Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Украинский кризис стал одним из самых серьезных испытаний для современной системы международных отношений, существенно изменив политический ландшафт XXI века. Для многих стран события на Украине стали вынужденным толчком к необходимости провести глубинные изменения в своем внешнеполитическом курсе. Германия не стала исключением. Связаны ли события на Украине и изменения во внешнеполитической доктрине Бундестага? Ситуацию комментирует к.э.н., зав. отделом страновых и региональных исследований, руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН, эксперт РСМД Владислав Белов.

Украинский кризис стал одним из самых серьезных испытаний для современной системы международных отношений, существенно изменив политический ландшафт XXI века. Для многих стран события на Украине стали вынужденным толчком к необходимости провести глубинные изменения в своем внешнеполитическом курсе. Германия не стала исключением. Связаны ли события на Украине и изменения во внешнеполитической доктрине Бундестага? Ситуацию комментирует к.э.н., зав. отделом страновых и региональных исследований, руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН, эксперт РСМД Владислав Белов.

Как Вы можете прокомментировать желание Германии более плотно участвовать в разрешении украинского кризиса в относительной независимости от Европейского союза?

Речь идет о согласованном шаге ОБСЕ по вопросу контроля границы между Украиной и Россией и конфликтными зонами с помощью беспилотных аппаратов, которые готовы предоставить Австрия, Франция и Германия. Возникает вопрос участия технических специалистов бундесвера, которые должны обслуживать данные беспилотные аппараты, также присутствие бундесверовских солдат для охраны этих специалистов. Ни количество технических специалистов, ни статус членов охранного подразделения не определены. Эти вопросы должны обсуждаться в рамках переговоров между Германией и Украиной и, соответственно, утверждаться Бундестагом. Бундестаг жестко настаивает на такой процедуре. На мой взгляд, желание Германии инициативно участвовать в мерах, согласованных в рамках ОБСЕ, отвечает новому статусу, который Германия приобретает с 2014 года в рамках так называемой культуры ответственности. Германия становится страной, которая наряду с другими (США и Францией, в первую очередь), берет на себя эту ответственность. Однако эта же ответственность предполагает согласование шагов с остальными партнерами по Евросоюзу и по НАТО. Североатлантический и европейский векторы во многом определяют рамки внешнеполитических инициатив Германии. Не стоит забывать, что Германия несет ответственность перед партнерами за свои инициативы. По крайней мере, в рамках украинского кризиса такие ограничительные параметры для Германии сохраняются.

Владислав Белов

Германия не планирует пересечение этих рамок на данный момент?

Германия ограничена внутрипарламентским контролем и соответствующим законодательством по поставкам оружия в конфликтные регионы. При поставке вооружения курдским защитникам, противостоящим «Исламскому государству», эти рамки были четко определены. С точки зрения Бундестага, государство в лице правительства было предупреждено о том, что Бундестаг будет жестко противостоять тем шагам, которые, на взгляд нижней палаты парламента, противоречат существующему законодательству участию Германии в конфликтах. Помимо внутрипарламентского контроля, есть формирующаяся внешнеполитическая стратегия Евросоюза, в рамках которой Германия также не должна превышать полномочия, которые определены соответствующими положениями Евросоюза. Что касается НАТО, здесь также существуют определенные договоренности, обязательные для членов Альянса. ООН также ограничивает Германию обязательствами по евроатлантическому направлению и Евросоюзу.

В 2008 году Николя Саркози принимал активное участие в урегулировании грузинского кризиса. Может ли Ангела Меркель последовать примеру и взять на себя миротворческие функции в урегулировании украинского кризиса?

obozrevatel.com

Не стоит путать миротворческую функцию в рамках использования вооруженных сил в том или ином конфликте и миротворческую функцию, которую осуществляют Евросоюз и ведущие политики ЕС, в первую очередь Ангела Меркель и Франсуа Оланд. Они практически ведут миротворческую миссию, оказывая жесткое влияние на российскую сторону, выступая представителями пострадавшей, более слабой (на взгляд Евросоюза) украинской стороны. Миротворческая миссия четко вписывается в североатлантическую внешнюю политику Евросоюза и Германии. Поэтому зачастую звучат жесткие обвинения в адрес Ангелы Меркель в том, что она следует указаниям Вашингтона, хотя политика Германии более сложная. В рамках Евросоюза Берлин выступает основным инициатором определения политики по разрешению кризиса на Украине. Это было очевидно в Минске, в рамках переговоров Ангелы Меркель и Франка-Вальтера Штайнмайера с представителями политического истеблишмента Украины. Но не стоит путать миротворческую миссию военного характера и миротворческую миссию дипломатического характера. Об этом свидетельствуют встречи Владимира Путина с Ангелой Меркель, с представителями Евросоюза и с Петром Порошенко. Все-таки речь идет о политических инструментах решения конфликта без задействования военного потенциала.

Германия практически применяет новый подход к проведению внешней политики, которая была названа культурой ответственности, словами Ф.-В. Штайнмайера. Инициатива Германии по предоставлению беспилотников, солдат для их обслуживания как раз и стоит в одном ряду с инициативами поставки вооружения иранским курдам. Однако вполне закономерно, что сейчас Германия делает эти шаги очень осторожно.

Материал подготовили Дарья Хаспекова, редактор портала, и Мария Гурова, программный ассистент РСМД.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся