Выступление заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации А.В.Грушко на открытии Ежегодной конференции ОБСЕ по обзору проблем в области безопасности, Вена, 26 июня 2018 года
Уважаемый господин Председатель,
Уважаемые дамы и господа,
Разрешите выразить признательность итальянскому председательству, Генеральному секретарю ОБСЕ, Секретариату за прекрасную организацию Конференции. Надеемся, что она позволит обсудить и наметить пути решения проблем, которые мешают построению устойчивой системы неделимой безопасности на пространстве ОБСЕ.
Современная ситуация в Европе и мире продолжает находиться в фазе высокой турбулентности. Как сказал Президент Российской Федерации В.В.Путин, правилом стала игра без правил. Через 30 лет после окончания «холодной войны» мир стал экономически и политически многополярным. Усиливается опасная неопределённость в отношениях между государствами и их объединениями. Испытаниям подвергается международное право. Множатся региональные конфликты. Государства вынуждены противостоять транснациональным угрозам, многие из которых стали результатом западных интервенций, гигантские пространства на периферии ОБСЕ лишены всякой государственности и превратились в территории, где хозяйничают различного рода террористические группировки. Всё это требует консолидации усилий на подлинно коллективной основе. Попытки построить «островки безопасности», будь то вокруг НАТО или Евросоюза, в нынешних условиях не сработают.
Россия много раз предлагала договориться о правилах игры и совместно бороться с общими угрозами. 10 лет назад мы выдвинули идею Договора о европейской безопасности, но она была оставлена без внимания. Когда же мы начали восстанавливать свои позиции, то на Западе вместо равноправного диалога прибегли к апробированной тактике вмешательства во внутренние дела, санкций и военного сдерживания.
Кстати, госпереворот в Киеве, приведший к самоопределению Крыма и гражданской войне в Донбассе, весьма показателен. Удивительно, как легко и быстро НАТО вернулась к своему изначальному «raison d’être», который был ёмко сформулирован её первым Генеральным секретарем лордом Исмеем: to keep Russians out, Americans in. Третий элемент этой формулы опущу.
Сегодня страны НАТО и ЕС сделали архитектуру безопасности заложницей кризиса на Украине ‑ одного из многих конфликтов в Европе. Но санкциями и давлением не урегулировать конфликты и не построить архитектуру безопасности. Напомню, что после натовских бомбардировок Югославии, изменивших саму парадигму евробезопасности, всё же удалось заняться созидательной работой в общих интересах. Хартия европейской безопасности и Соглашение об адаптации ДОВСЕ, и не только, стали демонстрацией политической воли к сотрудничеству.
Сегодня странам НАТО и ЕС надо ответить самим себе на вопрос: какой они видят архитектуру безопасности: разделенной - в противостоянии с Россией или объединенной - в совместной работе с ней по общими угрозам. К сожалению, пока многосторонние форматы используются не для восстановления доверия, а для давления на Россию, в том числе путём ограничения диалога. В эти дни только ленивый не говорит о необходимости деэскалации и недопущении опасных военных инцидентов, предотвращении «неправильного прочитывания» намерений сторон. Кто бы спорил с этим. Но как добиться этого в условиях полной заморозки контактов по военной линии, обрыва других каналов политической и общественной коммуникации? Ответ на этот вопрос очевиден. Прекращено системное сотрудничество в зонах общих интересов: из-за этого простаивает еще один ресурс для укрепления доверия и безопасности.
Односторонние санкции, «демонизация», навязывание образа врага еще больше углубляют конфронтацию. Некоторые политические силы пытаются использовать русофобию в качестве основного драйвера расползающегося по своим объективным причинам европейского и евроатлантического единства. Внедренный в общественное сознание с помощью беспрецедентной пропагандистской кампании «нарратив» о России на самом деле не имеет ничего общего ни с реальным положением в нашей стране, ни с ее усилиями на международной арене, ни с чаяниями российского народа. В обоснование конкретных политических шагов используются шитые белыми нитками предлоги - вроде «хайли лайкли» и «отсутствие иных правдоподобных объяснений». Причем конца и края этому не видно. Теперь пытаются наделить «атрибутивными функциями» технический секретариат ОЗХО в нарушение фундаментального принципа всех режимов нераспространения и контроля над вооружениями – о суверенном и исключительном праве самих государств оценивать выполнение обязательств. Это - прямая дорога к кризису и конфликту в гаагской организации, подрыву прерогатив Совета Безопасности ООН. Не менее опасна тенденция смотреть на регионы мира сквозь призму геополитической конкуренции, «игру с нулевым результатом». Это в полной мере относится и к Западным Балканам.
Если не остановить эти опасные тенденции, конфронтация может стать необратимой. Особенно тогда, когда ее закладывают не только в основу политики, но и военного планирования. До полного абсурда раздут миф о так называемой российской военной угрозе. В этой связи напомню, что оборонный бюджет России в 2018 г. составил около 46 млрд. долл. и будет сокращаться, а у стран НАТО в совокупности он достигает 1 трлн., что больше половины военных расходов всех стран мира. В США он более 700 млрд., у европейских союзников скоро достигнет 300 млрд. А если они выполнят установленный НАТО норматив в 2%, то в совокупности расходы европейских союзников США достигнут 400 млрд., при этом 20%, т.е. около 100 млрд. в год необходимо будет тратить на закупки вооружений. Возникает вопрос: для каких целей и для борьбы с каким врагом или врагами? США имеют около 800 военных баз за пределами своей территории и реализуют проект глобальной системы ПРО с компонентами в Польше и Румынии. Альянс продолжает осваивать восточноевропейское пространство, форсирует осуществление политики «открытых дверей», которая только создает новые разделительные линии и усиливает нестабильность. Разумеется, в своем оборонном планировании Россия вынуждена учитывать все эти факторы.
Мы, господин Председатель, поддерживаем любые попытки вернуться к нормальному деполитизированному разговору по вопросам безопасности в т.ч. в рамках «структурированного диалога» в ОБСЕ. Надо восстанавливать сотрудничество по всему комплексу новых угроз и вызовов. В 2016-2018 гг. Европу и Северную Америку захлестнула волна террористических актов. Мы не забудем трагедии в Ницце, Лондоне, Берлине и Брюсселе. Всё больше терактов совершается лицами, вернувшимися из зон конфликтов, а также одиночками, попавшими под влияние террористической пропаганды. Это говорит о том, что на первое место, в т.ч. в ОБСЕ, выходят задачи борьбы с идеологией террора и феноменом иностранных террористов-боевиков.
С терроризмом тесно связана проблема наркотрафика, доходы от которого идут на финансирование терактов. Расширяются площади наркопосевов в Афганистане - партнере ОБСЕ. В 2017 г. они достигли рекорда в 300 тыс. га. Здоровью граждан наших стран угрожают синтетические и психотропные вещества, распространяемые через Интернет. ОБСЕ не должна отстраняться от этих проблем. Мы выступаем за укрепление её потенциала на антинаркотическом треке и вносим свой вклад, реализуя в России проект ОБСЕ по подготовке специалистов из Афганистана и Сербии.
Серьезным общим вызовом является проблема миграции. Теперь наиболее остро она ощущается в странах Западной Европы в связи с притоком мигрантов из Южного Средиземноморья. Убеждены, что ОБСЕ способна внести вклад в глобальные усилия по решению миграционных проблем, разумеется, не дублируя их.
Уважаемые коллеги,
Ресурсы ОБСЕ остаются востребованы в урегулировании конфликтов.
Я уже говорил о гражданской войне на востоке Украины. За четыре года там погибло более 10 тыс. чел, в т.ч. 2,5 тыс. мирных жителей. И ситуация ухудшается. Киев блокирует выполнение Минских соглашений - единственной основы урегулирования. Шагами назад стали украинские законы о «реинтеграции Донбасса» и «Об образовании», а запуск «операции Объединённых сил» привел к вооруженной эскалации и новым жертвам. Надеемся, что усилия ОБСЕ в Контактной группе и работа Специальной мониторинговой миссии «на земле» будут способствовать выполнению Минских соглашений и продвижению в сторону урегулирования внутреннего конфликта.
Тревогу вызывает ситуация в Косово, где не спадает межэтническая напряжённость. Приштина саботирует создание Сообщества сербских муниципалитетов, мешает началу работы суда по преступлениям «Освободительной армии Косово», формирует собственные «вооруженные силы». ОБСЕ должна сохранять свое присутствие в крае.
Рады, что в декабре 2017 г. при участии ОБСЕ удалось добиться подвижек в приднестровском урегулировании. Отмечаем позитивные результаты первой в этом году встречи формата «5+2» в Риме и усилия спецпредставителя итальянского председательства Франко Фраттини. Теперь главное - обеспечить выполнение сторонами достигнутых договоренностей.
К сожалению, принятие 22 июня этого года инициированного молдавской стороной проекта резолюции ГА ООН - шаг в противоположном направлении.
Остается востребованной работа сопредседателей Минской группы ОБСЕ по содействию урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе.
Высокой оценки заслуживает сопредседательство ОБСЕ в Женевских дискуссиях между Грузией, Абхазией и Южной Осетией, нацеленных на выработку устойчивых гарантий безопасности в Закавказье.
Необходимо в полной мере использовать «Платформу безопасности, основанной на сотрудничестве » ОБСЕ для налаживания диалога между всеми организациями, действующими на пространстве Организации. Кстати говоря, эта инициатива была выдвинута Евросоюзом в 1999 году. Важно продолжать добиваться сопряженности интеграционных процессов в наших общих интересах, и ОБСЕ может сыграть в этом свою важную роль.
Согласен с итальянским председательством, что настало время комплексно посмотреть на содержание «аутрича» ОБСЕ и его механизмов. Влияние внерегиональных факторов на состояние безопасности в зоне ОБСЕ будет только возрастать.
Уважаемые коллеги,
Подытоживая, хотел еще раз подчеркнуть важность восстановления доверия и продвижения к тому сообществу равной и неделимой безопасности, о котором наши лидеры договорились на саммите в Астане в 2010 г. Это, в свою очередь, поможет и урегулированию конфликтов, и борьбе с общими угрозами. Надеюсь, что сегодняшняя Конференция и предстоящий СМИД ОБСЕ в Милане будут этому способствовать.
Благодарю за внимание.
Источник:
Министерство иностранных дел Российской Федерации