Развитие сотрудничества в рамках СНГ — объективная необходимость всех государств — участников Содружества. Несмотря на углубление интеграционных процессов на постсоветском пространстве, дискуссии на предмет того, исчерпало ли СНГ свой потенциал, продолжаются. О перспективах и вызовах СНГ рассказали эксперты РСМД: Ирина Болгова, Владимир Евсеев, Сергей Маркедонов и Александр Гущин.
Политика России в отношении СНГ будет отражать общий вектор на консолидацию значительной части постсоветского пространства вокруг Москвы.
Государствам выгодно работать на едином рынке СНГ, так как при снижении торговых барьеров создаются оптимальные условия для развития двустороннего/многостороннего сотрудничества. Украина, возможно, активизирует экономическое сотрудничество в рамках СНГ, чтобы компенсировать потери из-за прекращения сотрудничества с Россией. Содружество может поспособствовать восстановлению российско-украинских отношений.
СНГ сохранится не только в краткосрочной, но и в среднесрочной перспективе. Сейчас развивается разноуровневая интеграция: страны СНГ находятся на разном уровне развития интеграции, и будущее за более узкоспециальными проектами.
Развитие сотрудничества в рамках СНГ — объективная необходимость всех государств – участников Содружества. Несмотря на углубление интеграционных процессов на постсоветском пространстве, дискуссии на предмет того, исчерпало ли СНГ свой потенциал, продолжаются. О перспективах и вызовах СНГ рассказали эксперты РСМД.
Председательство России в СНГ: к чему стремимся?
Ирина Болгова, к.и.н., н.с. Центра постсоветских исследований МГИМО МИД России, эксперт РСМД
Председательство России в СНГ в 2017 г. провозглашает целый ряд приоритетов, суть которых сводится к необходимости повышения эффективности организации, «практической отдачи от её деятельности для всех государств-участников». Подобные идеи звучали настолько регулярно, что давно перестали восприниматься всерьёз. Однако кардинальные изменения, произошедшие в сфере экономического взаимодействия и системе безопасности по внешнему периметру СНГ, вернули государства Содружества к пониманию того, что необходимо сохранять широкий многосторонний формат Организации и привносить в неё новые действенные импульсы для сотрудничества.
Россия объективно продолжает оставаться ведущим игроком на пространстве СНГ, даже с учетом открытости постсоветского пространства для внешних игроков с конкурирующими идеями международного взаимодействия. Политика России в отношении СНГ, по всей видимости, будет отражать общий вектор на консолидацию значительной части постсоветского пространства вокруг Москвы. И формат СНГ в данном случае необходим для развития отношений с государствами, не входящими в более узкие интеграционные структуры, в первую очередь ЕАЭС.
Символично, что Украина — даже в условиях крайнего ухудшения отношений с Россией — не отказывается от участия в СНГ и ЗСТ СНГ. Это позволяет государствам – членам СНГ и ЕАЭС сохранять прежние объемы взаимной торговли. Поддержание формата СНГ и торговых преференций в рамках многосторонней зоны свободной торговли, кроме всего прочего, имеет своей целью сохранить промежуточную зону многосторонних экономических взаимодействий между ядром евразийской интеграции (ЕАЭС) и его внешним контуром, в первую очередь Европейским союзом. Кроме того, многосторонняя ЗСТ на пространстве СНГ несёт в себе очевидный потенциал наращивания внутренней взаимосвязанности постсоветского региона и подключения к глобальным рынкам и инфраструктуре. Не случайно в списке приоритетов российского председательства заявлено повышение эффективности процессов экономического сотрудничества и «сопряжение разноуровневых интеграционных процессов на пространстве СНГ». В условиях снижения заинтересованности ведущих западных игроков естественным ориентиром для развития торгово-экономических связей и производственных цепочек, увеличения емкости производственного и потребительского рынков выступает Россия и — шире — экономическое сближение в формате СНГ.
Отдельной темой для обсуждения в формате СНГ в последние годы стала необходимость повышения активности СНГ в сфере безопасности, лидеры государств Содружества напоминали о заложенных в процессе формирования СНГ целях и механизмах в области коллективной обороны. СНГ включает в себя максимальное количество государств – членов, имеет особый статус в ООН и разносторонний опыт участия в конфликте в Таджикистане в 1990-е гг. И в этом отношении Россия остаётся ключевым игроком на поле региональной безопасности. Развитие повестки безопасности в формате СНГ также свидетельствует о том, что Москва пытается активизировать и синхронизировать все существующие на постсоветском пространстве многосторонние форматы сотрудничества, чтобы иметь операциональные возможности для их эффективного использования.
СНГ — 25 лет: чего достигли?
Владимир Евсеев, к.т.н., старший научный сотрудник, заместитель директора Института стран СНГ
Главным итогом деятельности СНГ стало то, что эта организация смогла сохраниться, ведь изначально предполагалось, что Содружество станет лишь инструментом цивилизованного развода государств на постсоветском пространстве. Однако центробежные процессы в определенный момент стали переходить в центростремительные, т. е. у стран возникло желание взаимодействовать на территории СНГ. Одновременное движение к ослаблению и укреплению связей во многом обусловливалось внешним воздействием, а также желанием национальных элит быть относительно независимыми от Москвы.
Хорошим результатом деятельности Содружества стало то, что на территории СНГ удалось сохранить единое экономическое пространство. При этом даже те государства, которые вышли из СНГ, например, Грузия, по-прежнему остаются членами многих его договоров. И государствам выгодно работать на едином рынке СНГ, так как при снижении торговых барьеров создаются оптимальные условия для развития двустороннего/многостороннего сотрудничества. Представляется, что Украина активизирует экономическое сотрудничество в рамках СНГ, чтобы компенсировать потери из-за прекращения такого сотрудничества с Россией.
Изначально СНГ не только участвовало в экономической деятельности, но и активно занималось миротворчеством, например, в интересах прекращения гражданской войны в Таджикистане или недопущения новой войны в Абхазии. Со временем некоторые функции СНГ в военно-политической сфере ослабли. Тем не менее СНГ сохранится не только в краткосрочной, но и в среднесрочной перспективе, хотя и будет действовать больше в экономической сфере.
Одновременно с СНГ на территории постсоветского пространства возникали другие международные организации, которые носили более эксклюзивный характер и отличались большей степенью интеграции. В экономической сфере это ЕАЭС, в военно-политической — ОДКБ. Однако указанные организации не охватывают все государства постсоветского пространства (за исключением стран Балтии). Только Содружество способно сделать это, даже с учетом выхода из него Грузии. Более того, вполне возможно, что СНГ будет способствовать восстановлению российско-украинских отношений.
С целью дальнейшего укрепления СНГ можно использовать тот опыт, который накоплен в рамках ШОС. В частности, в ШОС действует Региональная антитеррористическая структура — РАТС. В основном она предназначена для обмена разведывательной информацией по террористам и координации действий силовых структур этой организации. Подобное может быть создано и в рамках СНГ. Не менее важно в СНГ развивать военно-политическое сотрудничество. Это могло бы подтолкнуть Туркменистан — ассоциированного члена Содружества — к более тесному взаимодействию на рассматриваемой площадке с целью совместной борьбы с терроризмом и радикализмом.
Еще одна особенность деятельности СНГ состоит в том, что она предполагает разноскоростную интеграцию. Это соответствует потребностям государств, и это тоже позволяет Содружеству сохраниться в будущем. Ведь далеко не все государства постсоветского пространства готовы вступить в ЕАЭС или ОДКБ.
СНГ в 2017: с чем бороться?
Сергей Маркедонов, к.и.н., доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, эксперт РСМД
Основной проблемой с точки зрения конфликтов и вызовов безопасности на постсоветском пространстве остается ситуация в Донбассе. В последнее время были попытки изменения статус-кво, который сложился после подписания второго минского документа в феврале 2015 г. Это не значит, что с 2015 по 2017 гг. ситуация была стабильной, предсказуемой и мирной: были и случаи нарушения Минских соглашений, и продолжение вооруженных инцидентов. Но сейчас есть попытка придать противостоянию более жесткий формат. Ситуация стала более опасной, потому что начинается углубление разрыва и противостояния между Киевом и «народными республиками». Украинская сторона не желает выполнять Минские соглашения, а Запад фокусируется на России как на стороне, которая ответственна за их выполнение. И в этой ситуации складывается много тупиков и неопределенностей.
Среди других вызовов, которые представляют угрозы или опасность, можно выделить нагорно-карабахский конфликт. В 2016 г. случилась самая крупная эскалация с момента вступления в силу Соглашения о бессрочном прекращении огня в мае 1994 г. После того как была завершена «Четырехдневная война» и было восстановлено хрупкое перемирие, ситуация не пришла к позитивному качественному изменению. Несмотря на то что переговоры сохраняются, ситуация периодически обостряется, как это было, например, в феврале 2017 г. Угроза сохраняется, хотя есть некоторые моменты, которые сдерживают стороны от повторения событий апреля 2016 г. Среди них можно назвать если не улучшение (до этого далеко), то прагматизацию отношений России и Турции. Это немаловажно, так как напряжение между ними послужит фактором для эскалации. В нагорно-карабахском конфликте Запад и Россия на дипломатическом и политическом уровне друг другу не противостоят, и в этом случае есть готовность видеть Россию как медиатора. Именно в этой роли ее рассматривают Армения и Азербайджан.
Конфликты в Абхазии и в Южной Осетии трансформируются, и главная проблема там — это проблема внутреннего развития, а не противостояние этих республик Грузии. После того как Москва признала абхазскую и югоосетинскую независимость, она фактически стала их гарантом и патроном. Попыток изменить статус-кво, который сложился в августе 2008 г., фактически не было и нет ни с грузинской стороны, ни со стороны Запада. Хотя время от времени и звучат заявления, что грузинская территориальная целостность поддерживается, что это неприкосновенная фигура, попыток изменений с точки зрения конфликта нет, и вряд ли они будут.
Что касается конфликта в Приднестровье, есть определенная позитивная динамика, связанная с победой на президентских выборах Игоря Додона. Это редкий случай, когда руководитель постсоветского государства столь часто встречается с В. Путиным: уже в 2017 г. состоялись две встречи. Попытки прагматизировать отношения есть, но есть и ограничители, потому что у И. Додона нет критической поддержки в парламенте, а Молдова — парламентская республика, и премьер-министр весьма скептически относится к такой его активности. Есть оппоненты И. Додона, которые в его попытках улучшить отношения с Приднестровьем видят провокационные действия, и у него не те полномочия, чтобы от этого отмахнуться. Приднестровский конфликт на фоне других и раньше выделялся в позитивную сторону и считался в большей степени замороженным, чем все остальные. Тем не менее в этом конфликте есть и свои проблемы, касающиеся качественного урегулирования.
СНГ и интеграция: в поисках возможностей
Александр Гущин, к.и.н., доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, эксперт РСМД
Формат СНГ с точки зрения интеграции, возможно, исчерпал себя, если сравнивать с 1990-ми гг. Сейчас развивается разноуровневая интеграция: страны СНГ находятся на разном уровне развития интеграции, и будущее за более узкоспециальными проектами. Но даже узкоспециальные проекты находятся в состоянии кризиса. Наиболее продвинутый проект на постсоветском пространстве — ЕАЭС, он остается приоритетом, но его развитие будет зависеть от двусторонних отношений России с другими государствами.
Стоит отметить недостаток и в то же время большие перспективы в развитии социокультурной и гуманитарной интеграции. В этой сфере у России есть большой пробел. На постсоветском пространстве уже выросло новое поколение людей, родившихся не в СССР. Конечно, формирование более лояльных элит в странах постсоветского пространства — это не одномоментный процесс. Политика «мягкой силы» не предполагает отдачу на протяжении одного – двух лет. Но если не обращать внимания на эту сферу и действовать в традиционной парадигме, стратегического успеха не добиться.
Экспорт российского образования и научного дискурса с точки зрения интеграции, безусловно, имеет огромное значение. Здесь есть куда расти, потому что таких программ, как европейский Erasmus, у России нет. Мы можем создать платформу академического обмена, электронную платформу для поступления людей в российские вузы, активнее развивать программы двойных дипломов, двойной магистратуры, докторантуры, аспирантуры и даже бакалавриата. Кроме того, необходимо развивать филиальную сеть российских университетов в других странах. Студенты могли бы выбирать систему неполного бакалавриата, в рамках которой они учились бы несколько семестров у себя на родине, а потом могли бы перевестись в российский вуз.
По этому направлению в Центральной Азии пока Россия проигрывает Китаю, а в западных странах СНГ большое преимущество по-прежнему у европейских стандартов. Нельзя сказать, что система квот не работает вообще, но систему поступления граждан стран СНГ в российские вузы необходимо модернизировать. Нужно развивать горизонтальные связи между вузами России и странами постсоветского пространства. В результате могут быть основаны сетевые университеты, которые станут реальной платформой. Без этого продвигать интеграцию только мерами в сфере экономики и политики будет сложно.
Материал подготовили Николай Мухин и Ирина Сорокина