16 октября 2014 года в Милане открывается саммит «Азия-Европа», где будут представлены 50 стран мира. Запланированы встречи и переговоры в двустороннем и многостороннем форматах. Основными пунктами повестки дня станут вопросы безопасности и сотрудничества, а также отдельное внимание будет уделено вопросу урегулирования украинского кризиса. Ситуацию комментирует генеральный директор и член Президиума РСМД Андрей Кортунов.
16 октября 2014 года в Милане открывается саммит «Азия-Европа», где будут представлены 50 стран мира. Запланированы встречи и переговоры в двустороннем и многостороннем форматах. Основными пунктами повестки дня станут вопросы безопасности и сотрудничества, а также отдельное внимание будет уделено вопросу урегулирования украинского кризиса. Ситуацию комментирует генеральный директор и член Президиума РСМД Андрей Кортунов.
На Ваш взгляд, какова важность саммита «Азия – Европа»?
О саммите можно говорить, как минимум, в трех измерениях.
Во-первых, это важное мероприятие с точки зрения развития сотрудничества между Европой и Азией в разных формах, на разных уровнях, с разными участниками, но это площадка, на которой обсуждаются вопросы, выявляются новые возможности, артикулируются проблемы. Фиксированных решений нет, это не организация, которая принимает программу действий, обязательных для исполнений, это именно форум. Он в значительной степени носит формальный характер, но, тем не менее он важен. Уже есть определенная традиция, площадка существует почти 20 лет, поэтому она носит статусный характер, наиболее эффективна для такого неофициального и неформального формата общения.
Во-вторых, для России это удобный момент, чтобы восстановить контакты с некоторыми нашими партнерами. Я бы сравнил этот саммит с летней встречей 2014 года в Нормандии, когда Владимир Путин смог провести ряд кулуарных встреч с лидерами западных держав, довести до их сведения российскую позицию, выслушать их аргументы. Здесь играет роль тот факт, что поскольку встреча носит неформальный характер, то такие контакты и беседы, они не так обязывают, как в случае, если бы они проводились в двустороннем режиме. Для России это возможность восстановить связи.
Если говорить о Японии, то, я думаю, что в Милане состоится встреча В. Путина и С. Абэ. Она важна, потому что планировавшийся ранее визит В. Путина в Токио, который должен был состояться осенью 2014 года, теперь переносится на неопределенное будущее из-за украинского кризиса. Я надеюсь, что этот форум будет использован российской дипломатией по максимуму, чтобы попытаться смягчить последствия кризиса для наших отношений с нашими ведущими западными партнерами. Наконец, третья и самая интригующая встреча – это назначенные переговоры Владимира Путина и Петра Порошенко, по итогам которых должны быть согласованы определенные договоренности по урегулированию кризиса. Мы знаем, что в последние несколько недель появились очень робкие надежды на то, что украинский кризис достиг своей низшей точки, и ситуация начинает постепенно улучшаться. Есть сигналы из Киева и с Востока Украины, из Москвы, даже из Брюсселя, которые говорят о том, что, в общем, все стороны стараются не только предотвратить дальнейшую эскалацию, но и предпринять конкретные шаги на пути к деэскалации конфликта. От встречи двух президентов многое ожидают. Я думаю, что эта встреча будет индикатором не только состояния двусторонних отношений, но и готовности активно работать в двустороннем и многостороннем режиме по преодолению кризиса.
Возможным пунктом повестки данного саммита могут стать переговоры о Транс-Тихоокеанском партнерстве. Каковы шансы, на Ваш взгляд, что после этого саммита концепция получит стимул к развитию?
Транс-Тихоокеанское партнерство изначально было предложено азиатскими странами, в частности Сингапуром и Новой Зеландией, но, тем не менее оно все-таки рассматривается как американская программа. Однако США не могут быть ведущим игроком. Речь идет о встрече европейских и азиатских стран. Поэтому ставить на повестку дня саммита «Азия-Европа» вопрос о ТТП вряд ли было бы уместно. Тем более что есть альтернативные стратегии развития интеграционных процессов в Азии и, в частности, Китай выдвигает свою схему развития, свои зоны свободной торговли. Мы знаем, что большие вопросы к концепции ТТП остаются у Японии и, в общем, это не такой очевидный вопрос, который можно было бы обсудить и оперативно достигнуть прогресса. Возникает вопрос: почему не обсуждать тогда зону свободной торговли между Северной Америкой и Европейским союзом? Тема важная и не менее актуальная, чем ТТП. Я предполагаю, что кулуарные обсуждения, обмен мнениями и, возможно, лоббирование проекта ТТП могут состояться или, наоборот, неучастия в ТТП для каких-то стран. Однако все же это не та площадка, где вопрос о ТТП мог бы стать центральным.
Беседовала Мария Гурова, программный ассистент РСМД.