствами. А в 2019 г. после разговора министра иностранных дел ФРГ Х. Масса с активистами оппозиции Гонконга немецкий посол в Пекине был вызван в МИД КНР. Тем не менее взаимный экономический интерес стран всегда позволял преодолевать проблемы, возникающие на ценностной почве.

С 2004 г. Германия и Китай называли друг друга стратегическими партнерами. В марте 2014 г. власти государств приняли решение об установлении «отношений всеобъемлющего стратегического партнерства». В тот период сотрудничество с Китайской Народной Республикой рассматривалась немецким правительством как сотрудничество, способное расширить экономические возможности. Стоит отметить, что тогда ФРГ не воспринимала КНР как игрока, способного стать сильным соперником, но буквально через несколько лет его экономическое и политическое лидерство стало неоспоримым фактом.

Новый подход к отношениям с Китаем 

В июле 2023 г. немецким правительством впервые была принята Стратегия в отношении Китая (China-Strategie). В документе ФРГ признает важную роль Китайской Народной Республики на мировой арене, поскольку Пекин оказывает большое влияние практически на все мировые процессы, а также является незаменимым участником при решении ключевых глобальных проблем. (S.10) Исходя из этого, Германия считает нерациональным полностью отказываться от контактов с КНР, но в новых условиях отношения между странами стали более сложными. На этом фоне в Стратегии федерального правительства Китай признается «партнером, конкурентом и системным соперником» одновременно, что повторяет позицию ЕС по вопросу отношения к Поднебесной. Сейчас развитие отношений Китая и Германии напоминают тот путь, по которому шло взаимодействие с Россией. ФРГ и КНР фактически перешли от «стратегического партнерства» к «трудному партнерству» В связи с этим Стратегия призвана минимизировать риски (de-risking), несущие угрозу немецким интересам и суверенитету.

Германия намерена строить партнерские отношения с Китаем в сферах социальной политики и занятости, экологии, науки, образования и культуры. В то же время в хозяйственно-политическом направлении взаимодействие между странами будет строиться на основе конкуренции. В сфере обеспечения безопасности страны и продвижении ценностей, Китай стал для Германии «системным соперником». Примечателен сигнал, который немецкое руководство посылает бизнесу: немецкие компании теперь должны брать на себя основные риски при ведении торговли с китайскими представителями. Здесь заметно увеличение давления на фирмы, призванное побудить их к сокращению контактов с КНР.

Согласно Стратегии Германии важно диверсифицировать внешние контакты. Например, найти новые рынки сбыта в Африке и Латинской Америке, а также развить торговые отношения во всем Индо-Тихоокеанском регионе (S.51). При этом необходимо подчеркнуть, что в условиях спада в экономике и рецессии ФРГ будет не так-то просто освоить новые рынки. Более того, следует укрепить европейскую производственную площадку (S.11). В международных вопросах Германия будет придерживаться политики «одного Китая». Вместе с тем ФРГ продолжит развитие отношений с Тайванем в ряде областей и поддержит участие демократических представителей острова в международных организациях (S.13). В документе подчеркнуто, что Тайвань важен для Германии как место для расположения немецких компаний и как торговый партнер.

Реакция китайского руководства на данный документ была сдержанной. В министерстве иностранных дел КНР заявили, что Стратегия федерального правительства излишне политизирует отношения, что является контрпродуктивным для совместного сотрудничества. По мнению китайских представителей, ФРГ искусственно установила риски и границы, но между странами есть много общего, и они являются скорее партнерами, чем конкурентами. При этом надо отметить, что окончательный вариант Стратегии является результатом пересмотра проекта документа от ноября 2022 г, который не был утвержден из-за слишком жестких формулировок. Считается, что первоначальный проект, вышедший из-под пера сотрудников министерства А. Бербок, был существенно смягчен в Ведомстве федерального канцлера.

22.jpg

Источник: Tagesschau. URL: https://www.tagesschau.de/investigativ/ndr-wdr/bundesregierung-hamburg-hafen-containerterminal-101.html

Китай инвестирует в Германию 

Китай стал неотъемлемой частью немецкой экономики, но, проникнув в критически важные сферы, КНР перешел в разряд «нежелательного инвестора». В последние годы китайский бизнес предпринимает попытки поглотить ведущие предприятия Германии. В 2016 г. практически все акции немецкой компании по производству промышленных роботов Kuka были приобретены китайской Midea Group [2]. Стоит обратить внимание на то, что КНР сначала имела всего 10% акций, но со временем доля участия расширялась. Подобная тактика наблюдалась в отношении многих немецких фирм. Это вынудило немецкое правительство ужесточить Закон о внешней торговле в 2018 г. В результате бундестаг получил возможность вмешиваться в сделки, которые касаются продажи более чем 10% акций странам, не входящим в ЕС. В том же году правительству ФРГ пришлось выкупить долю сетевого оператора передачи данных 50Hertz, чтобы опередить китайское государственное предприятие. Как можно видеть из Графика 1, принятые меры помогли стабилизировать ситуацию и добиться положительной динамики. После 2018 г. КНР приобретала все меньше акций в ФРГ. А например, в 2020 г. немецким властям удалось сохранить IMST GmbH, специализирующуюся на технологиях 5G.

33.png

График 1. Динамика заключения сделок китайских инвесторов с немецкими компаниями; в млн евро. Источник: IW-Newsletter. URL: https://www.iwkoeln.de/studien/christian-rusche-chinesische-beteiligungen-und-uebernahmen-2021-in-deutschland.html

Однако сейчас заметна активизация инвестиционной активности со стороны Китая. Широкую известность получил вопрос продажи акций терминала Толлерорт в Гамбурге китайской компании Cosco. В 2022 г. терминал считался обычным объектом, что было основным аргументом сторонников сделки, по которой КНР претендовал на 35% акций. Проблемы возникли спустя год, когда федеральное управление по информационной безопасности (BSI) отнесла Толлерорт к критической инфраструктуре и, следовательно, потребовала особого подхода к его работе и защите. Несмотря на это компании Cosco было разрешено владеть 24,9% акций гамбургского контейнерного терминала. Данное решение, по сути, противоречащее закону, во многом стало возможным из-за позиции Олафа Шольца. Ряд политиков выступили с критикой в сторону канцлера, заявив, что его действия были обоснованы интересами бизнеса, а не безопасностью страны.

Порт Гамбурга будет не первым инвестиционным объектом для Китая. По оценкам Кильского института мировой экономики (IfW), около 10% портовых мощностей Европы находятся во владении Cosco. При этом европейские компании не имеют таких же широких прав участия в бизнесе КНР, как китайские фирмы в Европейском Союзе. В сложившихся обстоятельствах напрашивается вывод, что финансирование портов в стратегически важных регионах является частью геостратегической политики Китайской Народной Республики. Исходя из этого, Германия не намерена позволять Китаю продолжать инвестировать в особо важные направления. Эта позиция отражена в новой Стратегии (S.40). На момент 2021 г. объем накопленных европейских прямых инвестиций (ПИИ) в Китае состав 176 млрд долл. При этом размер ПИИ из Китая в ЕС к этому времени достиг показателей в 155 млрд долл. На фоне современных событий данные показатели говорят о том, что Китайская Народная Республика меньше вовлечена в инвестиционное пространство ЕС, однако ее влияние распространяется именно на ключевые отрасли.

4.png

График 2 Прямые иностранные инвестиции КНР и ЕС. Источник: European Commission. URL: https://policy.trade.ec.europa.eu/eu-trade-relationships-country-and-region/countries-and-regions/china_en

В чем сложность пересмотра отношений с Китаем?

В 2022 г. Китайская Народная Республика стала основным торговым партнером Германии в седьмой раз подряд. Всего за год в ФРГ было импортировано товаров на сумму 192 млрд евро. Размер экспорта из Германии в КНР увеличился на 3,32% и составил 106,9 мдрд евро. Тем не менее, как можно видеть, стоимость китайского импорта значительно превышает сумму, на которую осуществляются немецкие поставки. В результате сальдо торгового баланса ФРГ с Китайской Народной Республикой в течение многих лет имеет отрицательные показатели. Это не может не вызывать беспокойства, поскольку такая ситуация в торговле негативно сказывается на национальном хозяйстве Германии. Подобные тенденции были зафиксированы Международной Нидерландской группой (ING), основными регионами деятельности которой являются страны Бенилюкса и ФРГ. Главный экономист ING заявил, что внешняя торговля больше не является мощным и устойчивым двигателем роста немецкой экономики, которым она когда-то была.

Основными товарами, импортируемыми Германией из Китая, являются оборудование для связи, вычислительные машины, одежда, лекарства и, что особенно важно, редкоземельные металлы. Из ФРГ в Китайскую народную Республику экспортируются в основном автомобили и запчасти к ним, однако сейчас продажи немецких автопроизводителей в КНР снижаются. Сегодня КНР обладает собственным автомобилестроительным потенциалом и теснит ФРГ на рынке машин среднего класса. Проблема заключается в том, что Китай становится все более способным сам производить товары, которые он ранее покупал в Германии. Но в свою очередь, ФРГ не так-то просто отказаться от поставок из КНР, прежде всего, от редкоземельных металлов, которые необходимы для аккумуляторных батарей и электромобилей, полупроводников. Более того, из 137 товаров, например, связанных со здравоохранением или возобновляемыми источниками энергии, Китай поставляет более половины. Так, отказавшись от российских энергоносителей и заявив об энергоповороте, ФРГ фактически попала в зависимость от китайских поставок, без которых построение «зеленой» энергетики представляется невозможным.

***

Таким образом, согласно новой «Стратегии», концепция суверенитета, основанного на собственной силе, должна заменить подход «мир через торговлю». Взаимодействие Германии и Китайской Народной Республики на данном этапе складывается вокруг понимания КНР одновременно как партнера, конкурента и соперника. Особое беспокойство немецких политиков вызывает стремление Китая инвестировать в критическую инфраструктуру страны. Исходя из этого, основной целью Германии стала минимизация рисков в отношениях между государствами. Это является не простой задачей на фоне отрицательного торгового сальдо ФРГ и зависимости от редкоземельных металлов. Ранее Китай был важным рынком сбыта для Германии, но теперь же конкуренция в автомобильной промышленности сократила круг возможных товаров немецкого экспорта. Как следствие, несмотря на жесткую позицию ряда министров и партийных лидеров, например, Бербок, Линднера и Мерца, лидирующая экономическая роль Китайской Народной Республики заставляет немецкое руководство проявлять политическую лояльность.

[1] Зарицкий Б.Е. Германия- Китай: партнеры, конкуренты или системные соперники?/ Б.Е. Зарицкий// Мировая экономика и международные отношения. – 2021. ‒ №2. ‒ С. 16. – URL: https://www.imemo.ru/publications/periodical/meimo/archive/2021/2-t-65/europe-new-realities/germany-... (дата обращения: 12.09.2023).

[2] Зарицкий Б.Е. Германия - Китай: партнеры, конкуренты или системные соперники?/ Б.Е. Зарицкий// Мировая экономика и международные отношения. – 2021. ‒ №2. ‒ С. 20. – URL: https://www.imemo.ru/publications/periodical/meimo/archive/2021/2-t-65/europe-new-realities/germany-... (дата обращения: 13.09.2023).

[3] Зарицкий Б.Е. Германия - Китай: партнеры, конкуренты или системные соперники?/ Б.Е. Зарицкий// Мировая экономика и международные отношения. – 2021. ‒ №2. ‒ С.4. – URL: https://www.imemo.ru/publications/periodical/meimo/archive/2021/2-t-65/europe-new-realities/germany-... (дата обращения: 14.09.2023).

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся