Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Чем обусловлено тяготение Армении к ЕАЭС, какие надежды возлагает республика на интеграционное объединение, что изменилось в экономике страны после вступления в ЕАЭС, каковы перспективы расширения сотрудничества между ее членами — ответы на эти вопросы попытаются дать эксперты из Армении Ваграм Тер-Матевосян, старший научный сотрудник Национальной Академии Наук Республики Армения, и Аршалуйс Мгдесян, журналист, политический обозреватель.

Армения в январе 2015 г. стала официальным членом Евразийского экономического союза, ранее отказавшись от подписания Договора об ассоциации с Евросоюзом. Общих границ со странами Таможенного союза Армения не имеет, поэтому в договоре о присоединении отмечен особый порядок прохождения грузов между иностранными государствами и членами союза. Пока у страны ограниченное представительство в Евразийской экономической комиссии, и до 2022 г. сохранятся преференции в области таможенных пошлин.

В связи с присоединением к ЕАЭС Армения начала переговоры о пересмотре некоторых обязательств перед  ВТО, членом которой является с 2003 г. Членство в ЕАЭС подразумевает общую торговую политику участников в отношении третьих стран и пересмотр условий членства в ВТО — важное условие участия в новом экономическом объединении. Тарифные пошлины в Армении ниже, чем в странах ЕАЭС, но по правилам ВТО повышение их в одностороннем порядке недопустимо. Поэтому основная тема переговоров Армении в ВТО — повышение пошлин в значимых секторах экономики до уровня ЕАЭС.

Между тем на саммите «Восточного партнерства», прошедшего в Риге 21-22 мая 2015 г., обсуждались новые формулы сотрудничества с Арменией, а также Азербайджаном и Белоруссией, которые также не подписали Соглашение об ассоциации с ЕС. В июне 2015 г. должны были начаться  переговоры о новом правовом формате отношений Армения — ЕС, однако в силу того, что мандат на них не был утвержден на заседании Совета ЕС — переговоры отложены.

В Армении членство в ЕАЭС рассматривается как мера, способная привести к свободному движению товаров, услуг и труда.

Чем обусловлено тяготение Армении к ЕАЭС, какие надежды возлагает республика на интеграционное объединение, что изменилось в экономике страны после вступления в ЕАЭС, каковы перспективы расширения сотрудничества между ее членами  — ответы на эти вопросы попытаются дать эксперты из Армении Ваграм Тер-Матевосян, старший научный сотрудник Национальной Академии Наук Республики Армения, Институт Востоковедения и Аршалуйс Мгдесян,журналист, политический обозреватель. 

Как понимают цели и задачи ЕАЭС в Армении?

Фото:
armenpress.am
Ваграм Тер-Матевосян

Ваграм Тер-Матевосян, старший научный сотрудник Национальной Академии Наук Республики Армения, Институт Востоковедения: В основном в Армении членство в ЕАЭС рассматривается как мера, способная привести к свободному движению товаров, услуг и труда. Ведущая роль России в торговом обороте Армении также повлияла на решение присоединиться к ЕАЭС. Так, в 2012 г. на долю России приходилось 23% экспорта и 25% импорта армянских товаров. Россия — основной кредитор по части совокупных иностранных инвестиций в Армению с долей в 40%. Несколько крупнейших российских компаний владеют стопроцентной долей в открытых акционерных обществах Армении. Среди них «Газпром», «Российские железные дороги», «ИНТЕР РАО ЕЭС», «Международная энергетическая компания», «Русал-Арменал» и др. Это подтверждает, что Россия активно работает в ведущих секторах армянской экономики, включая энергоснабжение, обработку и распределение электроэнергии, транспорт, телекоммуникации, банковскую сферу, страхование и добычу полезных ископаемых. Исходя из этого, в лоббируемом в основном Россией ЕАЭС армянские власти увидели объединение, способное поддержать экономическую безопасность страны.

Странам-членам ЕАЭС важно руководствоваться принципом оказания взаимопомощи в случае кризисных явлений в организации, выполнять взятые на себя обязательства, а не прятать голову в песок и выжидать, когда наступят лучшие времена.

Предрасположенность Армении к интеграции с ЕАЭС обусловлена также сильной зависимостью от военной помощи Москвы. В преддверии принятия решения о вступлении в ЕАЭС в стране распространилось мнение, что ЕС в силу множества собственных внутрирегиональных проблем не способен предоставить гарантии безопасности, которые обязуется предоставить Россия в случае возникновения угроз.

Малоизученный, но важный фактор тяготения Армении к ЕАЭС — это роль армянской диаспоры в России. Армянское население России, в соответствии с данными официальной переписи населения, составляет около 1,2 млн и около 2,5 млн, по данным экспертов. Большинство инвесторов из диаспоры тоже из России (29% инвесторов). Как результат, власти Армении не могут безразлично относиться к нуждам и политическим предпочтениям армян, живущих в России и выступающих за присоединение Еревана к ЕАЭС.

В лоббируемом в основном Россией ЕАЭС армянские власти увидели объединение, способное поддержать экономическую безопасность страны.

Аршалуйс Мгдесян, журналист, политический обозреватель: ЕАЭС в восприятии граждан Армении ассоциируется прежде всего с Россией. Причин тому несколько: Москва — основной гарант безопасности Еревана, главный поставщик вооружений для армии Армении. Россия — главный торговый партнер Армении. Основная часть товаров, производимых в республике, поставляется на российский рынок. Четыре вида свобод, предлагаемых ЕАЭС: свобода передвижения товаров, услуг, рабочей силы и капитала, представляют интерес для Армении в основном в российском контексте. Вступление в ЕАЭС позволяет Армении приобретать необработанные алмазы, нефтепродукты, газ по внутренним ценам с учетом логистических расходов. Денежные переводы трудовых мигрантов, а также представителей многочисленной армянской диаспоры родственникам в Армению ежегодно привносят в казну страны, по официальным данным, 1,5 млрд долл. Это половина годового бюджета Армении. Возможно, в перспективе республика будет теснее взаимодействовать с Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, но пока ЕАЭС для Армении — это Россия.

Как ЕАЭС может способствовать или препятствовать решению экономических проблем в Армении?

Ваграм Тер-Матевосян: В Армении ЕАЭС рассматривают как организацию, способную в краткосрочной перспективе, в отличие от долгосрочных выгод ЕС, помочь решить экономические проблемы страны. Медленное восстановление после экономического кризиса 2008–2009 гг., большое число вялотекущих экономических, структурных и социальных реформ увеличили уровень бедности в Армении. Спад прямых иностранных инвестиций, тяжелые налоговые условия для малого бизнеса, теневая экономика, монополии в различных секторах импорта и экспорта, зависимость от экспорта ограниченного перечня товаров, сложные внешнеэкономические условия привели к тому, что экономика Армении оказалась хрупкой и чувствительной к возможным изменениям. Эти тенденции привели к вспышке трудовой миграции в Россию. Власти Армении искали быстрый способ для стабилизации экономики. Выбор был сделан в пользу  членства в ЕАЭС.

Возможно, в перспективе республика будет теснее взаимодействовать с Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, но пока ЕАЭС для Армении — это Россия.

Говоря о вступлении в Евразийский экономический союз, следует учитывать зависимость Армении от российских энергоресурсов. В соответствии со схемой «активы в счет долга» ряд стратегических активов Армении был передан во владение российских компаний в счет погашения долга перед Россией. В 2013 г. правительства Армении и России подписали соглашение, в соответствии с которым «Газпром» получил исключительное право на поставку и снабжение газом Армении до 2044 г. Кроме того, «Газпром» стал полноценным владельцем газовой отрасли Армении после того, как  она продала свою долю в счет оплаты накопленного долга в 300 млн долл. за российский газ, потребленный в 2011–2013 гг. В обмен на контроль над газовым сектором Армении Россия снизила цену на газ с 270 долл. до 189 долл. за 1 000 кубических метров и обязалась поставить 2,5 млрд кубических метров газа, в течение следующих двух лет.

Фото:
stolitsa.ee
Аршалуйс Мгдесян

Аршалуйс Мгдесян: Снижение объемов потребления на рынке ЕАЭС в связи с негативными тенденциями в российской экономике напрямую влияет на армянских производителей. Сокращаются объемы экспорта армянских товаров в Россию, из-за резкого снижения курса рубля к доллару армянским производителям невыгодно осуществлять расчеты в российской валюте, и они несут убытки. Обесценивание рубля привело к тому, что российские товары в Армении, например, мука, стала стоить меньше муки местного производства. Это ведет к неравным конкурентным условиям на рынке. Но после создания единого экономического пространства в рамках ЕАЭС правительство Армении не может ограничивать ввоз российской продукции или квотировать ее. Оно может лишь субсидировать издержки местных производителей. При вступлении в интеграционные объединения, где доминируют крупные игроки, с такими проблемами сталкиваются многие слабые экономики. Например, Болгария, Румыния, Эстония после вступления в ЕС столкнулись с такими же проблемами. 

Как создание ЕАЭС может повлиять на отношения Армении с другими государствами или международными организациями?

В Армении ЕАЭС рассматривают как организацию, способную в краткосрочной перспективе, в отличие от долгосрочных выгод ЕС, помочь решить экономические проблемы страны.

Ваграм Тер-Матевосян: До лета 2013 г. в Москве не выражали явной обеспокоенности из-за перспектив ассоциации с ЕС четырех стран «Восточного партнерства»: Украины, Молдавии, Грузии и Армении. Но в преддверии саммита в Вильнюсе в ноябре 2013 г. в Кремле решили использовать геополитические причины, чтобы предотвратить уход стран из сферы влияния России. Армения стала первым государством, где фактор безопасности был применен для удержания страны в зоне влияния Москвы. Прецедент с Ереваном должен был стать показательным для Киева и заставить украинское руководство отступить от ЕС.

3 сентября 2013 г. президент Серж Саргсян объявил о присоединении Армении к ЕАЭС, что фактически означало отказ от парафирования Договора о сотрудничестве с ЕС, условия которого обсуждались более трех лет. Главной причиной такого решения Еревана стала традиционная проблема безопасности и непростое региональное окружение. Незатухающий конфликт в Нагорном Карабахе, частые нарушения соглашения о прекращении огня на карабахском фронте и на армяно-азербайджанской границе, возросшие военные расходы Азербайджана, превышающие весь государственный бюджет Армении, ограничили стратегические возможности Еревана. Отказ Турции установить дипломатические отношения с Арменией и снять блокаду с последней закрытой границы в Европе, которая является и таможенной границей ЕС, а также исключение Армении из региональных энергетических и коммуникационных проектов также предопределили выбор страны.

Фото:
EPA/SZILARD KOSZTICSAK / Vostock Photo
Лусине Мнацаканян: «Восточное
партнерство» — пройден ли Рубикон?

Аршалуйс Мгдесян: Вступление Армении в ЕАЭС уже оказало свое влияние. Причина тому — неожиданное для многих решение Еревана, связанное в основном с соображениями безопасности, отказаться от заключения согласованного Ассоциативного соглашения с ЕС. В результате пострадал имидж страны на международной арене. Но сегодня Армения и ЕС снова согласовывают новую правовую базу для формирования будущего двусторонних отношений. Вступление в ЕАЭС означает также пересмотр условий членства в ВТО, куда Армения вступила ранее на не очень выгодных для себя условиях. По мнению некоторых экономистов, вхождение в ЕАЭС может позволить республике при содействии Евразийской комиссии улучшить условия членства в ВТО. Что касается отношений Армении с США, то членство в ЕАЭС не повлияло, по крайней мере, публично, на их развитие. Более того, между Ереваном и Вашингтоном начались переговоры по облегчению визового режима.

Экономическая интеграция — это готовность стран разделять риски всех участников союза. Как, на Ваш взгляд, экономические кризисы в других странах-участницах ЕАЭС могут повлиять на экономику Вашей страны?

Власти Армении искали быстрый способ для стабилизации экономики. Выбор был сделан в пользу членства в ЕАЭС.

Ваграм Тер-Матевосян: Замедление экономического роста в России, который ведет к снижению спроса на товары армянского экспорта и трудовую миграцию из республики, не было учтено при вступлении в ЕАЭС. По сравнению с 2014 г. внешняя торговля Армении упала на 28%, что негативно повлияло на имидж ЕАЭС в Армении. Для оппонентов ЕАЭС это стало хорошим поводом для критики решения правительства Армении. Но кризисные ситуации имеют место в любом интеграционном объединении. Кризис — это не только угрозы, но и поиск новых возможностей. Да, в ЕАЭС не все так гладко, как многим хотелось бы, но это не конец истории. Странам-членам ЕАЭС важно руководствоваться принципом оказания взаимопомощи в случае кризисных явлений в организации, выполнять взятые на себя обязательства, а не прятать голову в песок и выжидать, когда наступят лучшие времена.   

Фото:
REUTERS/David Mdzinarishvili
Александр Крылов: Азербайджан mdash;
Армения: конфликт обостряется

Аршалуйс Мгдесян: Все зависит от уровня интеграции национальных экономик. Экономика Армении очень чувствительна к изменениям в российской экономике. Например, паника вокруг обвала рубля зимой 2015 г. не обошла Армению. Вслед за рублем начал стремительно обваливаться армянский драм. Экономические сложности в России напрямую ведут к сокращению экспорта армянских товаров на российский рынок, что расценивается в Ереване как серьезный вызов для экономики.

ЕАЭС должен «заработать в полную силу» к 2025 году. Каким Вы видите ЕАЭС через 10 лет?

Ваграм Тер-Матевосян: Сложно прогнозировать на десять лет. Но, что касается Армении, хотелось бы, чтобы ЕАЭС способствовал искоренению в стране безработицы, а также пересмотру политики налогообложения. Ведь для изменения доминирующе подавленного настроения общества любой, даже самый привлекательный интеграционный проект может не оправдать ожиданий и возлагаемых на него надежд.

Казахстан видит в ЕАЭС экономику, Россия — скорее геополитику, Белоруссия — новый шанс выторговать для себя экономические дивиденды от России, Армения — возможность обеспечить национальную безопасность.

Аршалуйс Мгдесян: Пока между основателями ЕАЭС — Россией, Казахстаном, Белоруссией — не будут утрясены внутренние проблемы, связанные с принципами функционирования свободной экономической зоны, прогнозировать будущее организации через десять лет сложно. Не менее важно прояснить, будет ли ЕАЭС сугубо экономической организацией или со временем в ней появится политический подтекст. Наблюдая за ЕАЭС, можно сказать, что Казахстан видит в нем экономику, Россия — скорее геополитику, Белоруссия — новый шанс выторговать для себя экономические дивиденды от России,   Армения — возможность обеспечить национальную безопасность. Западные санкции против России могут ускорить процесс интеграции в ЕАЭС, но без решения ряда внутренних проблем будущее организации туманно. 

Заключение:

Полемика экспертов из Армении о членстве республики в ЕЭАС, возможных сложностях и перспективах участия в организации выявила:  

  • ЕАЭС для Армении — это возможность получить краткосрочную экономическую помощь России, в отличие от долгосрочных выгод, предоставляемых Договором о сотрудничестве с ЕС;
  • Обеспокоенность Армении вызывают экономические сложности в России, влияющие на сокращение экспорта армянских товаров на российский рынок и, как следствие, ухудшение экономической ситуации в стране;
  • В Армении надеются, что страны-члены ЕАЭС будут придерживаться принципа взаимопомощи в случае кризисов;
  • Традиционная проблема безопасности, непростое региональное окружение и зависимость от военной помощи Москвы повлияли на выбор Ереваном ЕАЭС. 
  • Несмотря на вступление в ЕАЭС, сотрудничество Армении с ЕС возобновляется и сейчас идет процесс согласования новой правовой базы для будущего развития двусторонних отношений. 

Подготовила Галия Ибрагимова,  консультант ПИР-Центра.

 

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся