Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Интервью

Валерий Тишков, директор Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, академик РАН поделился с РСМД своим видением будущего коренных народов Севера, рассказал о проблемах их встраивания в современное общество.

Интервью

Валерий Тишков, директор Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, академик РАН поделился с РСМД своим видением будущего коренных народов Севера, рассказал о проблемах их встраивания в современное общество.

Валерий Александрович, каким Вам видится будущее коренных народов Севера, и имеет ли смысл охрана естественной среды обитания традиционных народов Арктики?

С одной стороны, коренные народы Севера тысячелетиями жили в этой зоне, выработали особый жизненный уклад, отчасти генетика этих народов приспособлена к этой среде. Они живут и будут жить в привычных районах обитания, частично сохраняя традиционное хозяйство, некоторые культурные традиции, включая языки.

Но все-таки, на мой взгляд, стратегическая линия должна быть на культурно-ориентированную модернизацию. То есть, коренные народы не могут и не должны превратиться в некий уникальный изолированный цивилизационный комплекс. Они все же должны найти свое место в современной жизни, включая хозяйственное освоение арктических районов, занять нишу в производстве. Это позволит улучшить условия их жизни, получить новые навыки, освоить новые профессии.

Валерий Тишков

Уже сейчас только часть коренных народов Севера ведет кочевой образ жизни, а больше половины населения живет в постоянных поселках городского типа. Поэтому сейчас трудно сказать, сохранят ли они кочевой образ жизни, основанный на оленеводстве. Но они, безусловно, сохранят свою отличительность, потому что для них традиционное хозяйство не просто источник пропитания: ни оленеводство, ни рыболовство, ни охота на морского зверя не достаточны для современной жизни, включая мотонарты, компьютеры, передатчики, стационарное жилье, современное оружие, если речь идет об охоте. Для коренных народов – это часть их идентичности, их самости. Если они утратят это, то они утратят очень многое, даже язык. Именно поэтому во всем мире поддерживаются эти традиционные хозяйства.

Представляет ли освоение Арктики угрозу для коренных народов Севера, и являются ли инвестиции в северные регионы благом для коренных народов?

Есть сторонники идеи, что не надо ничего осваивать. Люди тысячелетиями жили в гармонии с природой и были счастливо. На самом деле, это миф: были эпидемии, болезни, высокая смертность – особенно до эпохи вакцинации и современной медицины – они были бичом для коренных малочисленных народов Севера. Возникали проблемы с экологией, с чрезмерным использованием природных ресурсов.

Тем не менее тот образ жизни ушел в прошлое. В XX век начался период советской модернизации, основанной на системе этнотерриториальных автономий в форме национальных округов. Были созданы школы-интернаты, были предприняты специальные усилия для сохранения грамотности населения, было введено всеобщее медицинское обследование и государственные дотации. Удалось избежать вымирания коренных народов Севера, однако общая отсталость экономики не позволила достичь прогресса.

Затем начался период интенсивного освоения Арктики. В Советском союзе осуждали западный метод вахтового освоения Севера. Считалось, что надо строить города, завозить туда людей (завозилось и некоренное население Севера), и что западный метод вахтовый «придем, заберем и уйдем» нам не годится.

Коренные народы не могут и не должны превратиться в некий уникальный изолированный цивилизационный комплекс. Они все же должны найти свое место в современной жизни, включая хозяйственное освоение арктических районов, занять нишу в производстве. Это позволит улучшить условия их жизни, получить новые навыки, освоить новые профессии.

Но советское освоение Севера – варварское отношение к природе, неэффективная хозяйственная методика, основанная на привозе постоянного населения, губительно сказалась на хрупкой культуре северных Арктических народов.

Последние 20 лет после распада СССР – это период самосознания, самоорганизации арктических народов. Они вписались в международный контекст, в международные организации, движения, основали свою собственную ассоциацию. Коренным народам Севера удалось сформулировать и продвинуть ряд федеральных и региональных законов, защищающих их права и интересы.

Бизнес, который в последнее время очень активно действует в Арктике (особенно нефтегазовые компании) тоже стали больше осознавать свою ответственность и ориентироваться на международные требования.

Но еще много предстоит сделать, потому что нет отлаженной системы учета интересов, считается, что от коренных народов можно «откупиться» - достаточно предоставить им незначительные субсидии. Однако если следовать подобной модели, наступит социальная деградация народов Севера.

Нужно вовлекать их в производство, создавать условия для овладения новыми навыками и применения старых. Существует много возможностей, которые еще до сих пор в полной мере не использованы.

Какие шаги предпринимает международное сообщество для сохранения коренных народов? И какова роль России в международном сотрудничестве по данному вопросу?

Фото: forum.guns.ru
В поисках места для рыбалки

Приняты различные международные декларации. Есть Декларация ООН о правах коренных народов. Она касается всех коренных народов мира, не только арктических.

Существуют также директивы Всемирного Банка для корпораций (прежде всего, ресурсодобывающих), которые требуют учитывать особенности окружающей среды и проживающего в ней населения.

Наконец, есть международные организации, которые объединяют арктические народы, в частности, ICC (International Circumpolar Conference) – это международная организация, которая объединяет все циркумполярные народы.

Мы сталкиваемся с неким романтизмом энтузиастов, стремящихся к сохранению уникальных арктический цивилизаций – не трогать, оставить как есть, только сохранять. И делать меньше упор на развитие.

Но основная масса населения арктических народов желает быть равноправными членами большого общества, жить в крупных городах, получать высшее образование. Международное сообщество же порой идет на поводу романтической мифологии и выступает за слепое сохранение традиций народов Севера.

Часть ученых, например, выступает за то, чтобы сохранять язык ради сохранения языка. Хотя многие представители коренных малочисленных народов, не теряя своей идентичности, переходят на русский язык, который дает им больше жизненных возможностей.

Эта проблема до сих пор в полной мере не решена. Мне кажется, что она решаться должна по линии двуязычия.

Валерий Александрович, насколько серьезна проблема миграции молодых представителей коренного населения в города? Как меняется самовосприятие молодежи после отъезда из традиционных мест обитания, и находят ли они себе применение в новой среде?

Фото: yakutskhistory.net
Вышивка оленьим волосом

Миграция из поселков – это тенденция, которая имеет место, наверное, с начала XX века. И не только в России, но в других странах. Сегодня из четверти миллиона, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока в нашей стране – больше половины живут в городах. Этот процесс неизбежен, как и рост урбанизации в России и в мире.

Есть смешанный тип населения – часть года они живут в поселке, а часть времени года кочуют в тундре, занимаются оленеводством или же выезжают на места рыбной ловли или на промысел морского или пушного зверя.

Из-за миграции населения возникают демографические проблемы: чаще мигрируют девушки, чем мужчины, что создает гендерный дисбаланс. Девушки энергичнее и быстрее получают высшее образование, находят работу. Кроме того, именно молодые мужчины занимаются оленеводством и охотой, им труднее получить образование. Для решения этой проблемы создаются так называемые кочевые школы: учителя для детей нескольких семей живут в чумах, кочуют вместе с ними.

Чтобы решить проблему связи сельских поселений, поселков или общин, а иногда и отдельных кочевых семей с городскими поселками необходима малая авиация. Необходимо развивать инфраструктуру, транспорт в Арктике. Это поможет решить проблему оттока населения.

Выезд в город имеет определенные риски, связанные с социальными проблемами, прежде всего, с алкоголизмом и наркоманией. Представители коренных народов Севера более склонны к алкогольной зависимости, это бич всех арктических народов мира.

Необходимо оказывать помощь представителям коренных народов Севера, переехавшим в город: предусматривать для них особые привилегии или дотации.

Беседовали Николай Маркоткин, программный координатор РСМД и Дарья Хаспекова, программный координатор РСМД.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся