Ректор МГИМО МИД России академик РАН председатель российской Группы видных деятелей Россия - АСЕАН Анатолий Торкунов в преддверии саммита России и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), который пройдет в Сочи 19-20 мая, рассказал о текущем состоянии отношений РФ с асеановской "десяткой", важных направлениях сотрудничества России с Ассоциацией, а также о теме интеграции на большом евразийском пространстве, сопряжения азиатско-тихоокеанских и евразийских интеграционных процессов.
- В 2016 году диалоговому партнерству России с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии исполняется 20 лет. Что изменилось в наших отношениях за это время?
- Если говорить о главных переменах, то подчеркну: за 20 лет диалогового партнерства отношения между Россией и АСЕАН стали более разнообразными, многомерными, их "ткань" как бы уплотнилась. Конечно, в советский период у нас были очень прочные связи с Вьетнамом, Камбоджей, Лаосом, но прежде всего по межгосударственным линиям. Сегодня же регулярные, разветвленные контакты этого рода дополняются взаимодействиями по линии частного бизнеса, причем не только крупного, но также среднего и мелкого. Численность наших туристов, ежегодно посещающих Таиланд, Вьетнам, Индонезию, другие сопредельные страны, исчисляется многими сотнями тысяч, и, судя по массе отзывов, появляющихся в интернете, россияне обычно уезжают домой с хорошими впечатлениями.
- Какие направления сотрудничества России с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) вы считаете наиболее перспективными сейчас и в дальнейшем?
- АСЕАН выстраивает свои отношения с диалоговыми партнерами по трем основным трекам: сотрудничество в области политики и безопасности, экономики, гуманитарных и социально-культурных контактов.
В делах региональной политики и безопасности мы достигли с АСЕАН весьма высокой степени взаимопонимания. Два десятилетия нашего диалогового партнерства - время, когда процессы регионального строительства в Восточной Азии развивались и развиваются на основе принципа центральной роли АСЕАН. Именно вокруг этой Ассоциации выстроены такие площадки многостороннего взаимодействия, как Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ), Восточноазиатский саммит (ВАС), Совещание министров обороны стран - участниц АСЕАН и партнеров по диалогу (СМОА плюс). В рамках каждого из этих форматов АСЕАН выступает в роли координатора, определяющего повестку дня, Россия же - полноправный участник всех упомянутых форумов, неизменно поддерживающий Ассоциацию как их модератора.
Подобная роль доверена АСЕАН не случайно. От этой группы стран не ждут претензий на гегемонию, не в их правилах оказывать на кого-либо информационно-психологическое и уж тем более откровенно силовое давление. Зато в искусстве искать и находить общий язык с самыми разными собеседниками, в том числе и с такими, которые не всегда ладят между собой, асеановская дипломатия не уступит никому. Безусловно, авторитет АСЕАН поддерживается и успехами ее членов в социально-экономической модернизации, впечатляющим и поступательным ростом их совокупного хозяйственного потенциала на протяжении почти полувека. Можно понять, почему партнеры, взаимодействующие с АСЕАН в восточноазиатском пространстве, увидели наилучшего кандидата на роль честного брокера именно в этой организации.
Сегодня нам важно подвести надежный экономический фундамент под политическое взаимопонимание с АСЕАН. Позитивная динамика тут есть: в течение двадцатилетнего периода показатели торговых обменов неуклонно менялись в лучшую сторону (за исключением последних двух кризисных лет), причем в период с 2010 по 2014 год они росли особенно быстро.
Есть и понимание того, что России вместе с другими участниками Евразийского экономического союза имеет смысл двигаться в отношениях с отдельными странами АСЕАН, а затем и с Ассоциацией в целом, к режимам свободной торговли. Начало положено: подписано соответствующее соглашение с Вьетнамом.
- Удовлетворены ли вы как председатель российской делегации в Группе видных деятелей Россия - АСЕАН текущим состоянием отношений нашей страны с асеановской "десяткой"?
- Учитывая наши возможности, ни России, ни АСЕАН нельзя успокаиваться на достигнутом. С российской стороны резервы развития торгово-экономических связей определяются ускорившимися процессами диверсификации нашей собственной экономики, ранее накопленным технологическим багажом, который продолжает прирастать, в частности, в сферах судостроения и авиастроения, космоса.
Важнейший резерв наращивания взаимодействий - совместные проекты, направленные на подъем Сибири и Дальнего Востока как регионов, чье географическое положение и природные богатства делают их естественным полем сотрудничества с азиатскими соседями России. Все то, что мы начали делать на Дальнем Востоке еще в период подготовки к владивостокскому саммиту АТЭС, - а это, напомню, строительство трубопроводных систем, модернизация портов, сооружение таких сложнейших объектов, как космодром Восточный, - либо уже работает, либо сработает в обозримом будущем на активизацию нашего взаимодействия с АСЕАН.
В области же гуманитарных и культурных связей у России и АСЕАН поистине неисчерпаемые резервы. Но опять-таки знаем мы друг о друге все-таки недостаточно. При всем богатстве и мощи наших национальных культур и нам самим, и нашим друзьям в Юго-Восточной Азии еще предстоит совместно разработать и осуществить те программы, которые позволят нам регулярно обмениваться лучшими образцами традиционного наследия и современного культурного творчества. Хочу надеяться, что перекрестный Год культуры Россия - АСЕАН станет в этом смысле достаточно заметной вехой.
- Следует ли ждать прорывных решений от саммита в Сочи?
- Полагаю, что мы зафиксируем те важнейшие точки соприкосновения, которые послужат отправными пунктами для нашего дальнейшего движения вперед.() Уверен, что будет поднята тема интеграции на большом евразийском пространстве, тема сопряжения азиатско-тихоокеанских и евразийских интеграционных процессов.
Как мы помним, в декабре прошлого года в своем послании Федеральному Собранию президент Владимир Путин высказался за проработку вопроса о формах и направлениях экономического взаимодействия между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и АСЕАН.() Начало обсуждения этой темы на уровне высших руководителей наших стран важно именно потому, что это шаг по пути к потенциальному прорыву.
Но нужно понимать, что мы замахиваемся на проект, по сути дела, планетарного масштаба, который не может быть осуществлен за несколько лет.
Нужно приготовиться к планомерным и последовательным, пошаговым действиям. И спокойно относиться к тому, что на этом пути периодически будут возникать препятствия, для преодоления которых понадобится высокая степень мобилизации интеллекта, политической воли, материальных ресурсов.
Но усилия этого рода окупятся сполна, ибо этот проект отвечает объективным интересам очень большой группы стран. В сущности, он может стать одним из центральных "мирных фронтов" борьбы за многополярный мир.
Источник: ТАСС