Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Андрей Кортунов

К.и.н., научный руководитель РСМД, член РСМД

Заявления со стороны разных функционеров на Западе, в том числе силовиков, - это намерение скорее показать, что вот, мы готовы защищать Армению, подбодрить армянское руководство в его отходе от России. Ситуацию нужно рассматривать через призму конфликта Запада и России. Но по факту воевать за Армению никто на Западе не будет. Что, на Западе будут воевать против Турции, также члена НАТО? Нет. С Азербайджаном? Тоже едва ли будут это делать. У армянского руководства не должно быть иллюзий. Для Запада есть много других, более приоритетных задач. Мне кажется, в теме, как Запад будет помогать Армении и его реальных возможностей, – больше вопросов, чем ответов.

Говорить сегодня о получении Арменией статуса страны-кандидата на вступление в ЕС, на мой взгляд, несмотря на участившуюся риторику официальный лиц республики о готовности это сделать, преждевременно.

На Западе из Армении продолжают создавать еще одно поле политической борьбы против России. К сожалению, регион Южного Кавказа очень часто воспринимается на Западе как площадка, которую можно использовать, но это игра с нулевой суммой. Там где теряет Россия – приобретает Запада и наоборот. Это немного примитивная логика и не очень продуктивная, но сегодня она является доминирующей.

Поэтому и звучат постоянные со сторон западных функционеров тезисы, в которых Россию пытаются представить как некую угрозу, в том числе для Армении, как государство, которое якобы не оправдало свой статус союзника, что якобы Россия ничего не сделала для армяно-азербайджанского урегулирования. То есть всячески пытаются Россию очернить. Но мы прекрасно понимаем, что заявляемое правдой не является, это всего лишь пропагандистский инструмент. Россия сделала для безопасности Армении очень многое. Те, кто озвучивает противоположное, должен себе задать вопрос: а что мы сделали для Армении, если так любим и стремимся к развитию отношений с ней. Поэтому такая логика Запада, как и критика России Арменией, несет в себе элементы лицемерия.

Безусловно, все эти заявления, все эти шаги Запада и Армении негативно влияют на ситуацию в регионе, раскачивают ее. И соседи Армении уж точно не рады этому. Я всегда говорил своим коллегам в Ереване, что при всех возможных сопутствующих проблемах имело бы смысл добиваться нормализации, позитивных отношений с соседями, решать региональные проблемы, не привлекая внерегиональных игроков, активизировать формат 3+3. И тогда вызовы безопасности не будут восприниматься так остро, как они воспринимаются сегодня.

На этом фоне отношения России и Азербайджана позитивно стабильные, как мы слышали на днях от Ильхама Алиева, они являются фактором стабильности и безопасности в регионе. Да, есть над чем работать. Но у наших руководителей есть политическая воля развивать союзничество, отношения наполнены конкретными проектами, в том числе стратегически важным для России транспортным коридором "Север-Юг" и дргуими, в реализации которых мы, безусловно, взаимно заинтересованы.

Научный руководитель Российского совета по международным делам Андрей Кортунов – в интервью «Москва-Баку» комментирует намерение Еревана вывести российских пограничников из ереванского аэропорта «Звартноц», где они с 1992 года несут совместную службу с армянскими коллегами, а также звучащие на этом фоне антироссийские заявления европейских силовиков в «защиту» Армении.

- Андрей Вадимович, Армения направила Москве официальное письмо о прекращении несения российскими пограничниками службы в аэропорту Еревана. Что это значит?

- Данный жест, на мой взгляд, пока имеет скорее символический характер. Присутствие российских пограничников в аэропорту Еревана было одним из символов сотрудничества Армении и России в сфере безопасности. Шаг Еревана демонстрирует неудовольствие тем, как развиваются отношения по данному направлению и подтверждает если не стремление максимально минимизировать свою зависимость от РФ, то по крайней мере ее ограничить.

Главный в этой ситуации вопрос, на который ответа пока нет, возможно даже у самого армянского премьера, будет ли эта тенденция отхода Армении от России иметь более масштабное продолжение, сохранит ли Ереван присутствие страны в ОДКБ. Принятие решения по этому вопросу и станет во многом определяющим сигналом для выстраивания дальнейшей траектории в отношениях между Москвой и Ереваном. Сейчас Россия объективно не заинтересована в критическом обострении отношений с Ереваном, ей хватает и Украины. Но если руководство Армении будет и дальше идти по тому пути, который ярко демонстрирует, то критическое обострение станет неизбежным.

- От чего будет зависеть, какие дальнейшие шаги предпримет Ереван в отношениях с Россией?

- Это зависит от многих факторов. Пока трудно говорить о наличии у Армении реальной альтернативы России в сфере безопасности. Едва ли Запад сможет действительно полноценно взять на себя функцию гаранта безопасности республики, вряд ли Армения сможет вступить в НАТО.

Да, поставлять военную технику могут. Посмотрите на ситуацию вокруг Украины: технику поставляют, но официально никто на Западе не хочет воевать за нее и, думаю, не захотят, что бы там ни говорил Макрон или кто-то еще.

Также с Арменией. Если рассматривать межгосударственные отношения как рыночные, да, Западу хотелось бы потеснить Россию на Южном Кавказе. Армения – рынок поставок вооружения не очень большой, но все-таки рынок. И этим пользуются. Но совершенно другое – быть готовым воевать за Армению.

- На Западе продолжают делать заявления с такой интерпретацией, что дескать не позволят России давить на Армению и что это важный партнер на Южном Кавказе. Высказался в таком ключе и замминистра обороны Великобритании. Он заявил, что «Великобритания будет работать с евроатлантическими союзниками, чтобы поддержать Армению перед лицом российских угроз возмездия». Также глава военного комитета ЕС назвал республику важным партнером на Южном Кавказе.

- Много чего говорят на Западе и в самой Армении. Не всегда за словами следуют какие-то практические действия. Да, Франция и Греция сейчас усилили военное сотрудничество с Арменией. Но это те страны, которые имеют исторические связи с Арменией, страны, в которых есть политически и экономически влиятельная армянская диаспора. Поэтому для данных страны влияние на Армению помимо внешнеполитического имеет и внутриполитическое измерение. Лидеры этих стран хотят продемонстрировать своему электорату, что Армения не уходит с их политического радара и что они готовы каким-то образом содействовать ей в том числе в обеспечении ее независимости и многовекторности ее внешней политики.

Заявления со стороны разных функционеров на Западе, в том числе силовиков, - это намерение скорее показать, что вот, мы готовы защищать Армению, подбодрить армянское руководство в его отходе от России. Ситуацию нужно рассматривать через призму конфликта Запада и России. Но по факту воевать за Армению никто на Западе не будет. Что, на Западе будут воевать против Турции, также члена НАТО? Нет. С Азербайджаном? Тоже едва ли будут это делать. У армянского руководства не должно быть иллюзий. Для Запада есть много других, более приоритетных задач. Мне кажется, в теме, как Запад будет помогать Армении и его реальных возможностей, – больше вопросов, чем ответов.

Говорить сегодня о получении Арменией статуса страны-кандидата на вступление в ЕС, на мой взгляд, несмотря на участившуюся риторику официальный лиц республики о готовности это сделать, преждевременно.

На Западе из Армении продолжают создавать еще одно поле политической борьбы против России. К сожалению, регион Южного Кавказа очень часто воспринимается на Западе как площадка, которую можно использовать, но это игра с нулевой суммой. Там где теряет Россия – приобретает Запада и наоборот. Это немного примитивная логика и не очень продуктивная, но сегодня она является доминирующей.

Поэтому и звучат постоянные со сторон западных функционеров тезисы, в которых Россию пытаются представить как некую угрозу, в том числе для Армении, как государство, которое якобы не оправдало свой статус союзника, что якобы Россия ничего не сделала для армяно-азербайджанского урегулирования. То есть всячески пытаются Россию очернить. Но мы прекрасно понимаем, что заявляемое правдой не является, это всего лишь пропагандистский инструмент. Россия сделала для безопасности Армении очень многое. Те, кто озвучивает противоположное, должен себе задать вопрос: а что мы сделали для Армении, если так любим и стремимся к развитию отношений с ней. Поэтому такая логика Запада, как и критика России Арменией, несет в себе элементы лицемерия.

Безусловно, все эти заявления, все эти шаги Запада и Армении негативно влияют на ситуацию в регионе, раскачивают ее. И соседи Армении уж точно не рады этому. Я всегда говорил своим коллегам в Ереване, что при всех возможных сопутствующих проблемах имело бы смысл добиваться нормализации, позитивных отношений с соседями, решать региональные проблемы, не привлекая внерегиональных игроков, активизировать формат 3+3. И тогда вызовы безопасности не будут восприниматься так остро, как они воспринимаются сегодня.

На этом фоне отношения России и Азербайджана позитивно стабильные, как мы слышали на днях от Ильхама Алиева, они являются фактором стабильности и безопасности в регионе. Да, есть над чем работать. Но у наших руководителей есть политическая воля развивать союзничество, отношения наполнены конкретными проектами, в том числе стратегически важным для России транспортным коридором "Север-Юг" и дргуими, в реализации которых мы, безусловно, взаимно заинтересованы.

- Есть у России, Азербайджана какие-то рычаги влияния на то, чтобы помешать активному сближению Армении и Запада?

- Нам необходимо добиваться того, чтобы у Армении не было дальнейших стимулов искать защитников, партнеров вместо России где-то далеко за пределами региона. Сделать это будет непросто, предстоит много работы, причем для всех соседей Армении. НАТО продолжит искать возможности для расширения своего влияния на Армению.

Пашинян будет учитывать общественные настроения. Поэтому России и Азербайджану нужно работать не только с Пашиняном, но и с армянским обществом, с армянскими политиками, в том числе с оппозиционными силами, общественными организациями. Премьер Армении будет осуществлять дальнейшие шаги в зависимости от того, какие новые возможности у него появятся. Если, конечно, появятся…



Источник: Москва-Баку

(Голосов: 3, Рейтинг: 3.67)
 (3 голоса)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся