Интервью
В последнее время часто звучит мнение, что резолюция СБ ООН по Сирии обозначила начало нового периода в мировой политике. О том, насколько это утверждение соответствует действительности, а также о перспективах смещения глобального центра силы из Евроатлантики в Азиатско-Тихоокеанский регион мы побеседовали с Федором Лукьяновым, председателем президиума Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), главным редактором журнала «Россия в глобальной политике» и членом РСМД.
Федор Александрович, насколько, по Вашему мнению, значима резолюция СБ ООН о ликвидации сирийской программы химического оружия? Можно ли говорить о том, что она символизирует начало нового периода в истории дипломатии?
Как минимум, она означает начало нового периода в истории попыток урегулирования сирийского кризиса, потому что это первая резолюция , которую удалось согласовать за два с половиной года конфликта. Противостоящие стороны пошли на взаимные разумные уступки и сделали это очень изящным образом: и Россия, и Соединенные Штаты могут представить данный документ как победу своих принципов. Это большой прогресс.
Что же касается новой главы в истории мировой дипломатии, то можно говорить о том, что хотя она еще не открыта, заявка на нее была сделана. Женевские соглашения Джона Керри и Сергея Лаврова, которые потом были оформлены в резолюцию (несмотря на все дипломатические зигзаги, произошедшие между женевскими переговорами и принятием резолюции в СБ ООН), это первый за долгое время пример того, как была достигнута равноправная договоренность. В период после окончания холодной войны, после того, как в прошлое ушла дипломатия, основанная на взаимном сдерживании, равноправных договоренностей практически не было, и политика проводилась под диктовку более сильной западной стороны. Даже когда остальным игрокам удавалось чего-то добиться, это было, по сути, уточнением условий капитуляции.
Принятие резолюции по сирийскому кризису означает возвращение к классическим принципам, гласящим, что компромисс - это уступка двух сторон, а не улучшение условий для той, которая заведомо проигрывает. Насколько удастся развить этот успех, пока непонятно, поскольку препятствий очень много. Некоторый оптимизм внушает то, что в решении проблемы сирийского химического оружия Соединенные Штаты по внутренним причинам заинтересованы не меньше, чем Россия. Именно поэтому я думаю, что, несмотря на все трудности, резолюция все же будет выполнена.
Какими Вы видите основные черты нового этапа? И будет ли он характеризоваться повышенным риском возникновения региональных конфликтов?
На мой взгляд, повышенный риск возникновения региональных конфликтов не связан с новым этапом. Он вызван тем, что мир в целом находится в переходном состоянии и будет находиться в этом состоянии еще неопределенное время.
После холодной войны было ощущение, что на смену прежней системе приходят новые принципы, которые помогут снизить конфликтность. Однако к концу XX - началу XXI века стало понятно, что это иллюзия, и конфликтность никуда не исчезла. Напротив, с исчезновением биполярной рамки конфликты стали более многочисленными. И пока новый мировой порядок еще не возник. Наверное, он рано или поздно возникнет, но пока мы можем только угадывать его контуры.
Если 1990-е годы были периодом эйфории, то 2000-е годы стали периодом нарастающей паники. Сейчас на место паники приходят попытки создать что-то новое на обломках старой системы (при этом прежняя система еще не достигла финальной точки распада). Весь мир пришел в движение, а значит, частота конфликтов будет расти.
Многие эксперты говорили о многополярности, на мой взгляд, это некоторое обобщение. Тем не менее, демократизация мировой системы происходит: растет число участников, которые заявляют о своих правах. Это очевидно на всех направлениях. Почему Россия и США, пусть и в других ролях, оказались снова в одной упряжке? Отчасти потому, что против них выступают те страны, которые хотят больше демократии на международной арене. Несмотря на различие интересов и позиций, США и Россия занимают привилегированное положение, оставшееся с того времени, когда они определяли международную политику. И, как любые державы с привилегиями, Россия и США пытаются защищать свое эксклюзивное право решать мировые проблемы. Это вызывает протест у других стран.
Если немного утрировать, Генассамблея ООН восстает против Совета безопасности. Раньше Совет безопасности держал все в своих руках и принимал реальные решения, а Генеральная ассамблея была местом, где можно было выпустить пар в свисток. Сейчас ситуация изменилась, и Генассамблея говорит, что именно она представляет мировое сообщество, поскольку в условиях демократии решает большинство. Что получится в итоге, трудно сказать, но, как ни странно, данная ситуация сближает такие страны, как США и Россия, которые по прочим характеристикам совершенно противоположны.
Какой Вы видите роль России в новой зарождающейся системе?
Было бы идеально, если бы Россия подхватила почин, сделанный сирийской инициативой, и внесла в эту хаотическую среду элемент расчета и творческого подхода. Продемонстрированная Россией способность улавливать моменты, которые дают возможность выхода из кризисных ситуаций, является крайне редкой в современном мире. Страны, относящиеся к «восходящим звездам», которые выступают за урегулирование кризисов, не могут и не умеют этого делать, потому что быть державой мирового уровня тоже нужно уметь. Таким странам, как Бразилия или Индия, необходимо пройти еще долгий путь, прежде чем они станут такими же «изощренными» в международных делах, как, например, Китай, Россия, США или даже Великобритания, несмотря на ее нынешнюю слабость.
На мой взгляд, ахиллесовой пятой России является то, что, подтверждая свой уровень на международной арене, она зачастую не способна найти правильные инструменты в отношениях с соседними странами. То, что сейчас происходит в отношениях с Украиной и Молдовой, не может не удручать. У России нет никакой стратегии, вместо нее - хаотичные попытки не допустить того, что вот-вот свершится. Я сейчас не говорю о том, правильно или неправильно Украине подписывать соглашении об ассоциации с ЕС, это, в конце концов, их дело. Но то, каким способом Россия пытается это предотвратить, добиваясь противоположного результата, удручает.
Следует ли ожидать смещения центра силы с Запада в Азиатско-Тихоокеанский регион? Утратят ли США статус мирового гегемона?
Это уже происходит, однако пока речь идет не столько о смещении центра силы, сколько о сдвиге центра внимания. Европа и Евроатлантика теряют не только силы, но и значимость, потому что там не происходят события, которые бы привлекали мировое внимание. В свою очередь, в Азии эти события происходят. И в экономическом, и в политическом, и в культурном плане Азия пытается наверстать преимущество, которое сохранялось у Европы на протяжении веков. Поэтому нам придется сменить привычную оптику. Что бы мы ни говорили, мы привыкли смотреть на мир сквозь призму отношений с Западом, а не с кем-либо еще. От этого нужно уходить, поскольку это уже не адекватно реальности.
Соединенные Штаты, безусловно, будут постепенно утрачивать роль гегемона, потому что, как показывает опыт, абсолютных лидеров в мире не бывает. Даже страна такой невероятной мощи как США, превосходящая всех остальных вместе взятых по своим совокупным возможностям, не сможет в одиночку вынести эту роль. Что касается ведущей роли США, здесь могут быть разные варианты, и ближайшие 10-20 лет будут очень важны, прежде всего, с точки зрения внутреннего развития страны. Сейчас складывается ощущение, что происходит изменение отношения самих американцев к внешней политике: по разным причинам они хотят в большей степени замкнуться в себе. Конечно, классический изоляционизм в современном мире невозможен, но, изучая общественное мнение населения США, я вполне могу представить, что следующий президент будет еще менее склонен к международным авантюрам, чем Барак Обама.
Это не означает, что Соединенные Штаты ждет ослабление, вполне возможно, что они таким образом как раз мобилизуют свои силы. В отличие от Европы, США не уходят на периферию, они просто поворачиваются к центру внимания своим другим боком, поскольку Соединенные Штаты - тихоокеанская держава в неменьшей степени, чем евроатлантическая, и в век Азии ее роль может оказаться даже важнее, чем в век Европы. Для России это серьезный вопрос на среднесрочную перспективу, потому что если российско-американские отношения рассматривать сквозь азиатские «очки», то выясняется, что противоречий между нашими странами не так много, как кажется. Более того, совпадений гораздо больше, чем мы привыкли думать, и зачастую мы оказываемся перед лицом угроз или вызовов, исходящих из одного источника. Прежде всего, речь идет, разумеется, о росте Китая. Я думаю, что если российско-американские отношения будут переживать какое-то новое рождение, то это произойдет в АТР.
Беседовал Николай Маркоткин, программный координатор РСМД.