18–19 июня 2024 г. состоялся официальный визит президента России Владимира Путина в КНДР — первый после 2000 г. В ходе визита стороны подписали ряд соглашений, в числе которых договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве. Научный руководитель РСМД Андрей Кортунов для китайского издания The Paper прокомментировал значение саммита и приоритеты внешней политики России.
18–19 июня 2024 г. состоялся официальный визит президента России Владимира Путина в КНДР — первый после 2000 г. В ходе визита стороны подписали ряд соглашений, в числе которых договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве. Научный руководитель РСМД Андрей Кортунов для китайского издания The Paper прокомментировал значение саммита и приоритеты внешней политики России.
Какое значение имеет этот визит и подписание документа о стратегическом партнерстве для России и для КНДР? Какие проблемы могут быть решены для двух стран через этот визит и новый договор?
Это действительно первый визит президента Путина в КНДР с 2000 г., и он отражает существенно возросшее в последние годы значение этой страны в системе российских внешнеполитических приоритетов. Но, конечно же, контакты между российскими и северокорейскими руководителями, в том числе и на самом высоком уровне, не прекращались никогда. Напомню, что прошлой осенью корейский лидер Кин Чен Ын посетил российский Дальний Восток и провел длительные конфиденциальные переговоры с президентом Путиным. А сейчас российский президент стал первым руководителем иностранного государства, посетившим КНДР после завершения пандемии коронавируса. Это имеет большое символическое значение как для одной, так и для другой стороны.
Самые важные итоги нынешнего визита — подписание нового Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве России и КНДР, который заменит действовавшие ранее Договор о дружбе и взаимопомощи (1961 г.), и Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве (2000 г.). Подписанный Договор предусматривает в том числе оказание взаимной помощи в случае агрессии против одного из участников этого соглашения. Российский лидер отметил готовность к расширению военно-технического сотрудничества между Москвой и Пхеньяном. При этом стоит заметить, что как в Москве, так и в Пхеньяне неоднократно опровергали популярные на Западе утверждения о якобы уже произведенных масштабных поставках вооружений и боеприпасов из Северной Кореи в Россию, хотя на политическом уровне КНДР последовательно поддерживает Москву в российско-украинском конфликте.
Отношения России и КНДР сейчас выйдут на новый уровень. Президент Путин пишет в статье, что Россия и КНДР будет развивать альтернативные, неподконтрольные Западу механизмы торговли и взаимных расчетов, совместно противостоять нелегитимным односторонним ограничениям. Каковы геополитические значения этих решений? Как это отразится на нынешнем мировом порядке?
Как Москва, так и Пхеньян находятся под многочисленными западными санкциями, и в обеих столицах есть стремление минимизировать влияние этих односторонних мер на свою экономику. Это объективно сближает две страны и мотивирует их на поиск новых механизмов торговли и взаимных расчетом, а также на расширение экономического и иного сотрудничества в целом. В ходе состоявшегося визита, в частности, обсуждались перспективы расширения сотрудничества в области сельского хозяйства, энергетики связи, строительства и транспорта. Конечно, визит должен дать новый импульс академическим, культурным и туристических обменам, а также ускорить возобновление прямого авиасообщения между двумя странами, в том числе открытием рейсов по маршруту Москва — Новосибирск — Пхеньян. Российская делегация, приехавшая в столицу КНДР, была очень многочисленна и репрезентативна, что говорит о серьезности намерений Москвы в отношении Пхеньяна.
На Западе за развитием российско-северокорейского сотрудничества наблюдают с большой озабоченностью. В частности, утверждается, что это сотрудничество способно подорвать существующий режим санкций, введенный Советом Безопасности ООН в отношении Пхеньяна. Делаются ссылки на то, что Москва в последнее время на заседаниях Совбеза ООН препятствовала попыткам США усилить экономическое давление на Пхеньян, а затем своим вето остановила работу официальной группы экспертов, занимавшихся мониторингом выполнения санкционного режима ООН. В Пхеньяне президент Путин заявил, что, по его мнению, существующий режим санкций ООН в отношении Северной Кореи должен быть пересмотрен с учетом сильно изменившихся геополитических реалий. Но это заявление, как представляется, совсем не значит, что Москва намеревается нарушать те резолюции Совбеза, которые пока действуют. По всей видимости, Россия будет действовать в этом вопросе в соответствии с процедурами, предусмотренными самим Уставом ООН.
Кроме того, на Западе опасаются того, что углубление сотрудничества между Москвой и Пхеньяном приведет к изменениям в общем балансе сил в северной части Тихого океана. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг на пресс-конференции с госсекретарем США Энтони Блинкеном заявил, что в ответ на визит Путина в КНДР и сближение с Китаем Североатлантический альянс продолжит наращивать военно-политические и военно-технические связи с Японией, Австралией и Южной Кореей. Однако в данном случае уместно предположить, что визит российского президента — не столько обоснование каких-то новых подходов Запада, сколько оправдание уже определившегося курса.
Фактически в Северо-Восточной Азии давно наметилась тенденция к формированию двух стратегических треугольников: Вашингтон — Токио — Сеул и Пекин — Москва — Пхеньян. При этом можно сказать, что формирование и институционализация первого стратегического треугольника началось значительно раньше и продвинулось дальше, чем формирование второго. Все это происходит на фоне очередного обострения межкорейских отношений и повышения рисков непреднамеренного начала вооруженного конфликта на полуострове. Новые договоренности между Москвой и Пхеньяном можно рассматривать как попытку стабилизовать ситуацию в регионе, внеся больше ясности и предсказуемости в будущее российско-северокорейских отношений.
Как Россия смотрит на российско-южнокорейские отношения в условиях своего дальнейшего сближения с КНДР? Беспокоит ли Россию ухудшение отношений с Южной Кореей? Какова дипломатическая стратегия России в отношении Корейского полуострова?
Отношения между Россией и Южной Кореей резко ухудшились после начала специальной военной операции в феврале 2022 г. Если в 2014 г., после присоединения Россией Крыма, участие Сеула в антироссийских санкциях Запада оставалось довольно формальным, не препятствующим сотрудничеству в самых разных областях, то в 2022 г. южнокорейские санкции оказались значительно более жесткими, а крупнейшие южнокорейские компании ушли с российского рынка. Хотя Южная Корея формально не поставляет вооружений Украине, фактически она оказывает Киеву военно-техническую поддержку: корейские танки покупает Польша, что позволяет Варшаве, в свою очередь, передавать Киеву имеющиеся у нее запасы старых советских танков. Кроме того, в Москве озабочены быстрым развитием трёхстороннего военного сотрудничества между США, Японией и Южной Кореей, против которого ранее активно выступал именно Сеул. Не могут не заметить в Москве и некоторых неоднозначных высказываний нынешнего руководства Южной Кореи о том, что при определенных обстоятельствах эта страна может пересмотреть свой безъядерный статус.
В то же время многие российские эксперты полагают, что в перспективе Южной Корее будет легче пересмотреть свой нынешний жесткий курс в отношении Москвы, чем соседней Японии, поскольку Сеул имеет больший опыт балансирования между Вашингтоном и Пекином, чем Токио. В Южной Корее также сохраняются устойчивые антияпонские настроения, создающие препятствия на пути дальнейшего углубления трехстороннего военно-политического сотрудничества между Вашингтоном, Токио и Сеулом. Однако надеяться на быстрое восстановление российско-южнокорейских отношений пока не приходится, нашим двусторонним отношениям придется пройти через трудный период.
Поездка Путина проходит в то время, когда продолжается российско-украинский конфликт и завершился мирный саммит в Швейцарии. После поездки в КНДР Путин также посетит Вьетнам. Зачем В. Путин решил посетить две азиатские страны подряд в это время? Является ли это отражением новых приоритетных направлений внешней политики России?
Безусловно, визит президента Путина в Пхеньян и в Ханой — наглядное подтверждение происходящей на наших глазах смены российских внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов. Москва все более активно меняет вектор своей активности в направлении Азии и других регионов развивающегося мира. Эта смена вектора отражает представления российского руководства о меняющемся балансе сил в мире и о том, каким должен стать грядущий полицентрический и демократический мировой порядок. Не со всеми партнерами из стран глобального Юга у Москвы полностью совпадают взгляды по принципиальным вопросам мирового развития, но с этими партнерами всегда есть возможности для равноправного и заинтересованного диалога. Не случайно, что после очередного вступление Путина в должность президента России в мае этого года он успел побывать в Пекине, Минске, Ташкенте, а теперь отправился в Пхеньян и Ханой. География уже состоявшихся государственных визитов говорит сама за себя.
Я не удивлюсь, если в ближайшем будущем президент Путин отправится в Тегеран или, например, в Анкару, хотя и Иран, и Турция — традиционно были непростыми партнерами для Москвы. С другой стороны, о своих планах посетить Россию в ближайшем будущем уже заявили многие лидеры стран Южной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Особое значение для российской стороны будет иметь проведение осенью этого года саммита БРИКС в Казани, на который, помимо глав государств — членов этой организации будут приглашены и другие лидеры глобального Юга. Своей внешнеполитической активностью президент Путин, помимо всего прочего, дает понять западным оппонентам, что любые попытки изолировать Москву на международной арене не имеют шансов на успех.