Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

В последнее время роль Германии на международной арене постоянно растет. Недавно Германский фонд Маршалла совместно с Немецким институтом международной политики и безопасности опубликовал доклад «Вновь обретенная мощь, новая ответственность: элементы германской внешней и оборонной политики в меняющемся мире». Мы побеседовали об этом докладе и новой роли Германии с д-ром Констанцией Штельценмюллер, старшим научным сотрудником Берлинского отделения Фонда Маршалла «Германия – США».

В последнее время роль Германии на международной арене постоянно растет. Недавно Германский фонд Маршалла совместно с Немецким институтом международной политики и безопасности опубликовал доклад «Вновь обретенная мощь, новая ответственность: элементы германской внешней и оборонной политики в меняющемся мире». Мы побеседовали об этом докладе и новой роли Германии с д-ром Констанцией Штельценмюллер, старшим научным сотрудником Берлинского отделения Фонда Маршалла «Германия – США».

Д-р Штельценмюллер, не могли бы Вы рассказать о докладе«Вновь обретенная мощь, новая ответственность: элементы германской внешней и оборонной политики в меняющемся мире». Почему Германский фонд Маршалла решил выпустить его именно сейчас? Кто авторы доклада? Какую методологию они использовали в своей работе?

Доклад «Вновь обретенная мощь, новая ответственность» – это совместный проект Германского фонда Маршалла и Немецкого института международной политики и безопасности, крупнейшего берлинского аналитического центра, который финансируется из госбюджета, а именно Министерством иностранных дел Германии. Однако Фонд и Институт выполняли только координационные функции. Подготовкой и написанием доклада занимались четыре рабочие группы, всего около пятидесяти человек.

В состав групп вошли сотрудники профильных министерств, пять депутатов Бундестага (по одному от каждой партии, включая Левую партию, что само по себе примечательно), представители бизнеса, НПО, СМИ и академических кругов. Группы работали по следующим темам: «Германия и международный порядок», «Германия и ее стратегические партнерства», «Германия и Европа», «Германия и международная безопасность». Каждой группе было поручено написать проект своего раздела объемом две тысячи слов, а с ноября 2012 г. по июнь 2013 г. проходило их обсуждение. В начале, середине и конце этого периода состоялись три пленарных заседания, а в перерывах между ними авторы встречались на базе Фонда и Института – обменивались мнениями и дорабатывали свои проекты. Фонд и Институт выступали на этих встречах в качестве координаторов. С июня по сентябрь мы редактировали эти четыре раздела и еще добавили вступительную главу по итогам пленарных заседаний на тему об основных элементах новой стратегической роли Германии и связанных с нею вызовах.

Constanze Stelzenmüller

На мой взгляд, получился хороший доклад. При этом сам процесс работы над ним не менее важен, чем результат, поскольку нам удалось свести вместе представителей исполнительной и законодательной власти и гражданского общества, чтобы детально обсудить все вопросы. Раньше такого никогда не было. Авторы плодотворно дискутировали, делились друг с другом своими приоритетами и проблемами. Думаю, это принесло пользу всем участникам. Процесс шел параллельно с предвыборной кампанией 2013 г., но мы договорились не публиковать доклад до самих выборов, потому что не хотели политизировать дискуссию и стремились избежать претенциозности. Наша задача заключалась в том, чтобы подготовить документ к началу переговоров о коалиционном правительстве, чтобы он послужил отправной точкой: «Мы считаем, что именно такой должна быть внешняя политика Германии – передовой, интернационалистской и активной». Доклад увидел свет 16 октября 2013 г.

Как бы Вы охарактеризовали новую роль Германии в Европе и мире?

Если коротко, то название доклада – «Вновь обретенная мощь, новая ответственность» – говорит само за себя. Судя по всему, в усилении Германии не сомневаются ни наши соседи, ни наши друзья, ни наши союзники, ни наши стратегические партнеры. В первую очередь, потому что Германия добилась поразительных экономических успехов в ходе глобального финансового кризиса, тогда как другие страны Европы понесли значительные потери. И, конечно, среди наших соседей и союзников развернулась широкая дискуссия о том, как Германии следует распорядиться новыми возможностями. Мы почувствовали, что Германии нужно отреагировать на эти ожидания.

Новая сила Германии означает, что она должна взять на себя больше ответственности.

Как говорится в докладе, новая сила Германии означает, что она должна взять на себя больше ответственности. Мы исходили из того, что Германия – чрезвычайно глобализированная страна, которая многое приобрела за счет перемещения людей, товаров, идей и информации. А это вылилось не просто в материальные ценности, процветание и стабильность, но и в значительный рост мирового влияния.

В то же время взаимозависимость делает Германию чрезвычайно уязвимой. Мощь страны во многом зависит от экспорта. Германия вывозит товары в страны еврозоны, в Китай, США (Россия занимает десятое место в списке ее торговых партнеров). Так что если в торговле с этими странами что-то произойдет, то ущерб будет нанесен и экономике Германии, и ее мощи. Поэтому в докладе подчеркивается, что единственный жизненно важный стратегический императив Германии заключается в необходимости инвестировать в защиту, сохранение и адаптацию свободного, единого и мирного международного порядка, защищающего глобализацию.

Во вступительной части доклада отражен еще один важный момент – глобализация делает Германию зависимой от сотрудничества с соседями, партнерами и союзниками. Сегодня в мире почти нет проблем, которые отдельные страны могли бы решать в одиночку. Это означает, что нужно инвестировать в отношения, а к лидерству относиться очень осторожно и продуманно.

Взаимозависимость делает Германию чрезвычайно уязвимой. Мощь страны во многом зависит от экспорта. Германия вывозит товары в страны еврозоны, в Китай, США.

И, наконец, о силе. Обычно говорят, что она бывает двух видов – «мягкая» («масло») и «жесткая» («пушки»). Все привыкли считать, что Европа – это Венера, у которой масло, а Америка – Марс, вооруженный пушками. Сегодня в Европе пушки наперечет, да и с маслом туговато. Поэтому в докладе говорится, что силу нужно понимать по-новому, так как мы живем в мире, который стал очень сложным, неоднородным и трудно предсказуемым. Наши рабочие группы пришли к выводу, что сила заключается в способности решать важные для всех проблемы. Причем не только в свою пользу, но и на общее благо. А это означает тесное сотрудничество с партнерами. И для этого нужно учитывать интересы других стран и обладать способностью идти на компромиссы.

Займет ли Россия значимое место в новой внешней политике Германии? Каково будет влияние нового германского коалиционного правительства на отношения между нашими странами?

Отношения с Россией всегда занимали важное место в германских внешнеполитических приоритетах. В соглашении между ХДС/XCC и СДПГ о формировании коалиционного правительства России отведен большой пассаж. Более того, новый министр иностранных дел социал-демократ Франк-Вальтер Штайнмайер не раз говорил о значении добрососедских отношений с Россией. Наши страны сотрудничают по ключевым вопросам, например, по Афганистану и Ирану, и это чрезвычайно важно. В то же время нынешнее состояние официальных германо-российских отношений не особенно хорошее. Между Россией и Европой появились расхождения по целому ряду важных вопросов. И, думаю, в одночасье их не решить.

Спорной проблемой номер один является судьба восточной периферии Европы, стран «Восточного партнерства» – от Белоруссии и Украины до Молдавии, Грузии, Азербайджана и Армении. Россия настаивает на приоритетном праве иметь свою сферу влияния в «Восточном партнерстве», а ЕС и Германия не принимают такую позицию. На мой взгляд, речь идет о системной конкуренции. А германское правительство считает, что страны должны иметь возможность самостоятельно выбирать свой путь. И если они желают идти на Запад, то оно хочет им помочь. Этот вопрос еще долго будет оставаться камнем преткновения, как показал недавний визит Ф.-В. Штайнмайера в Москву.

С моей точки зрения, стабильность, процветание и демократизация стран «Восточного партнерства» России только на руку. В нашем докладе подчеркивается стратегическое значение для ЕС восточных и южных соседей и отмечается, что ЕС и Германия стратегически заинтересованы в стабильности этих регионов. И еще в нем говорится, что процветание, стабильность и демократизация не противоречат друг другу, а представляют собой составные части единого целого.

Отдельный раздел доклада посвящен доказательству того, что мировой порядок не может оставаться свободным, открытым и располагающим к сотрудничеству, если он не строится на активном участии новых растущих держав. В частности, мы призываем привести их право голоса в международных институтах в соответствие с усиливающейся ролью этих держав в мире. Но есть и вопросы, не подлежащие обсуждению, например, универсальность прав человека или суверенное право наций самим выбирать себе союзников.

Нынешнее состояние официальных германо-российских отношений не особенно хорошее. Между Россией и Европой появились расхождения по целому ряду важных вопросов. И, думаю, в одночасье их не решить.

Таким образом, применительно к России между Европой и Германией, с одной стороны, и Соединенными Штатами, с другой, есть одно существенное отличие. Американцы далеко и могут позволить себе вступать во взаимодействие с Россией избирательно, по направлениям, которые они сами выберут, – Афганистан, Иран, Сирия. А Германия и Европа не могут позволить себе такой роскоши, поскольку мы живем на одном континенте. Поэтому стратегическое значение для нас имеют и внутренняя ситуация в России, и ее будущее. Наше будущее в значительной степени взаимозависимо. И это влияет на нашу внешнюю политику.

Какие плюсы и минусы Германия может получить от подписания Украиной, Молдавией и Грузией соглашений об ассоциации с Евросоюзом?

В Берлине считают, что чем более эффективной, процветающей, хорошо управляемой будет восточная периферия, тем лучше и безопаснее будет Европа. Если наши соседи будут жить в условиях постоянной угрозы, нестабильности и нищеты, мы столкнемся с всплесками того, что называется «темной стороной глобализации», а именно с нелегальной миграцией, контрабандой оружия, распространением проституции и киберпреступности. И мы уже с этим сталкиваемся. В то же время на Запад из России тянутся не только капиталы и богачи, но и средний класс. Уверена, причина в том, что эти люди сильно сомневаются в своем будущем в России.

Для Германии суть соглашений об ассоциации с ЕС стран «Восточного партнерства» заключается не в том, чтобы включить их в состав «Европейской империи» или вывести из-под влияния России, как подозревают некоторые российские комментаторы. Речь также не идет ни о территориальном доминировании, ни о контроле. Все просто – соглашения об ассоциации нацелены на обеспечение процветания и стабильности. Мне хотелось бы видеть Украину, Молдавию и Грузию преуспевающими, безопасными и, надеюсь, демократическими странами. Да, сейчас у них много проблем, однако если они выйдут на более высокий уровень государственного управления и стабильности, Россия от этого только выиграет.

А как Германия видит роль ОБСЕ? Каково будущее этой организации?

ОБСЕ сыграла очень важную роль во времена противостояния между Западом и СССР и стала колыбелью Хельсинкских соглашений, а ее знаменитая «третья корзина» ознаменовала собой начало конца холодной войны и Варшавского договора. Сегодня ОБСЕ – единственная трансконтинентальная организация по безопасности, в которую входит Россия. Так что значение ее чрезвычайно велико.

При этом и европейцы, и немцы задают себе вопрос: для чего ОБСЕ нужна России? Одно время казалось, что российское руководство рассматривает ее как альтернативу или даже замену НАТО. И некоторые европейские левоцентристы поддерживали эту идею. Думаю, что этой иллюзии уже нет. Несмотря на имеющиеся проблемы, НАТО останется форумом для стратегических консультаций между Европой и США, в том числе и с участием России.

ОБСЕ по-прежнему будет значимой площадкой для переговоров по контролю над вооружениями в Европе и Евразии и, конечно, по вопросам ядерного разоружения, ликвидации устаревших ядерных, химических и бактериологических материалов.

Мы – европейцы, американцы и россияне – остро нуждаемся в эффективном форуме для обсуждения общих глобальных проблем. Причем не только фундаментальных вопросов войны и мира (например, по Сирии), которым отведена платформа СБ ООН, или региональных проблем, дискуссия по которым ведется в Совете Россия–НАТО. Думаю, что многие разделяют мои надежды найти такие форматы.

Возможно, мы будем искать такие форматы встреч, которые будут еще более неформальными, консультативными и отвечающими поставленным задачам.

Беседовал Николай Маркоткин, программный координатор РСМД.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju