Оценить статью
(Голосов: 17, Рейтинг: 4.53)
 (17 голосов)
Поделиться статьей
Софья Рагозина

К. полит. н., научный сотрудник РАНХиГС, приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ

Любовь Туголукова

Магистрант МГИМО МИД России, стажер РСМД

Сегодня в России число мусульман достигает 20 млн человек, большинство из них проживают на Кавказе, в Поволжье и на Урале. Это делает ислам второй по распространенности религией в нашей стране. Однако несмотря на статус «традиционной религии», во многих социальных группах наблюдается как минимум недоверие по отношению к мусульманам; некоторые даже говорят об исламофобии. Вопрос, есть исламофобия в России или нет, очень непростой: как минимум потому что сам научный концепт разработан исключительно для объяснения европейских реалий, в то время как в России совершенно иная модель взаимодействия государства и мусульманской общины. Но это не значит, что восприятие ислама в российском обществе беспроблемно. Трудно ли сохранять единство россиян, учитывая многонациональный характер государства? Как немусульмане относятся к исламу? Какую роль играют российские СМИ в укреплении толерантного отношения к мусульманам?

Сегодня в России число мусульман достигает 20 млн человек, большинство из них проживают на Кавказе, в Поволжье и на Урале. Это делает ислам второй по распространенности религией в нашей стране.

Трудно ли сохранять единство россиян, учитывая многонациональный характер государства? Как немусульмане относятся к исламу? Какую роль играют российские СМИ в укреплении толерантного отношения к мусульманам? На эти вопросы ответила кандидат политических наук, ответственный секретарь журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» Софья Рагозина.

Возможно ли формирование российской идентичности представителей разных религий с разным культурным кодом в России?

Да, конечно, и разговоры ведутся об этом довольно давно. Тут есть как минимум два принципиально разных подхода. Сторонники первого говорят, что ведущую роль в формировании единой российской гражданской нации должно играть государство. Такая позиция распространена среди исследователей на разных этапах новейшей истории России, принимавших непосредственное участие в урегулировании межэтнических и межконфессиональных конфликтах, например В.А. Тишков [1], В.Ю. Зорин [2]. При всех очевидных преимуществах данного подхода, доказанных прежде всего его применимостью в кризисных ситуациях в практике разрешения реальных конфликтов, тем не менее он фактически оставляет за скобками субъектность различных этнических и религиозных групп. То есть на практике зачастую концепция российской нации воплощается в доминировании «русского компонента». Идеалистический многонациональный и поликонфессиональный плюрализм подменяется гегемонией русского, иногда и православного элемента. В последнее время это проявляется, например, в довольно агрессивной языковой политике в национальных республиках: уменьшается количество часов в школах для изучения национальных языков (особенно активны публичные дискуссии в Татарстане, Башкирии, Удмуртии, Чувашии), они замещаются часами русского языка; в долгосрочной перспективе из-за этого не воспроизводится и национальная культура — литература, театр и пр. В связи с этим сторонники второго подхода говорят о том, что процесс формирования российской нации должен идти снизу. Должно происходить реальное, а не декларативное сохранение культурного многообразия и последующая консолидация на основе признаваемых всеми гражданских ценностей (например, свобода, взаимное уважение, верховенство закона). Однако в нынешней политической конъюнктуре (доминирующий дискурс о единстве российской нации, поляризация социального пространства по оси «друг-враг» как во внешней, так и во внутренней политике) реализация этой модели, несмотря на ее привлекательность, едва ли возможна. Некоторые идут еще дальше и говорят, что следует вообще отказаться от концепта нации. Например, историк А. Бустанов, говоря о современном Татарстане, справедливо отмечает, что сегодняшняя модель нациестроительства во многом воспроизводит советские практики. Но «советской империи» больше нет, а значит, надо отказаться от советской концепции нации, а вслед за этим и от концепции нации вообще, так как будущее за гибридными моделями идентичности. Такая модель тоже обладает значительным положительным потенциалом для формирования российской гражданской нации.

Есть ли исламофобия в России?

Удивительно, но положительно ответив на этот вопрос, я рискую услышать в свой адрес обвинения в исламофобии. Поэтому давайте постараемся кратко, но ясно прояснить ряд моментов. Сам концепт исламофобии, прежде всего, разработан на европейском материале. И все теоретические построения, связанные с пониманием исламофобии как особой формы расизма, продукта колониальной эпохи, элемента идеологии крайне правых и прочее, призваны объяснить европейские реалии, где мусульманский фактор актуализируется в первую очередь в миграционном контексте. В России же совершенно иная ситуация, поэтому многие западные подходы применимы лишь частично. Формирование политического образа ислама в современной России неизбежно сталкивается с фундаментальным противоречием на уровне общественных дискуссий. С одной стороны, укреплению негативного образа способствует историческая память о событиях, связанных с конфликтами в регионах с мусульманским большинством (Афганская война, «чеченские войны»). В последнее время также все чаще происходит политизация ислама в связи с проблемой мигрантов и кризиса на Ближнем Востоке. С другой стороны, нельзя отрицать давнюю историю взаимодействия мусульманской общины с российским государством, на протяжении которой ислам выступал неотъемлемой частью российского социокультурного пространства. Таким образом, на мой взгляд, продуктивнее говорить о негативном образе ислама. И вот он — есть. Несмотря на риторику традиционных ценностей, которая применяется в отношении ислама (ислам на официальном уровне признается традиционной религией в России, от лидеров мусульманского сообщества мы постоянно слышим о ценности «традиционного ислама» и т.д.), негативный образ как раз и аккумулирует все элементы, которые не соответствуют «критериям традиционности». Я подробно анализировала медийный дискурс об исламе, и там обнаруживается целая палитра лингвистических стратегий, иллюстрирующих фундаментальную дихотомию традиционного и радикального ислама, пронизывающую не только медийный, но и другие сегменты российского публичного пространства. Дело не ограничивается такими самоочевидными стратегиями, как подчеркивание принадлежности к мусульманскому сообществу в материалах про совершенные преступления. Можно, например, также напугать читателя «десятками тысяч мусульман, создающих давку в метро» или сравнить закят с рэкетом.

Роль СМИ в формировании положительного образа ислама в России?

На мой взгляд, потенциал СМИ в формировании положительного образа ислама в России огромен. Различные медийные практики способны оказывать решающее влияние на появление и закрепление социальных стереотипов, а также на возникновение конкретных моделей политического поведения, и в конечном счете на специфику функционирования того или иного политического режима. Однако гораздо важнее то, что должен возникнуть запрос со стороны общества на подобные материалы. А пока, акцентируя внимание на «проблемном» характере ислама и выстраивая таким образом негативный «образ другого», СМИ воспроизводят неустаревающий ориенталистский подход.

Кстати, надо сказать, что этим увлекаются не только СМИ «в погоне за горячими фактами». Мне встречалось одно занятное мета-исследование, авторы которого проанализировали 345 исследований об образе ислама в СМИ с 2000 по 2015 г. [3] Главным стимулом для появления этого направления исследований на Западе стал теракт 11 сентября 2001 г. в США, затем всплеск публикаций наблюдался после других крупных атак. Большинство авторов в этих исследованиях так или иначе связывают образ ислама с терроризмом, насилием и миграцией. Таким образом, такое смещение в восприятии происходит не только в СМИ, но и даже на уровне академических исследований.

Беседовала Любовь Туголукова, бакалавр МГИМО МИД России, стажер РСМД.

1. Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте (этнография чеченской войны). М.: Наука. 2001.

2. Зорин В.Ю. Мусульмане России: реалии формирования гражданской идентичности // Ислам в современном мире. 2016. Т. 12. №2. С. 117-126.

3. Ahmed, S., Matthes, J. (2017) “Media representation of Muslims and Islam from 2000 to 2015: A meta-analysis”, The International Communication Gazette 79(3): 219-244.


Оценить статью
(Голосов: 17, Рейтинг: 4.53)
 (17 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju