Оценить статью
(Голосов: 18, Рейтинг: 4.28)
 (18 голосов)
Поделиться статьей
Владислав Белов

К.э.н., заместитель директора по научной работе Института Европы РАН, руководитель Отдела страновых исследований и Центра германских исследований ИЕ РАН

Иван Бочаров

Программный менеджер РСМД

6 мая 2025 г. пост канцлера ФРГ официально должен занять Фридрих Мерц. На фоне продолжающихся кризисов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки встает вопрос о возможной корректировке внешнеполитического курса Германии. Каковы особенности ближневосточной политики ФРГ? Какие инструменты и механизмы внешней политики Германия задействует в этом регионе? Насколько Берлин вовлечен в урегулирование конфликтов на Ближнем Востоке? На эти и другие вопросы в интервью РСМД ответил Владислав Белов, заместитель директора по научной работе Института Европы РАН, руководитель Отдела страновых исследований и Центра германских исследований ИЕ РАН. Беседовал программный менеджер РСМД Иван Бочаров.

6 мая 2025 г. пост канцлера ФРГ официально должен занять Фридрих Мерц. На фоне продолжающихся кризисов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки встает вопрос о возможной корректировке внешнеполитического курса Германии. Каковы особенности ближневосточной политики ФРГ? Какие инструменты и механизмы внешней политики Германия задействует в этом регионе? Насколько Берлин вовлечен в урегулирование конфликтов на Ближнем Востоке? На эти и другие вопросы в интервью РСМД ответил Владислав Белов, заместитель директора по научной работе Института Европы РАН, руководитель Отдела страновых исследований и Центра германских исследований ИЕ РАН. Беседовал программный менеджер РСМД Иван Бочаров.

Владислав Борисович, какие вы могли бы выделить основные подходы Германии к урегулированию конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке?

Германия ориентируется на многосторонние дипломатические форматы, включая ООН, Евросоюз и в меньшей степени ОБСЕ, при этом демонстрируя приверженность международному праву. Принципиальной позицией ФРГ остается отказ от участия в военных интервенциях — соответствующее участие возможно лишь при наличии мандата ООН, НАТО или ЕС. В этом контексте основным направлением внешнеполитической деятельности Германии в регионе становится гуманитарный вектор.

Инструментами реализации данной политики выступают гуманитарная помощь, меры в области помощи развитию (Entwicklungspolitik), а также участие в диалоговых площадках. Ключевыми институциональными акторами являются Министерство иностранных дел и Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития. Интересно, что во время коалиционных переговоров обсуждалась возможность передачи функций последнего внешнеполитическому ведомству с целью оптимизации расходов.

Дополнительную роль играют партийно-политические фонды, среди которых можно выделить структуры, связанные с ХДС, СДПГ, ХСС и партией «Левая». Представляющий последнюю Фонд Розы Люксембург демонстрирует наиболее профессиональный подход за счет привлечения бывших дипломатов ГДР, обладающих уникальным опытом работы в странах Ближнего Востока. Напомню, что более 30 лет назад для них после присоединения к ФРГ был введен Berufsverbot («запрет на профессию»).

Германия применяет так называемый «зонтичный подход» — вместо непосредственного вмешательства в конфликт, внимание уделяется структурным причинам: слабости государственных институтов, политической нестабильности и социально-экономическим предпосылкам эскалации.

Согласно внешнеполитическим определениям ФРГ, регион Ближнего Востока и Северной Африки относится к приоритетам первого уровня, наряду с США, Китаем, странами ЕС, прилегающими к нему государствами, а также Россией.

С 2015 г. значимость региона для Германии усилилась, прежде всего в связи с миграционным кризисом и ростом числа беженцев. Дополнительный импульс придали энергетические вопросы, особенно после принятия в 2020 г. Национальной водородной стратегии, направленной на развитие проектов в сфере возобновляемого водорода и сокращение выбросов за счет использования возобновляемых источников энергии. Таким образом, Германия позиционирует себя как государство с «цивилизаторской миссией», нацеленное на устойчивость, развитие и поддержание суверенитета, но без т.н. «навязывания решений».

Согласно результатам анализа, наибольшая степень вовлеченности ФРГ наблюдается в ливийском конфликте. Это связано с тем, что в 2019 г. Берлин стал основной площадкой для координации международных усилий при участии ООН, ЕС, Африканского союза и России.

Вторым по уровню вовлеченности является сирийское направление, однако здесь участие Германии было более ограниченным: оно сводилось в основном к гуманитарным миссиям и косвенной поддержке международной коалиции против ИГИЛ* — преимущественно в форме логистической и разведывательной помощи.

На третьем месте стоит палестино-израильский конфликт. Германия демонстрирует двойственный подход: с одной стороны, существует историческая ответственность перед Израилем, с другой — значительная поддержка оказывается палестинцам. Участие включает финансовую помощь, участие в миссиях ООН по контролю за границами и включенность в политические усилия Евросоюза.

Минимальная вовлеченность фиксируется в конфликтах в Йемене и Западной Сахаре. В последнем случае Германия предпочитает работу через диалог с Марокко и Алжиром. В отношении Ирана стратегия ФРГ согласуется с общей линией ЕС: поддержка дипломатических усилий по ядерной сделке и определение рамок допустимого взаимодействия.

Значительное ограничение самостоятельной внешнеполитической инициативы Германии объясняется необходимостью внутрипартийного и внутриполитического консенсуса, особенно в условиях коалиционного правления. В немецком политическом лексиконе устойчиво закрепилось представление о «чужих войнах», от участия в которых Германия старается дистанцироваться. Это объясняет отсутствие долгосрочной стратегии в отношении Ирана, Ливана, стран Северной Африки.

Основной принцип — «медиация вместо интервенции». Германия стремится выступать не арбитром, применяющим силу, а посредником и гарантом устойчивости, опирающимся на логичный, осторожный и преимущественно гуманитарный подход. Такой стиль внешней политики можно охарактеризовать как «дипломатия терпеливого садовника», нацеленная на поддержание стабильности, укрепление государственности и достижение относительных, а не окончательных решений.

С точки зрения приоритетов, на первом месте для ФРГ находится палестино-израильский конфликт, за ним следуют вопросы, связанные с Ливаном и организацией «Хезболла», затем — Ливия, Сирия, Йемен, миграционная проблематика и иранская ядерная программа. Менее значимым направлением остается Западная Сахара, где большую активность проявляют Испания и Франция. Особое, «перекрестное» значение имеет ирано-израильское противостояние — Германия участвует в его обсуждении в рамках группы Е3 и санкционных механизмов.

Ключевыми задачами внешней политики ФРГ остаются устойчивое развитие, стабилизация конфликтов, противодействие терроризму, сдерживание миграции, а также продвижение прав человека, гендерного равенства и поддержки меньшинств. Эти векторы в значительной мере отражают повестку, продвигаемую министром иностранных дел Анналеной Бербок.

Операционное исполнение политик осуществляется как напрямую, так и через международные структуры: ООН, дипломатические механизмы ЕС, а также при участии Германского общества международного сотрудничества (GIZ), Банка развития KfW, партийно-политических фондов и профильных миссий по линии ООН.

На протяжении своего канцлерства Олаф Шольц рассматривал регион Ближнего Востока и Северной Африки как один из приоритетных как для Германии, так и для Евросоюза — прежде всего в контексте формирования стратегической автономии ЕС в сферах энергетической и климатической безопасности, управления миграционными потоками и противодействия экстремизму

Сквозной задачей региональной политики Германии остается предотвращение новой миграционной волны и обеспечение логистических интересов, в том числе защиты торговых маршрутов через Суэцкий канал.

Таблица 1. Степень вовлеченности по отдельным региональным / страновым кейсам

Конфликт Вовлеченность Краткая характеристика
Ливия высокая Берлинский процесс (2019–по н/в), активная роль МИД, площадка для координации ООН, ЕС, Африки и РФ.
Сирия сдержанная Поддержка гуманитарных миссий, участие в военной коалиции против ИГИЛ (разведка, заправка), но без политического веса.
Палестино-израильский конфликт двойственная Историческая поддержка Израиля + помощь ПНА (около 150 млн евро/год), участие в UNRWA, давление через ЕС.
Йемен минимальная Косвенное участие через гуманитарную помощь, поддержка переговоров ООН, диалог с Ираном и Саудовской Аравией.
Западная Сахара практически отсутствует Поддержка позиции ООН, сдержанная позиция по Марокко и Алжиру.
Ирано-израильская напряженность / Хезболла ограниченная Поддержка СВПД, стремление удержать Иран в ядерной сделке, участие в миротворческом контингенте UNIFIL в Ливане.

Таблица 2. Приоритеты по регионам / странам

Приоритет Регион / страна Краткое обоснование значимости
Очень высокий Палестино-израильский конфликт Вопросы безопасности Израиля, внутренняя «чувствительность», напряжение с 2023–2024 гг., прямая вовлеченность Германии (военная, политическая, гуманитарная).
Высокий Ливия, Ливан / Хезболла Ливия — платформа Берлинского процесса; Ливан — UNIFIL + иранский фактор; оба важны для миграции, безопасности, газа (Восточное Средиземноморье).
Средний Сирия, Йемен Ограниченное влияние; важны для миграции, гуманитарной политики, косвенного влияния на Иран / Саудовскую Аравию.
Специальный Западная Сахара Малозначима в публичном дискурсе, но важна для отношений с Марокко, Алжиром, Испанией и Францией.
Перекрестный Ирано-израильское напряжение Чрезвычайно чувствительно – Германия участвует через E3, дипломатические и санкционные механизмы ЕС, особенно в 2024 г. (после выхода Ирана на уран 60%+).

В таблицах представлена авторская экспертная градация степени внешнеполитической вовлеченности Германии по странам и конфликтам региона Ближнего Востока и Северной Африки, а также приоритеты ФРГ по региональному и страновому направлениям в разрезе безопасности, миграции, энергетики и гуманитарной политики. Материалы подготовлены на основе публичных заявлений, парламентских слушаний, правительственных стратегий и практики участия ФРГ в форматах ЕС, ООН и двусторонних диалогов.

Давайте подробнее остановимся на конкретных конфликтах. Какую позицию занимает Германия в отношении ситуации в Сирии?

Активизация немецкой политики в отношении Сирии произошла после смены власти в Дамаске в декабре 2024 г. Германия одной из первых открыла посольство в марте 2025 г. — этот шаг можно рассматривать как неформальное признание легитимности нового правительства. Вслед за этим ФРГ направила значительные объемы гуманитарной помощи на стабилизацию приграничных районов, в частности, в целях защиты беженцев на границах с Ливаном и Иорданией.

Интересы Германии в Сирии включают противодействие радикальному исламу, предотвращение возвращения боевиков ИГИЛ, сокращение миграционных потоков, а также поддержку сирийской оппозиции и антиасадовской диаспоры. Кроме того, ФРГ остается крупнейшим донором Евросоюза в сирийском направлении: в 2023–2024 гг. было выделено около 1,1 млрд евро на финансирование центров восстановления в Турции и Ливане, где размещаются сирийские беженцы. Также осуществляется участие в проекте Stabilization through empowerment and participation.

Смена политического режима в Сирии вызвала дискуссии в Бундестаге о возможной репатриации сирийских беженцев. Один из ключевых вопросов — возвращение лиц, получивших гуманитарный статус, при условии устранения диктаторского режима. Это привело к ужесточению требований по въезду для граждан Сирии. Следует отметить, что с начала 2000-х гг. Германия оказывала помощь не только на сирийской территории, но и в соседних странах, с целью минимизации миграционного давления на ЕС.

В этой связи примечательно заявление Фридриха Мерца, будущего канцлера Германии, который объявил о намерении закрыть внешние границы ФРГ для нелегальных мигрантов уже в день инаугурации. Такая позиция контрастировала с подходом социал-демократов, представленных, в частности, министром внутренних дел Нэнси Фезер, выступавшей за более мягкую миграционную политику.

А какое место в числе внешнеполитических приоритетов Германии занимает ливийский конфликт?

Ливийский конфликт остается одним из наиболее значимых направлений внешнеполитической активности ФРГ. Страна демонстрирует устойчивый интерес к урегулированию ситуации, несмотря на сокращение масштабов международных форматов по сравнению с 2019–2021 гг.

Ливия представляет собой территорию с раздвоенной властью: Триполи и Тобрук, при этом в стране присутствуют иностранные частные военные компании, что ограничивает возможности ЕС в регулировании конфликта. Основные интересы Берлина заключаются в сокращении нелегальной миграции через Средиземное море, доступе к энергетическим ресурсам и реализации инфраструктурных проектов.

Германия продолжает поддерживать дипломатические многосторонние инициативы, включая Берлинский процесс, пусть и в менее активной форме. Важную роль играет GIZ, задействованный в проектах гуманитарной помощи и поддержки развития локальных институтов в Триполи. Германия также участвует в полицейских миссиях ООН и призывает к проведению выборов и формированию переходного правительства.

Каково отношение Германии к эскалации палестино-израильского конфликта с октября 2023 г.?

Германия продолжает рассматривать обеспечение безопасности Израиля в качестве одного из важных приоритетов. Помощь и финансирование ФРГ оказывает через Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития (BMZ), а реализация программ возложена на GIZ. Объем оборота последнего составляет порядка 2 млрд евро в год.

Германия входит в число крупнейших доноров Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам (БАПОР) и участвует в миссии по управлению границами. Однако внутри страны наблюдается отсутствие консенсуса: с одной стороны — поддержка Израиля, с другой — рост пропалестинских и одновременно антисемитских настроений. В обществе существует напряженность между восприятием права Израиля на самооборону и критикой гуманитарных последствий военных операций в Газе.

Официальная позиция ФРГ остается неизменной: поддержка концепции «два государства для двух народов» как основы будущего урегулирования, несмотря на признание невозможности ее реализации в ближайшем будущем.

Существует вероятность сохранения ключевых векторов ближневосточной политики Германии при изменении отдельных акцентов — в частности, в области гендерной повестки или уровня расходов в рамках GIZ. В то же время Берлин наверняка продолжит придерживаться стратегии «гуманитарной обвязки конфликта», не претендуя на роль политического лидера в вопросе урегулирования, но активно работая над сдерживанием миграционных рисков.

Германия объективно обречена играть роль посредника между Израилем и Европейским союзом в силу исторической памяти о Холокосте. Эта память институционализирована в немецком внешнеполитическом дискурсе и формирует устойчивое обязательство перед Израилем.

Интересен факт, что на государственном уровне нарратив Холокоста в ФРГ закрепился лишь в конце 1950-х гг., спустя почти полтора десятилетия после окончания Второй мировой войны. Выплаты жертвам нацистских преступлений были инициированы в 1960-х гг., что, возможно, стало результатом усилий лоббистских структур, представляющих интересы Израиля. В ГДР официальное признание Холокоста произошло только в середине 1980-х гг. при Эрихе Хонеккере, который использовал этот дискурс как инструмент для улучшения внешнеполитического имиджа страны. С 1985 г. началась политика признания преступлений военного времени, а в 1987 г. ГДР предоставила возможность миграции для граждан СССР, включая еврейское население. После объединения Германии все, кто переехал в ГДР, были признаны гражданами ФРГ.

Таким образом, Германия сохраняет высокую степень ответственности перед Израилем, что отражается в двусторонней политике. Однако общественное мнение внутри страны существенно отличается. Пропалестинские настроения, усилившиеся на фоне событий в Газе, сопряжены с ростом антисемитизма. Эти настроения не основаны на враждебности к еврейскому народу, а скорее на восприятии конфликта как противостояния сильного и слабого, где Израиль, как считается, превышает меры самообороны.

В немецком обществе действия Израиля в Газе все чаще приравниваются к насилию, аналогичному террористической атаке ХАМАС 7 октября 2023 г. Несмотря на то, что нападение ХАМАС рассматривается как трагическое событие, происходящие в ответ действия Израиля критикуются с точки зрения гуманитарных последствий. Такие заявления, как «убить сто человек — это не проблема», вызывают серьезный общественный резонанс и осуждение.

Следует подчеркнуть, что любое коалиционное правительство в Германии будет придерживаться произраильской линии, ограничиваясь умеренной критикой и дипломатическими призывами к сдержанности. Однако напряженность между официальной позицией и настроениями в обществе оказывает влияние на внутренние дискуссии и усложняет взаимодействие Берлина с Брюсселем в рамках общей политики ЕС по региону.

Какую политику реализует Германия в отношении йеменского конфликта?

Конфликт в Йемене оценивается Берлином как крайне сложный: речь идет о гуманитарной катастрофе, росте террористических угроз и нестабильности на Аравийском полуострове. Германия делает ставку на обеспечение безопасности торговых путей в Красном море, минимизацию террористических рисков и предотвращение дальнейшей региональной дестабилизации.

ФРГ не обладает значительным политическим влиянием в Йемене, однако активно участвует в программах ООН — в 2023–2024 гг. было выделено около 250 млн евро на гуманитарные инициативы. Участие в миссиях рассматривается как элемент культуры ответственности и попытка закрепиться в международных структурах, включая потенциальное получение постоянного места в Совете Безопасности ООН.

Дополнительно Германия принимает участие в морских миссиях в Красном море совместно с Францией. В Бундестаге также обсуждается возможность введения новых санкций против Ирана как государства, поддерживающего йеменскую «Ансараллу».

Какое место занимает Иран в ближневосточной политике Германии?

Предвыборная риторика 2025 г. демонстрировала ужесточение позиции ФРГ в отношении Ирана, чему в значительной степени способствовали «зеленые» как часть правящей коалиции. Основными претензиями к Тегерану остаются нарушения прав человека, развитие ядерной программы и поддержка прокси-групп в регионе.

«Хезболла» в Германии запрещена лишь частично и сохраняет влияние в отдельных общинах шиитской диаспоры. Этот фактор усложняет взаимодействие с Ираном и воспринимается как вызов в контексте борьбы с исламским радикализмом. Германия, как и ЕС в целом, придерживается политики давления и изоляции Тегерана.

Берлин поддерживает Израиль в ирано-израильском противостоянии, одновременно придавая первоочередное значение вопросам региональной стабильности и недопущению эскалации. Ключевыми остаются вопросы нераспространения ядерного оружия и жесткий контроль за развитием ядерной программы Ирана.

Экономическое сотрудничество с Ираном существенно сокращено, ФРГ поддерживает санкционные меры, инициированные Брюсселем. Параллельно усиливается контроль за проиранскими структурами внутри Германии, а также взаимодействие с израильскими и американскими спецслужбами.

Следует отметить, что именно во время председательства ФРГ в G7 иранская тема была формализована как постоянный элемент повестки, касающейся безопасности на Ближнем Востоке.

В чем проявляется вовлеченность Германии в западносахарский конфликт?

Западносахарский конфликт, представляющий собой противостояние между Марокко и Народным фронтом за освобождение Сагия-эль-Хамра и Рио-де-Оро (Фронт ПОЛИСАРИО), занимает периферийное место во внешнеполитической повестке Германии. Интерес ФРГ сосредоточен прежде всего на обеспечении стабильности в странах Магриба и предотвращении миграционного давления на Европу.

Берлин официально признал марокканский план автономии Западной Сахары как один из возможных вариантов урегулирования конфликта. Это решение во многом обусловлено значимостью Марокко и Алжира как энергетических партнеров Германии, с которыми реализуется широкий спектр совместных проектов. В то же время Германия старается сохранять баланс в отношениях с обеими странами, не углубляясь в политическое посредничество.

В практическом плане участие Германии сводится к гуманитарным инициативам в рамках Миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре (МООНРЗС), а также к поддержке дипломатических усилий Евросоюза. GIZ задействован в проектах по развитию приграничной инфраструктуры.

Какой может быть ближневосточная политика Германии в будущем?

Германия, по всей вероятности, сохранит статус стабилизирующего, но второстепенного актора в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Главной задачей Берлина останется усиление позиций в рамках ЕС и укрепление международного авторитета через участие в инициативах ООН и гуманитарных миссиях.

Возможны определенные изменения, связанные с перераспределением ресурсов — например, приоритетное финансирование получит Министерство обороны, возглавляемое Борисом Писториусом. Это может стать стимулом для умеренного роста амбиций в рамках общеевропейских оборонных инициатив, а также увеличить объемы бюджетного финансирования внешнеполитической деятельности как со стороны ФРГ, так и Евросоюза в целом.

Тем не менее основа ближневосточной стратегии Германии останется прежней: ставка на гуманитарную политику, предотвращение эскалаций, контроль за миграцией, поддержание устойчивого развития, сотрудничество в энергетической сфере и защита прав человека. Берлин вряд ли будет претендовать на роль лидера в политическом урегулировании, предпочитая сохранять осторожность, прагматизм и опору на многосторонние механизмы.


* Террористическая организация, деятельность которой запрещена в России.


(Голосов: 18, Рейтинг: 4.28)
 (18 голосов)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju