Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 3)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Михаил Швыдкой

Специальный представитель президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству, посол по особым поручениям, член РСМД

В минувшие выходные на одном из телевизионных каналов случайно увидел сцену Донатаса Баниониса и Ролана Быкова в фильме "Мертвый сезон" Саввы Кулиша, и, забыв обо всех делах, досмотрел до конца картину, на премьеру которой удалось прорваться в 1968 году. С тех пор смотрел ее много раз, но класс мастерства ее создателей заставлял не думать о том, что мне прекрасно известен ее финал.

Когда Карен Шахназаров предложил кинотеатрам вернуть в прокат дюжину лучших фильмов "Мосфильма", созданных еще в советское время, то позавидовал зрителям, которые придут на них впервые. Понятно, что это не изменит ситуацию в киноиндустрии - сегодня она нуждается совсем в иных мерах поддержки, - но эта ретроспектива даст шанс молодым людям увидеть шедевры, созданные в советское время. Настоящее искусство неподвластно времени, оно пробивается сквозь него, вступая в диалог с потомками, о которых художники, творящие для современников, наверное, не задумывались. Схожие мысли и чувства роились во мне на концерте Ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева, который недавно отмечал свое 85-летие на сцене Большого театра. 

В минувшие выходные на одном из телевизионных каналов случайно увидел сцену Донатаса Баниониса и Ролана Быкова в фильме "Мертвый сезон" Саввы Кулиша, и, забыв обо всех делах, досмотрел до конца картину, на премьеру которой удалось прорваться в 1968 году. С тех пор смотрел ее много раз, но класс мастерства ее создателей заставлял не думать о том, что мне прекрасно известен ее финал.

Когда Карен Шахназаров предложил кинотеатрам вернуть в прокат дюжину лучших фильмов "Мосфильма", созданных еще в советское время, то позавидовал зрителям, которые придут на них впервые. Понятно, что это не изменит ситуацию в киноиндустрии - сегодня она нуждается совсем в иных мерах поддержки, - но эта ретроспектива даст шанс молодым людям увидеть шедевры, созданные в советское время. Настоящее искусство неподвластно времени, оно пробивается сквозь него, вступая в диалог с потомками, о которых художники, творящие для современников, наверное, не задумывались. Схожие мысли и чувства роились во мне на концерте Ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева, который недавно отмечал свое 85-летие на сцене Большого театра. 

Елене Щербаковой, которая сегодня руководит этим коллективом, удалось сохранить великую классику народного танца, некогда созданную прославленным хореографом, начинавшим свою творческую жизнь именно на подмостках первого театра страны. Магию традиции очень трудно выразить в живом исполнительском искусстве. Этого удается добиться немногим - как в классическом, так и в народном творчестве. Для этого надо понимать, что есть подлинное, а что наносное. Не просто преходящее, но оскорбительно непрофессиональное. Помню, как в 90-е годы прошлого века приходилось бороться с наспех сколоченными балетными коллективами, которые печатали на своих афишах названия прославленных театров - Большого и Мариинского. 

Они разлетались по миру, убого повторяя популярный балетный репертуар, - такие представления на старом театральном жаргоне назывались "прощай халтура"! Но дело было не только в том, что эти представления компрометировали высокое искусство "белого балета". Не менее страшно было и то, что публика принимала эти убогие представления за художественные откровения - имена великих сцен завораживающе действуют на неискушенных зрителей. Желание заработать денег бывает сильнее здравого смысла и обычной человеческой чистоплотности.

Очевидно, что в нынешней ситуации, когда российская культура поставлена перед жесткой необходимостью заполнить лакуны, образовавшиеся из-за американских и европейских санкций, очень важно проявить осмотрительность и в погоне за количеством не утратить качества. Это относится и к материальной стороне творческих процессов, но в еще большей степени к художественной деятельности как таковой.

Понятно, что сегодня есть вещи более насущные для российских граждан, чем технологии для киноконцертных и театральных залов, растворители и краски для художников или мелованная бумага для издания книг и журналов. Но поставщики этого сегмента товаров уже озабочены поиском новых производителей и выстраиванием оптимальных логистических маршрутов для их доставки в Россию. Интересы бизнеса заставляют искать быстрые и неординарные решения. Но, что примечательно, сформировавшиеся в правовом поле современные российские бизнесмены от культуры не хотят его покидать. Именно поэтому издатели так обеспокоены отказом их зарубежных партнеров предоставлять права на новинки мировой литературы. А владельцы киносетей, понимая, что они не смогут на законных основаниях получить доступ к западному репертуару, предпочитают консервировать театральные залы, так как отечественные фильмы, доля которых по количеству названий и по сборам в лучшие времена не достигала 30%, не смогут обеспечить устойчивое положение отрасли. Даже театральные коллективы, которые в наименьшей степени зависят от западных санкций, на какое-то время должны будут отказаться от новинок мировой драматургии.

Оставим в стороне сложные переговорные процессы в сфере международного культурного сотрудничества, которые смогут возобновиться лишь через какое-то время. Сейчас важнее найти пути к тому, чтобы максимально активизировать деятельность всех российских культурных индустрий и художественной культуры как таковой. При том понимании, что важнейшим серьезным игроком, обладающим финансовым и административным ресурсом, оказалось государство. И в лице Минкультуры России, и в лицах других министерств и ведомств, у которых есть бюджеты на культуру. От Министерства обороны РФ, традиционно много внимания уделяющего созданию произведений на военно-патриотическую тему, до минпромторга, курирующего развитие народных промыслов.

Переговорные процессы в сфере международного культурного сотрудничества смогут возобновиться лишь через какое-то время.

Понятно, что в связи с проведением специальной военной операции на Украине, резким обострением геополитической обстановки неизбежно изменится и тематическое формирование государственного заказа. Но потребность в производстве фильмов, сериалов, аудио- и печатных книг, вообще всей национальной культурной продукции увеличится в разы. Обширное поле деятельности. В нем должно быть место тематическому и жанровому разнообразию. Для российских художников откроются новые возможности. Однако в памяти моей живы не только шедевры отечественного искусства, но и бессмертная "Гаврилиада" Никифора Ляпис-Трубецкого из "12 стульев" И. Ильфа и Е. Петрова. Он оставил после себя немалое число потомков, готовых исполнить любой каприз за Ваши деньги. И скомпрометировать любую святую тему. 



Источник: Интернет-портал «Российской газеты» 

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 3)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся