Санкции – новый стимул для российского импортозамещения
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Рассматривая вопрос санкций, в первую очередь, стоит отметить, что данный механизм политического сдерживания нашей страны не нов. Так, начиная с 1960-х годов Соединённые Штаты и их союзники по Североатлантическому альянсу применяли экономические рычаги для воздействия на внешнюю политику СССР и затем Российской Федерации.
Источник: Unsplash
Распад Советского Союза и утрата силы Варшавского договора стали решающими в расстановке геополитических сил — мир больше нельзя было назвать биполярным, с двумя противовесами США и СССР. Более того, проведение ряда экономических реформ в условиях нестабильной политической конъюнктуры и экономического кризиса России 1990-х годов привели к ослаблению позиции страны на мировой арене. Существенное влияние на молодое государство стали оказывать западные партнеры, которые принимали ключевые решения в свою пользу. Неудивительно, что с обретением Москвой своего политического голоса в начале XXI века, эту политическую волю пытались подавить при помощи различных ограничений, таких как санкции.
Политика экономических санкций впервые была применена к современной России в 2014 году после государственного переворота на Украине и последующего вхождения автономной республики Крым в состав Российской Федерации. Стоит особо отметить, что ограничительные меры имели не столько экономический, сколько политический характер. Например, выступая с заявлением об этой ситуации, экс-глава Белого Дома Барак Обама сказал: «Наше послание абсолютно ясное. У союзников по Североатлантическому альянсу имеются серьезные обязательства по совместной обороне, мы намерены их выполнять». По словам американского лидера, действия Кремля нарушают нормы международного права и представляют угрозу для союзников и членов НАТО.
Стоит отметить, что заявление Барака Обамы получило критику со стороны российских парламентариев, политологов, журналистов и ряда независимых экспертов. Президент РФ Владимир Путин неоднократно заявлял, что референдум 2014 года и последующее судьбоносное для полуострова решение стали волеизъявлением жителей и обеспечили им безопасность «в родной гавани»: «Когда мы последовательно и достаточно жестко действовали в Крыму, то я исходил из того, что возможны вот такие трагические события, которые мы сегодня наблюдаем в Донбассе».
Оставив рассуждения о политике, рассмотрим экономичную эффективность введённых санкционных мер для экономики России. Основополагающими направлениями российской экономики являются: военно-промышленный комплекс, машиностроение, агропромышленный комплекс, экспортный фонд энергоресурсов.
Проводя анализ открытых источников, автор обратилась к материалам Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. Позиции экспертов сходятся в убежденности насчет благоприятного влияния санкций 2014 года на развитие различных секторов экономики нашей страны. Прежде всего, такие меры стали импульсом для развития стратегии импортозамещения и связей со странами Азиатско-Тихоокеанский региона, Ближнего Востока, Африки и др.
В энергетическом бюллетене Аналитического центра при Правительстве «Секторальные санкции: год спустя», подготовленном в августе 2015 года, приведен пример адаптации к новым условиям нефтегазового сектора. Авторы отмечают, что импортозамещение, прежде всего, направлено на снижение зависимости от оборудования и услуг западных компаний для добычи и освоения российских природных ресурсов. Убеждена, что такая тенденция, безусловно, является положительной и открывает новые перспективы для российских корпораций.
Более того, необходимо обратить внимание на цитату из бюллетеня: «Реакцией на ограничение по финансированию компаний (долгосрочные займы и кредиты) стал «поворот на восток» — теперь нефтегазовые компании начали искать финансирование и партнеров по проектам в Китае, Индии и других странах, не применяющих санкции против России». Здесь стоит обратиться и к космической промышленности, благодаря санкциям усилились торговые связи в сфере поставок комплектующих для ядерного вооружения с Китаем, Южной Корее и Сингапуром.
Благоприятные тенденции отмечаются и в сельско-хозяйственном комплексе, по которому санкции нанесли наименьший удар, как считают участники круглого стола «Введение экономических санкций и ограничений в отношении России: оценка последствий для отечественного агропромышленного комплекса», который прошел в Москве на площадке Аналитического центра при Правительстве РФ в 2014 году. Эксперты подчеркнули, что меры не стали фатальным препятствием для экономики России, а многие предприятия смогли найти выход. Так, компании агропромышленного комплекса прекратили закупать дорогостоящее европейское оборудование и обратились к китайским партнерам.
Однако нельзя не упомянуть, что значительными трудностями для российской экономики стали ограничения в области международной финансово-кредитной политики России, деятельности и состояния финансовых активов, размещённых за рубежом (преимущественно в странах, поддержавших санкции), а реального сектора экономики санкции ощутимо не коснулись вовсе. На первом этапе санкций сложились не самые лучшие условия для внешнего заимствования: снизился общий мировой инвестиционный фон, в августе-октябре 2014 года из страны было выведены инвестиции на общую сумму свыше $110 млрд, кумулятивные потери реального сектора экономики составили в первом квартале 2015 года 1-1,5 % от их общего объёма. На втором этапе введения ограничительных мер ущерб от них составил всего лишь 0,2% ВВП. Такая динамика продолжилось до 2019 года, после чего дополнительных ограничений не последовало, были введены лишь небольшие санкционные меры в отношении отдельных представителей крупного российского бизнеса. В то же время негативные последствия удалось практически минимизировать. Здесь безусловно стоит учесть ряд трудностей, вызванных мировым кризисом в связи с распространением COVID-19 в 2020 году.
Подводя итоги проделанного анализа, стоит еще раз отметить неоспоримую роль санкций в развитии стратегии импортозамещения, как основы новой экономической политики нашей страны, в том числе во взаимодействии с зарубежными странами. Согласно официальным данным Росстата, в рамках программы импортозамещения, благодаря государственной поддержке, импорт был замещён более чем на 45-60% (по регионам Российской Федерации). Считаю, что события 2014 года и последующие ограничительные меры можно считать прецедентом в истории международных отношений России и стран Запада.