Интервью
Результаты парламентских выборов в Колумбии, а также перспективы урегулирования внутреннего гражданского конфликта мы попросили прокомментировать руководителя Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН Збигнева Ивановского.
Интервью
Интервью с доктором политических наук, руководителем Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН, профессором факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова Збигневом Ивановским.
В Колумбии завершились выборы в Национальный конгресс, по итогам которых правящая коалиция была несколько потеснена партией бывшего президента Альваро Урибе. Насколько это снизит шансы на победу нынешнего президента Хуана Мануэля Сантоса на предстоящих в мае 2014 г. президентских выборах?
Действительно, по итогам парламентских выборов 9 марта 2014 г. произошли определенные изменения в расстановке политических сил в Колумбии.
Как известно, в январе 2013 г. правящая Социальная партия национального единства PSUN (Партия У) раскололась. От нее отделилось правое крыло, объединяющее сторонников бывшего президента А. Урибе (2002–2010). Перешедшие в оппозицию политики создали партию «Демократический центр», к которой примкнула часть консерваторов, а также выходцы из других партий.
Основной причиной, породившей непримиримые противоречия, стало отношение к внутреннему вооруженному конфликту. Во время президентства А. Урибе Х. Сантос занимал пост министра обороны и был одним из активных сторонников политики демократической безопасности, выступая за подавление партизанской деятельности и снижение уровня преступности. Став главой государства, Х. Сантос пришел к выводу о необходимости мирного разрешения конфликта и пошел на переговоры с партизанами. Это вызвало недовольство у части колумбийского общества и определенных правящих кругов, которые выступают против продолжающегося в г. Гаване (Куба) диалога с партизанами. Противники переговоров считают Революционные вооруженные силы Колумбии (FARC) террористической и криминальной группировкой, тесно связанной с наркотрафиком и организованной преступностью (замечу, что этой же позиции придерживаются США и Европейский союз).
Эти противоречия и окончательно испорченные отношения между бывшими соратниками отразились на итогах парламентских выборов. Из-за раскола позиции правящей PSUN несколько ослабли, и в новом составе парламента она будет представлена 21 из 102 сенаторов и 36 из 166 депутатов (в 2010–2014 гг. – 28 и 48 соответственно). «Демократический центр», занимающий непримиримые позиции по отношению к Х. Сантосу и его партии, будет представлен 20 сенаторами и 12 депутатами.
Тем не менее правящая коалиция, в которую на данный момент входят также «Радикальная перемена» и Колумбийская либеральная партия, имеет абсолютное большинство в нижней палате, а в верхней ей для этого не хватает пяти сенаторов. Так что соотношение сил в конгрессе скорее благоприятствует Х. Сантосу.
В то же время нельзя не учитывать, что из зарегистрированных на сегодня пяти кандидатов в президенты никому, скорее всего, не удастся победить в первом туре голосования. По мнению большинства экспертов, во втором туре борьба, вероятнее всего, развернется между Х. Сантосом и кандидатом от «Демократического центра» Оскаром Иваном Сулуагой. По данным соцопросов, в середине марта рейтинг этих двух кандидатов составлял 25,5% и 14,6% соответственно, причем популярность действующего президента после некоторого снижения вновь начала расти. Важно отметить, что в Колумбии президентские выборы носят довольно персоналистский характер – личность кандидата имеет большее значение, чем его партийная принадлежность. Так, в середине марта рейтинг Энрике Пеньялосы из Зеленой партии превышал 17%, в то время как сама партия получила на парламентских выборах менее 4% голосов. Достаточно много ярких кандидатов выдвинули и другие партии, поэтому пока сложно прогнозировать, кто станет соперником Х. Сантоса во втором туре.
Могут ли прошедшие парламентские и предстоящие президентские выборы способствовать урегулированию гражданского конфликта внутри страны и заключению долгожданного перемирия с повстанцами из Революционных вооруженных сил Колумбии?
В целом состав конгресса благоприятен для мирного урегулирования внутреннего вооруженного конфликта. Наряду с правящей коалицией идею прекращения конфликта поддерживают оппозиционный Альтернативный демократический полюс, представляющий коалицию левых, левоцентристских и леворадикальных сил, а также отдельные депутаты от правых партий. Среди кандидатов в президенты самым непримиримым противником диалога с FARC является О. Сулуага.
Если партия «Демократический центр» усилит свое влияние, а возглавляющий ее А. Урибе будет избран сенатором, какая судьба ждет повстанцев из FARC?
А. Урибе до сих пор остается крайне популярным политиком – его рейтинг в период завершения правления зашкаливал. Победа Х. Сантоса на выборах 2010 г. во многом объяснялась поддержкой уходящего президента. Поскольку по конституции глава государства может переизбираться только один раз, А. Урибе, стремясь остаться в большой политике, принял нестандартное решение и возглавил список «Демократического центра» в Сенате. Это значительно расширит его пропагандистские возможности – до сих пор экс-президент излагал свои взгляды только в социальных сетях. При этом фракция правой оппозиции будет всячески препятствовать диалогу с партизанами, что объясняется как убеждениями А. Урибе, непримиримого противника всех моделей социализма, включая кубинскую и венесуэльскую, так и личными причинами (его отец был убит партизанами). «Демократический центр» будет пытаться блокировать решения парламента, направленные на превращение FARC в легальную политическую партию, на участие лидеров партизан в политике и освобождение их от ответственности за уголовные преступления.
Вместе с тем хотелось бы выразить сдержанный оптимизм. Дело не только в расстановке политических сил в конгрессе, где преобладают сторонники мирного процесса. Колумбия устала от вооруженного конфликта, который за пятьдесят лет унес 200 тыс. жизней, он не вписывается в реалии современного глобального мира. Но пока дело скорее за партизанами. Переговоры ведутся с октября 2012 г., и за это время удалось достигнуть соглашения только по двум из пяти пунктов «дорожной карты» [1] . Но, несмотря на переговоры, партизаны по-прежнему совершают террористические акты, а силовые структуры продолжают бороться с незаконными леворадикальными вооруженными формированиями.
Изменится ли обстановка в регионе после этих выборов? Какими будут отношения Колумбии с соседями, например, с Венесуэлой? Какими Вы видите российско-колумбийские отношения в будущем?
В отличие от А. Урибе, обвинявшего правительства Венесуэлы и Эквадора в пособничестве террористам, Х. Сантос занял более гибкую позицию и нормализовал отношения с соседями. Несмотря на различие социально-экономических моделей и идеологий, отношения между этими странами развиваются на основе взаимного уважения. (Справедливости ради стоит отметить, что в связи с массовыми акциями протеста в Венесуэле президент Н. Мадуро обвинил Колумбию во вмешательстве во внутренние дела своей страны, однако вину возложил на экс-президента А. Урибе и его сторонников.) Учитывая разное отношение к партизанам, прекращение вооруженного конфликта могло бы в значительной степени способствовать более тесному сотрудничеству.
Колумбия – одна из наиболее динамично развивающихся стран региона, ставшая недавно, по предварительным данным, третьей экономикой Латинской Америки. Она выступила одним из организаторов Тихоокеанского альянса, подписала договоры о свободной торговле с США и ЕС.
Российско-колумбийские отношения развиваются довольно успешно, и их потенциал далеко не исчерпан. При этом речь идет не только о взаимовыгодном росте товарооборота и активизации научного и культурного обмена, но и о совместной борьбе с глобальными вызовами современности, прежде всего с трансграничной преступностью.
Беседовала Мария Гурова, программный ассистент РСМД
1. «Дорожная карта» предусматривает следующие меры: разработку комплексного плана развития сельского хозяйства, более эффективное распределение земельной собственности и создание инфраструктуры в отдаленных районах; предоставление герилье возможности политического участия; прекращение конфликта (разоружение вооруженных формирований и интеграция их участников в мирную жизнь); решение проблемы наркотрафика; создание комиссии по установлению истины.