4–8 июня 2023 г. на базе факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета проходит научно-образовательная программа Фонда Горчакова, посвящённая диалогу между Россией и странами южноазиатского региона — «Азиатский диалог». На сайте РСМД публикуются интервью с участниками программы.
Борис Волхонский, к.фил.н., доцент ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова, на полях «Азиатского диалога — 2023» в интервью для Фонда Горчакова и РСМД комментирует переговоры США и Индии по вопросам безопасности, проблемы расширения БРИКС, перспективы усиления экономических позиций России в Южной Азии.
4–8 июня 2023 г. на базе факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета проходит научно-образовательная программа Фонда Горчакова, посвящённая диалогу между Россией и странами южноазиатского региона — «Азиатский диалог». На сайте РСМД публикуются интервью с участниками программы.
Борис Волхонский, к.фил.н., доцент ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова, на полях «Азиатского диалога — 2023» в интервью для Фонда Горчакова и РСМД комментирует переговоры США и Индии по вопросам безопасности, проблемы расширения БРИКС, перспективы усиления экономических позиций России в Южной Азии.
— Борис Михайлович, сейчас проходит визит министра обороны США Ллойда Остина в Индию. Может ли он повлиять на военно-техническое сотрудничество Москвы и Дели?
— Я, к сожалению, не видел самой последней информации о том, что происходит на переговорах. Американская сторона разрекламировала это как «включение Индии в “Большое НАТО”», и в таком случае, конечно, это сильно повлияло бы, потому что пришлось бы «подгонять» свои вооружения под стандарты НАТО. Из разговора с индийскими коллегами я понял, что Индия мягко говоря «прохладно» смотрит на перспективы сближения, союзнических отношений с НАТО. Для Индии вообще является одним из ключевых принципов внешней политики неприсоединение ни к каким военно-политические союзам, тем более военным. Поэтому (по крайней мер, до сих пор) Индия по вопросам военно-технического сотрудничества придерживалась своих национальных интересов и принципа «цена — качество». Мы видели давление на Индию с покупкой российских ЗРК «С-400», когда американцы предприняли все возможные дипломатические и политические усилия для того, чтобы Индия отказалась от контракта. Индия, тем не менее, их закупила и предпочла американским «Patriot». Я думаю, что после того, как американские установки «Patriot» были разбиты на Украине, реноме «Patriot» еще немного снизилось. Поэтому Индия всегда будет смотреть на свои национальные интересы и выбирать лучший вариант, в первую очередь, с точки зрения его качества, во вторую — с точки зрения цены. Я очень сомневаюсь, что Ллойду Остину удастся достичь каких-то прорывных решений. Будут сказаны вежливые слова в обе стороны, скажут о важности сотрудничества. В общем говоря, так всегда и было. Ну и повторю, я не следил за деталями этих переговоров.
— БРИКС+: перспективен ли вообще этот формат, и может ли он стать альтернативой западным институтам во главе с ООН?
— Я думаю, что если мы говорим об альтернативе, то это не значит, что БРИКС+ должен заменить ООН. ООН остается важнейшим инструментом в том, что касается вопросов безопасности, гарантий против развязывания ядерных конфликтов. Поэтому у БРИКС немного другие цели, но это институт будущего. И мы еще точно не знаем его контуры. Сейчас БРИКС — это пять стран, несколько государств находятся на пороге вступления, еще два-три десятка стран изъявляют желание участвовать в формате БРИКС. Я не уверен, насколько сейчас нужно такое безудержное расширение БРИКС, потому что оно может вызвать внутренние трения в самом этом форуме (это еще не организация). Потому что, например, вступление Саудовской Аравии как лидера арабского мира, суннитского ислама, может быть «прохладно» воспринято в Индии. Иран и Саудовская Аравия последние месяцы демонстрируют готовность к сотрудничеству и сближению, но остаются большие противоречия между государствами, а обе страны изъявляли желание вступить в БРИКС. Поэтому я думаю, что именно формат БРИКС + — то перспективное направление, которое и должно способствовать развитию этой организации. Каким образом существует ШОС, например. Там есть три уровня членства: полноправные члены, наблюдатели и страны-партнеры по диалогу. Партнерами по диалогу у БРИКС могли бы быть не только страны, но и межгосударственные объединения, такие как ЕАЭС, ШОС, СААРК (правда, последние годы немного «застопорилась» деятельность этой организации в связи противоречиями между Индией и Пакистаном), Африканский союз. «Воротами» на этом широком поприще могла бы послужить Южная Африка: мы видим нарастающий интерес России к тому, что происходит в Африке, а также Бразилия как лидер Латинской Америки могла бы подключить к работе формата БРИКС+, например, такое объединение, как МЕРКОСУР, тем более, что разговоры о единой валюте латиноамериканских стран уже идут.
— Вы говорили, что регион Индийского океана может стать центром мировой политики. Где на этом пространстве Россия, и какую нишу она может занять?
— Это сказал Роберт Каплан, у него есть статья, которая называется «Индийский океан: центральная арена XXI столетия». Чуть позднее он преобразовал ее в книгу «Муссон». Действительно, 70% морских грузовых перевозок идет через Индийский океан. И для, допустим, Китая, как восходящего лидера нового мира, Индийский океан — узловой пункт при транспортировке энергоносителей, а также источник рисков. Ведь практически единственный путь через Индийский океан для КНР идет через Малаккский пролив, а он очень узкий, и перекрыть его двумя эсминцами не представляет большой сложности. Именно поэтому Китай выдвинул «Инициативу пояса и пути», составной частью которой является Морской шёлковый путь XXI века, и ищет различные пути обхода. Что касается России, то она в 90-е годы, конечно, немного утратила внимание к региону Индийского океана, что было вызвано, отчасти, объективными причинами, в том числе экономическими (у нас тогда закрылась база во Вьетнаме, как-то удалось сохранить базу «Тартус» в Сирии, но, фактически, больше ничего не осталось). Даже наши военные корабли одно время просто не ходили по Индийскому океану. Сейчас с ростом активности сомалийских пиратов Африканского Рога Россия стала на достаточно регулярной основе отправлять свои военные корабли (и вообще демонстрация флага происходит и в прибрежных странах), то есть внимание возвращается. Конечно, для России доступ в Индийский океан (в силу объективных сложностей, напряженных отношений между Индией и Пакистаном на протяжении всего времени независимого существования, при том, что Афганистан — «черная дыра Евразии», хотя кратчайший путь между Россией и Индией лежал бы через Пакистан и Афганистан) обеспечивает международных транспортный коридор Север — Юг. Если мы, конечно, говорим об экономическом присутствии — военное может обойтись и без сухопутного коридора. Поэтому я думаю, что недавнее соглашение между Россией и Ираном о достройке 200 километров, которых не хватает на иранской территории для завершения этого коридора, — это очень обнадеживающий шаг. Если это случится, то наш товарооборот с Индией возрастет многократно, и он не будет ограничиваться вооружениями и углеводородами, это может быть и двухстороннее движение. Сейчас наш импорт из Индии очень уступает нашему экспорту, и здесь возникает дисбаланс, который не всегда выгоден обеим сторонам. И если заработает коридор, то уменьшатся сроки доставки, в первую очередь это касается плодоовощной продукции, на которую действуют санитарные сертификаты, истекающие при нынешних сроках доставки. Поэтому импортировать индийское манго становится не то, что невыгодно, а невозможно, если оно и не успевает испортиться, то истекает срок годности. При условии же того, что заработает коридор, за две недели можно будет совершать поставку. Манго — это наиболее яркий пример, разговор идёт и о других индийских и российских продуктах, можно было бы не заботиться о «зерновых сделках» с участием Украины, Турции и стран Западной Европы. Открывался бы широчайший магистральный путь для экспорта зерна. И в Индии, где население растет быстрыми темпами, а земли не хватает, проблема продовольствия играет ключевую роль.
Материал предоставлен пресс-службой Фонда Горчакова.