Блог Клуба исследований постсоветского пространства НСО МГИМО

Санкции – новый стимул для российского импортозамещения

24 марта 2023
Распечатать
Автор: Гочуева Эльвира Афгановна, МГЮА им. О. Е. Кутафина, Клуб СНГ НСО МГИМО

Рассматривая вопрос санкций, в первую очередь, стоит отметить, что данный механизм политического сдерживания нашей страны не нов. Так, начиная с 1960-х годов Соединённые Штаты и их союзники по Североатлантическому альянсу применяли экономические рычаги для воздействия на внешнюю политику СССР и затем Российской Федерации.

andy-feliciotti-8cvjI48SFtY-unsplash.jpg
Источник: Unsplash

Распад Советского Союза и утрата силы Варшавского договора стали решающими в расстановке геополитических сил — мир больше нельзя было назвать биполярным, с двумя противовесами США и СССР. Более того, проведение ряда экономических реформ в условиях нестабильной политической конъюнктуры и экономического кризиса России 1990-х годов привели к ослаблению позиции страны на мировой арене. Существенное влияние на молодое государство стали оказывать западные партнеры, которые принимали ключевые решения в свою пользу. Неудивительно, что с обретением Москвой своего политического голоса в начале XXI века, эту политическую волю пытались подавить при помощи различных ограничений, таких как санкции.

Политика экономических санкций впервые была применена к современной России в 2014 году после государственного переворота на Украине и последующего вхождения автономной республики Крым в состав Российской Федерации. Стоит особо отметить, что ограничительные меры имели не столько экономический, сколько политический характер. Например, выступая с заявлением об этой ситуации, экс-глава Белого Дома Барак Обама сказал: «Наше послание абсолютно ясное. У союзников по Североатлантическому альянсу имеются серьезные обязательства по совместной обороне, мы намерены их выполнять». По словам американского лидера, действия Кремля нарушают нормы международного права и представляют угрозу для союзников и членов НАТО.

Стоит отметить, что заявление Барака Обамы получило критику со стороны российских парламентариев, политологов, журналистов и ряда независимых экспертов. Президент РФ Владимир Путин неоднократно заявлял, что референдум 2014 года и последующее судьбоносное для полуострова решение стали волеизъявлением жителей и обеспечили им безопасность «в родной гавани»: «Когда мы последовательно и достаточно жестко действовали в Крыму, то я исходил из того, что возможны вот такие трагические события, которые мы сегодня наблюдаем в Донбассе».

Оставив рассуждения о политике, рассмотрим экономичную эффективность введённых санкционных мер для экономики России. Основополагающими направлениями российской экономики являются: военно-промышленный комплекс, машиностроение, агропромышленный комплекс, экспортный фонд энергоресурсов.

Проводя анализ открытых источников, автор обратилась к материалам Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. Позиции экспертов сходятся в убежденности насчет благоприятного влияния санкций 2014 года на развитие различных секторов экономики нашей страны. Прежде всего, такие меры стали импульсом для развития стратегии импортозамещения и связей со странами Азиатско-Тихоокеанский региона, Ближнего Востока, Африки и др.

В энергетическом бюллетене Аналитического центра при Правительстве «Секторальные санкции: год спустя», подготовленном в августе 2015 года, приведен пример адаптации к новым условиям нефтегазового сектора. Авторы отмечают, что импортозамещение, прежде всего, направлено на снижение зависимости от оборудования и услуг западных компаний для добычи и освоения российских природных ресурсов. Убеждена, что такая тенденция, безусловно, является положительной и открывает новые перспективы для российских корпораций.

Более того, необходимо обратить внимание на цитату из бюллетеня: «Реакцией на ограничение по финансированию компаний (долгосрочные займы и кредиты) стал «поворот на восток» — теперь нефтегазовые компании начали искать финансирование и партнеров по проектам в Китае, Индии и других странах, не применяющих санкции против России». Здесь стоит обратиться и к космической промышленности, благодаря санкциям усилились торговые связи в сфере поставок комплектующих для ядерного вооружения с Китаем, Южной Корее и Сингапуром.

Благоприятные тенденции отмечаются и в сельско-хозяйственном комплексе, по которому санкции нанесли наименьший удар, как считают участники круглого стола «Введение экономических санкций и ограничений в отношении России: оценка последствий для отечественного агропромышленного комплекса», который прошел в Москве на площадке Аналитического центра при Правительстве РФ в 2014 году. Эксперты подчеркнули, что меры не стали фатальным препятствием для экономики России, а многие предприятия смогли найти выход. Так, компании агропромышленного комплекса прекратили закупать дорогостоящее европейское оборудование и обратились к китайским партнерам.

Однако нельзя не упомянуть, что значительными трудностями для российской экономики стали ограничения в области международной финансово-кредитной политики России, деятельности и состояния финансовых активов, размещённых за рубежом (преимущественно в странах, поддержавших санкции), а реального сектора экономики санкции ощутимо не коснулись вовсе. На первом этапе санкций сложились не самые лучшие условия для внешнего заимствования: снизился общий мировой инвестиционный фон, в августе-октябре 2014 года из страны было выведены инвестиции на общую сумму свыше $110 млрд, кумулятивные потери реального сектора экономики составили в первом квартале 2015 года 1-1,5 % от их общего объёма. На втором этапе введения ограничительных мер ущерб от них составил всего лишь 0,2% ВВП. Такая динамика продолжилось до 2019 года, после чего дополнительных ограничений не последовало, были введены лишь небольшие санкционные меры в отношении отдельных представителей крупного российского бизнеса. В то же время негативные последствия удалось практически минимизировать. Здесь безусловно стоит учесть ряд трудностей, вызванных мировым кризисом в связи с распространением COVID-19 в 2020 году.

Подводя итоги проделанного анализа, стоит еще раз отметить неоспоримую роль санкций в развитии стратегии импортозамещения, как основы новой экономической политики нашей страны, в том числе во взаимодействии с зарубежными странами. Согласно официальным данным Росстата, в рамках программы импортозамещения, благодаря государственной поддержке, импорт был замещён более чем на 45-60% (по регионам Российской Федерации). Считаю, что события 2014 года и последующие ограничительные меры можно считать прецедентом в истории международных отношений России и стран Запада.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся