Уважаемый г-н Министр,
Уважаемые дамы и господа,
Прежде всего хотел бы выразить признательность нашим алжирским друзьям, лично Министру иностранных дел Алжира А.Мессахелю за гостеприимство и радушие.
Мы провели очень обстоятельные переговоры.
Дали высокую оценку уровню российско-алжирских отношений в политической, экономической, военно-технической, культурной, гуманитарной и образовательной сферах. Наметили конкретные пути дальнейшего продвижения к целям, которые были поставлены в Декларации о стратегическом партнерстве, подписанной в 2001 г. в ходе визита Президента Алжира А.А.Бутефлики в Российскую Федерацию.
Товарооборот между нашими странами превысил 4,5 млрд.долл.США. Тенденция к его дальнейшему росту сохраняется. Мы уверены, что новые решения, которые будут расширять возможности для нашего взаимодействия, будут рассмотрены на открывающейся на следующей неделе очередной сессии Смешанной межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
Целый ряд российских компаний уже работает в Алжире. Многие хотят присоединиться к соответствующим проектам вместе со своими алжирскими партнерами. Сегодня договорились поощрять регулярные прямые контакты между деловыми кругами обеих стран.
Подчеркнули также важность координации наших действий в сфере мировой энергетики, в том числе в рамках Форума стран-экспортеров газа.
Обменялись мнениями по ключевым международным и региональным проблемам. Россия и Алжир – последовательные сторонники неукоснительного соблюдения норм и принципов международного права, урегулирования любых конфликтов исключительно мирным путем. Выступаем за центральную, координирующую роль ООН и уважение естественного желания народов самим распоряжаться своей судьбой.
Особое внимание уделили положению на Ближнем Востоке и Севере Африки, а также в Сахаро-Сахельской зоне. Говорили о Сирии. Россия и Алжир выступают за урегулирование нынешнего кризиса на основе резолюции 2254 Совета Безопасности ООН при безусловном уважении суверенитета, территориальной целостности и независимости Сирии. Важно параллельно с завершением антитеррористической операции против еще остающихся разрозненных отрядов боевиков уделять внимание улучшению гуманитарной ситуации, создавать условия для возвращения беженцев и, конечно же, активнее продвигать политический процесс. Мы проинформировали наших алжирских друзей о тех усилиях, которые в этом направлении предпринимает Российская Федерация вместе с Турцией и Ираном – странами-гарантами Астанинского процесса – и в тесном контакте с представителями ООН.
При обсуждении ситуации в Ливии и Мали мы высоко оценили усилия, которые Алжир предпринимает для содействия урегулированию кризисов в этих странах. Рассматривали и другие кризисные ситуации в этой части Земного шара, в частности в Йемене. Наша общая позиция заключается в том, что за всеми этими кризисами нельзя забывать о давно нерешаемых проблемах этого региона. Имею в виду, прежде всего ближневосточное урегулирование и ситуацию с решением проблемы Западной Сахары. В обеих ситуациях действовать нужно на основе международного права. Такая основа имеется, она закреплена в решениях ООН, прежде всего в СБ ООН. Мы за то, чтобы эти резолюции выполнялись.
Благодарю моего коллегу и друга за эту возможность и приглашаю его посетить Российскую Федерацию с ответным визитом.
Вопрос: С учётом интенсивного диалога между двумя странами планируется ли проведение в ближайшее время российско-алжирского саммита и облегчение визового режима для владельцев общегражданских (не служебных и не дипломатических) заграничных паспортов, особенно с учётом предстоящих контактов между бизнесменами?
С.В.Лавров: Контакты проходят на всех уровнях и, конечно, будут продолжаться. Конкретно об их графике мы будем договариваться после того, как в скором будущем в Алжире состоятся президентские выборы и будут сформированы новые властные структуры.
Что касается визового режима, то мы последовательно выступаем за его облегчение, создание максимально благоприятных условий для наших граждан и граждан наших партнёров. Готовы рассматривать эти вопросы с алжирскими коллегами в самом конструктивном ключе.
Вопрос: В среду Х.Гуаидо – отстранённый от власти лидер Национальной ассамблеи Венесуэлы, которая ранее была признана нелегитимной Верховным судом страны – объявил себя исполняющим обязанности президента. Ряд стран, первыми из которых стали США, в течение нескольких часов высказались о признании Х.Гуаидо президентом. Какова позиция России в этом вопросе? Как бы Вы могли прокомментировать столь скорую положительную реакцию ряда стран?
С.В.Лавров: Сегодня Министерство иностранных дел России сделало соответствующее заявление. В нём можно подробно ознакомиться с нашей позицией. Здесь же скажу, что имеет место очередное грубейшее вмешательство во внутренние дела суверенного государства. Как Вы знаете, была не одна попытка отстранить Н.Мадуро от власти, в том числе путём его физической ликвидации.
То, что США и ряд других стран, прежде всего региона, незамедлительно признали самопровозглашенного «врио Президента», говорит только о том, что они напрямую приложили руку к искусственному созданию двоевластия, чреватого хаосом и очень серьезной дестабилизацией внутриполитической ситуации.
Мы вновь убеждаемся, что США, которые параноидально тревожатся о том, что кто-то вмешивается в их выборы, не имея «на руках» никаких доказательств, сами в очередной раз (за последние месяцы это далеко не первый случай, просто в Венесуэле всё сделано предельно грубо) пытаются выступать вершителями судеб других народов, вмешиваются в их внутренние дела. Тут не надо создавать никакую «комиссию Мюллера».
Конечно, особую тревогу вызывают сигналы, звучащие из некоторых столиц, о том, что не исключено вооруженное вмешательство извне. Призываем категорически отказаться от подобных мыслей.
Обращаемся к венесуэльской оппозиции, которая, я надеюсь, ставит во главу угла национальные интересы своей страны, с призывом не становиться пешками в чужой очень грязной, преступной игре. Надо действовать в конституционном поле, уважать право самих венесуэльцев определять судьбу своей страны. Международное сообщество обязано помогать создавать условия для общенационального диалога, в рамках которого каждый имеет право высказывать своё мнение. Однако это не должно сопровождаться насилием и призывами к насильственному свержению законного правительства.
Будем готовы со всеми другими ответственными государствами содействовать созданию таких условий, которые позволят венесуэльцам начать диалог, руководствуясь национальными интересами своей страны.
Источник:
Министерство иностранных дел Российской Федерации