Частный капитал не освоит Дальний Восток, если государство само не построит ему инфраструктуру. О сложностях задачи освоения Восточного полигона «Гудку» рассказывает директор Института экономики РАН Руслан Гринберг.
– Ещё в начале 2000-х годов было ясно, что необходимо более активно развивать отношения с государствами АТЭС, в первую очередь с Китаем. Почему Россия этим не занималась?
– В 90-е годы у России была безудержная любовь к Западу, мы ему верили так, как не верили себе. Про Китай тогда было даже неудобно говорить, товары там дешёвые и некачественные. По инерции это было в начале XXI века. В России ведь часто нет полутонов. А теперь нам приходится срочно переориентироваться. Понятно, что с Европой нам удобнее, потому что мы всё-таки европейская страна. Но вовсе не обязательно следовать всем тем рецептам, которые нам тогда оттуда прописывали. Европейцы ведь заинтересованы, чтобы мы были частью их европейского плана. А сейчас мы вынуждены кидаться в другую крайность. Конечно, лучше поздно, чем никогда. Мы всё-таки должны диверсифицировать свою экономику и внешнюю политику.
– Чтобы заниматься диверсификацией, необходимо строить транспортную инфраструктуру, а на это нужны средства. Способны ли санкции, которые вводят западные страны, заставить правительство смягчить свою денежную политику?
– Финансировать строительство транспортной и любой другой инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке должно государство. Никто другой это здесь делать не будет, потому что инфраструктурные проекты неокупаемы для частного бизнеса. Или окупаемы в очень долгосрочной перспективе. Это проблема страны и правительства, что у нас очень мало народа и очень большие расстояния. Законы рыночной экономики здесь уже не работают. Если компаниям давать кредиты на более мягких условиях, то это и есть помощь и вмешательство государства. На рыночных никто не возьмёт, да на эти цели и не дадут, потому что нет обеспечения и экономика очень сложная.
– Но государство предлагало строить на принципах ГЧП, однако и это не получается…
– Здесь есть различные опасения со всех сторон, что мы можем зря потратить средства. Ведь у нас наблюдается полное отсутствие целеполагания, чего мы хотим. Абстрактно мы не можем сказать, что нам нужно развить Дальний Восток и облагородить там промышленный ландшафт. Реально же нужно построить производство и обеспечить сбыт. Можем ли мы представить, что заместим на рынке Китая какие-то готовые изделия? Вряд ли. Поэтому нам нужно разработать комплексную и конкретную программу, какие продукты и где производить, где продавать и за сколько. Пока этого нет. Поэтому я считаю, что нам необходимо инвестировать больше средств в модернизацию БАМа и Транссиба, развивать идею создания «пояса развития», которую предложил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Совместное пространство и зона свободной торговли от Лиссабона до Тихого океана. Общими усилиями многих государств можно достичь успеха. Здесь проявятся связывающие эффекты. Ясно, что здесь тоже есть риск и страх, что это никому не будет нужно.
– В российском правительстве могут преодолеть этот страх инвестирования? Ведь он понятен: мы можем израсходовать резервы, залезть в долги, а эффекта не будет…
– Я думаю, тут вероятность 50 на 50. Нужно рисковать. Потому что сегодня риск ничегонеделания выше, чем риск ошибиться. Задачи сложные. Нужно искать хороших менеджеров, которые бы понимали, что делать. У нас произносят много красивых и правильных слов, но когда касается реального дела, то тут всё уже не так очевидно. С этим у нас гораздо хуже. Кроме того, есть ощущение, что у нас чиновники боятся принимать на себя ответственные решения. Да, есть опасность залезть в долги, но пора понять – с долгом вполне можно жить. В Европе и США как был огромный долг до кризиса, так он и остался. Поэтому я солидарен с нобелевским лауреатом Полом Кругманом, который сказал, что, если вы хотите иметь будущее, надо тратить деньги в настоящем. Для нас это важно – инвестировать в инфраструктуру, в науку, в образование.
– Как вы полагаете, западные санкции – это надолго?
– Думаю, да. Когда вводился первый пакет, была надежда, потому что они были ещё несущественными. Однако сейчас они уже чувствительные, и ситуация развивается по негативному сценарию.
– Российские бизнесмены и компании могут найти в Китае, на бирже в Гонконге необходимое финансирование и технологии для своего развития?
– Если говорить об инфраструктурных проектах на Дальнем Востоке и о реальной жизни, то никакой альтернативы государственным инвестициям нет. Конечно, если у вас очень хороший проект, то можно попробовать заманить туда частный капитал, однако таких не много. Государство должно взять ведущую роль на себя, потому что в этом его функция. Частные компании работают по законам рынка, там временные горизонты играют уже совершенно другую роль. Также я не думаю, что у российских компаний получится что-то и с восточными технологиями. Те, кто ими владеет, и на Западе, и на Востоке, хотят чтобы они приносили прибыль, это их инструмент. Они не заинтересованы в таком эффекте, как развитие российского Дальнего Востока.
У нас есть огромная сложность, может быть, основная – мы не понимаем, за что бороться. На Западе есть цель запустить экономику, они считают, что главное – чтобы она развивалась. А нам в условиях санкций необходимо и поднять экономику, и создать новую инфраструктуру. Это очень серьёзная задача, и здесь необходимо искать какие-то неординарные решения.
Беседовал Сергей Плетнёв
Источник: Гудок