Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Интервью

Многие эксперты отмечают возрастающую роль ШОС в международных делах и утверждают, что это главный политический инструмент для государств Центральной Азии. Вместе с тем деятельность организации вызывает немало критических замечаний. В преддверии саммита, который состоится 13 сентября в Бишкеке, мы побеседовали с заместителем директора ИСАА МГУ Андреем Карнеевым о роли ШОС в международных отношениях и решениях, которые могут быть приняты на встрече.

Интервью

Многие эксперты отмечают возрастающую роль ШОС в международных делах и утверждают, что это главный политический инструмент для государств Центральной Азии. Вместе с тем деятельность организации вызывает немало критических замечаний. В преддверии саммита, который состоится 13 сентября в Бишкеке, мы побеседовали с заместителем директора ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова Андреем Ниязовичем Карнеевым о роли ШОС в международных отношениях и решениях, которые могут быть приняты на встрече.

Андрей Ниязович, какова, на Ваш взгляд, роль ШОС в международных отношениях?

Оценивая ШОС, мы должны соблюдать некоторый баланс ожиданий и оценок. Мы не должны предъявлять к этой организации завышенные требования. ШОС – еще довольно молодая международная организация, существующая в условиях крайней неравномерности потенциалов входящих в нее стран-участниц. В определенной степени она остается площадкой для обсуждения важных вопросов регионального развития, выработки консенсуса по многим острым вопросам, беспокоящим правительства заинтересованных стран. ШОС – это организация, к которой проявляют серьезный интерес многие страны азиатского континента и не только. Это подтверждает растущую значимость ШОС как некоего клуба стран, осознающих свою ответственность за поддержание мира, стабильности и безопасности на пространствах так называемой «Большой Центральной Азии». Кроме того, ШОС – одна из немногочисленных международных организаций, не находящихся под воздействием США и других наших западных партнеров. У ШОС большие перспективы в плане дальнейшей интеграции ресурсов стран-участниц, но пока в плане экономического взаимодействия ШОС не удается нащупать способы для того, чтобы запустить большое число проектов, которые могли бы подкрепить политико-дипломатическое сотрудничество сильным экономическим взаимодействием. Определенный перекос в сторону многочисленных саммитов, конгрессов и конференций, высокой активности должностных лиц различных ведомств при недостаточно динамичном сопровождении этого «снизу», на уровне бизнесов и контактов простых людей остается пока самым уязвимым местом в работе организации. Некоторые эксперты также говорят о некотором дублировании функций ШОС с деятельностью ОДКБ и ЕврАзЭС.

Большие надежды возлагаются на многосторонний проект по подготовке кадров для учреждений ШОС и проектов, инициированных с ее участием. Это в частности, Университет ШОС (УШОС), созданный несколько лет назад по российской инициативе и призванный вдохнуть новые силы в проекты ШОС за счет подготовки кадров и расширения круга специалистов, знающих проблемы региона, популяризации деятельности ШОС в научно-образовательной среде. Идею поддержали другие страны-члены, создан так называемый инновационный «сетевой университет». То есть какого-то конкретного нового учебного заведения не было создано, а создана сеть взаимодействия по обмену студентами существующих учебных заведений. В УШОС входят свыше шести десятков университетов из стран – членов, сразу по нескольким специальностям, или, как сейчас принято говорить, «направлениям» высшего профессионального образования. Это, на мой взгляд, пример проекта, который, возможно, нужно было более тщательно подготовить прежде, чем запускать. Кроме того, выявилась проблема, которая присутствует в целом в деятельности ШОС – определенная бюрократизация принятия решений, гигантомания, поспешность и непоследовательность, слабый учет мнения специалистов, инициатив «снизу». Чиновникам из российского министерства образования и науки можно было бы порекомендовать более тщательно изучить опыт наших китайских партнеров. Как известно, в Китае, начиная с Дэн Сяопина, принято осуществлять нововведения сначала в масштабах локальных небольших по масштабу экспериментов, а потом, по мере накопления положительного опыта, постепенно распространять их на большие масштабы. Возможно, проект УШОС надо было начинать как создание компактного, но деятельного аналитического Института проблем ШОС, который постепенно мог бы вырасти в нечто большее по мере подготовки специалистов и накопления опыта.

Фото: Андрей Карнеев

Но в то же время ШОС не стоит недооценивать. Мне кажется, в интересах России сохранить и дальше продвинуть механизм диалога в рамках этой организации. ШОС – это важный механизм согласования интересов России, Китая, стран Центральной Азии по региональным и теперь уже по многим важным международным проблемам. Этот механизм нам нужен. Он позволяет России опереться на авторитет международной организации, на совместные позиции целого ряда стран. Кроме того, ШОС до сих пор является организацией, вызывающей желание целого ряда стран установить с ней партнерские отношения или вступить в эту организацию.

У ШОС остается большой нераскрытый потенциал. Многие другие организации, как, например, АСЕАН, десятками лет шли к тому, чтобы сглаживая различия между странами, находить точки сотрудничества. Мы видим, что в некоторых аспектах АСЕАН продвинулась гораздо дальше, чем ШОС. Поэтому ШОС следует активно изучать опыт других региональных организаций, и, в принципе, это уже делается.

В ШОС не стоит видеть палочку-выручалочку, которая позволит решить все существующие проблемы взаимоотношений России с этим регионом. Например, проблема упорядочения потоков прибывающих из ряда стран ЦА в Россию трудовых мигрантов, повышения уровня квалификации, образования этих людей, степени правовым сознанием, которая занимает важное место во внутрироссийском контексте, в формате ШОС никакого отражения не находит. Но в принципе ШОС для этого не совсем подходит, все-таки она создана для решения несколько иных вопросов. Так что в целом не нужно драматизировать ситуацию: России в рамках ШОС необходимо спокойно, упорно, методично отстаивать свою линию, свои интересы.

Какие вопросы, на Ваш взгляд, будут вынесены на обсуждение на предстоящем саммите в Бишкеке?

Повестку дня предстоящего саммита готовили на протяжении долгого времени. В частности, в июле 2013 г. было проведено рабочее совещание в Киргизии. 13 июля 2013 года в Чолпан-Ате прошла встреча министров иностранных дел стран-членов организации, на которой повестка была согласована.

На обсуждение будет вынесено несколько документов, в том числе Бишкекская декларация. В ней найдет отражение консенсус стран-членов ШОС по целому ряду региональных и международных вопросов, в частности, по ситуации в Центральной Азии, в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В этом документе будет, скорее всего, затронута и тема Афганистана. Как известно, в 2014 г. коалиция собирается начать вывод военного контингента из этой страны. Многие эксперты прогнозируют кризис, который может последовать за выводом войск. Соответственно, в декларации будет отражен общий подход стран-членов ШОС к этому вопросу.

Можно предположить, что в ней будет также сформулирован подход стран-членов ШОС к ситуации на Ближнем Востоке, суть которого – недопустимость силового вмешательства и неприемлемость экспорта революции.

Кроме подписания Бишкекской декларации, предполагается принятие пятилетнего плана действий по реализации Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС, который был подписан в Бишкеке 16 августа 2007 г. Это реальный шаг вперед: от декларирования положений Договора страны переходят к конкретному плану действий, прописывают механизм его реализации.

На саммите будут также рассмотрены документы, касающиеся научно-технического сотрудничества и облегчения транспортных контактов. Как известно, транзитный потенциал – один из главных потенциалов ШОС. На карте видно, что зона ответственности ШОС – это огромный регион, и взаимодействие стран-членов может содействовать перевозке пассажиров и грузов из Восточной Азии в Европу. Развитие транспортных коммуникационных контактов можно считать одним из наиболее перспективных направлений сотрудничества ШОС.

По всей видимости, на предстоящем саммите ожидается подписание большого числа документов. Вместе с тем критики обращают внимание на то, что ШОС и так уже страдает от избытка декларативности: договоров подписывается много, а наполнить сотрудничество полнокровными проектами не удается. Многие из них застревают на уровне деклараций или технико-экономических обоснований. И надо признать, что в словах критиков есть определенное рациональное зерно.

Какие вопросы из повестки саммита представляют наибольший интерес для России?

Фото: ШОС: Члены и наблюдатели

Вызовом для России является ситуация вокруг Афганистана. Эта страна уже сейчас, еще до вывода контингента, представляет собой определенную угрозу, связанную с наркотрафиком и экспортом радикального ислама. Но если после вывода войск негативная составляющая усилится, то ШОС будет еще более востребована как инструмент противодействия этим угрозам, как площадка для поиска путей выхода из кризиса.

Один из приоритетных вопросов для России – ситуация в странах Центральной Азии, поскольку, во-первых, они исторически связаны с нашей страной, во-вторых, там обширная русскоязычная диаспора. Кроме того, сотни тысяч граждан из стран этого региона приезжают к нам на заработки. Россия заинтересована в ШОС как в инструменте, позволяющем решать целый комплекс проблем, связанных с регионом Центральной Азии.

На мой взгляд, ШОС для России – важная организация. Мы заинтересованы в том, чтобы она развивалась как региональный и международный институт, помогала обеспечивать стабильность в Центральной Азии, потому что от этого зависит ситуация в южных субъектах Российской Федерации.

Среди участников саммита ШОС будет президент Ирана Хасан Роухани. Ожидается, что на полях саммита он встретится с Владимиром Путиным. Можно ли в связи с этим говорить о возможном расширении участия этой страны в мероприятиях ШОС или о желании Тегерана получить статус постоянного члена организации?

– Это не первый случай, когда президент Ирана принимает участие в саммите ШОС. Хасан Роухани, недавно избранный на этот пост, имеет репутацию умеренного политика – в отличие от Махмуда Ахмадинежада, который достаточно часто делал жесткие заявления, в том числе в отношении Соединенных Штатов.

С приходом к власти нового президента эксперты прогнозируют проведение Ираном спокойной, прагматической политики. Соответственно, у ШОС возникает желание более активно взаимодействовать с Тегераном.

Другое дело, что это не повлечет за собой автоматический прием Ирана в постоянные члены организации, поскольку, как известно, некоторые страны-члены ШОС выступают против поспешного расширения ее рядов. Скорее всего, они будут предлагать решить сначала внутренние проблемы организации, сделать ее еще более устойчивой, дееспособной, эффективной, а уже потом принимать в нее новых членов.

Потенциально вступить в ШОС могли бы Индия и Пакистан, но с этим связан ряд достаточно сложных геополитических проблем. Легких решений пока не просматривается.

Какие интересы, на Ваш взгляд, будет отстаивать на встрече КНР? Существует ли соперничество между Россией и Китаем в рамках ШОС?

Некоторые эксперты действительно утверждают, что Россия и КНР соперничают за влияние в ШОС. Ряд западных экспертов считает, что ШОС изначально создавалась при более активном участии Китая, чем России или других членов.

Но для Китая важны те же вопросы, что и для России – обеспечение безопасности в регионе, недопущение возникновения очагов экстремизма и религиозных конфликтов.

Кроме того, Китай в последнее время активно проводит линию на то, чтобы сделать ШОС не только организацией выработки политического консенсуса, площадкой для обсуждения вопросов безопасности, но и региональным механизмом, который имел бы серьезную экономическую составляющую. КНР как «мастерская мира», обладающая колоссальными финансовыми ресурсами, имеет возможность продвигать экономические проекты и реализовывать свои экономические интересы, связанные с энергоресурсами, с возможностью выхода на новые рынки.

Проекты КНР позволяют содействовать экономическому развитию и стабилизации, смягчению многочисленных проблем, связанных со сложным этническим составом и бедностью некоторых государств этого региона.

В целом, я позитивно оцениваю перспективы российско-китайского взаимодействия в формате ШОС и, как и многие другие эксперты, надеюсь, что этот саммит будет очередным шагом вперед в деле постепенного становления этой международной организации.

Беседовала Дарья Хаспекова, программный координатор РСМД

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся