Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Сергей Лавров

Министр иностранных дел Российской Федерации, председатель Попечительского совета РСМД, член РСМД

Сегодня работа на этом измерении дипломатии особенно востребована. Вы все знаете, нет нужды подробно об этом говорить. «Коллективный Запад» окончательно разрушил систему европейской безопасности, одержим идеей нанесения России «стратегического поражения». Достаточно привести высказывания Президента Франции Э.Макрона относительно отправки на Украину натовских военных и целый ряд других «перлов», которые произносят руководители европейских государств. Агрессивная линия против нашей страны – это часть курса Запада и его усилий по сдерживанию объективного процесса демократизации всей системы международных отношений. Они прекрасно понимают, что на Украине решается вопрос доминирования Запада в мировых делах, завершения его гегемонии. Об этом, как вы помните, подробно говорил Президент России В.В.Путин в недавнем интервью Т.Карлсону и еще раз акцентировал эту тему в сегодняшнем интервью Д.К.Киселеву.

Глобальный баланс (все мы это видим) буквально на наших глазах меняется в пользу Мирового большинства. Укрепляются позиции новых центров развития в различных регионах Глобального Юга и Востока. Это и суверенные государства, и региональные организации (отмечу это особо). Они отвергают наследие колониальной эпохи, стремятся к подлинной самостоятельности, уверенно отстаивают свои национальные интересы и все больше дорожат своей историей и цивилизационной идентичностью, выступают за выстраивание международной жизни на принципах Устава ООН во всей их полноте и взаимосвязи.

Не устану приводить в пример принцип суверенного равенства государств, обозначенный в Уставе как основополагающий для Организации Объединенных Наций, которым Запад никогда после создания ООН, впрочем как и до этого, не руководствовался при подходе к любой международной проблеме. Если бы мы действительно добились выполнения всех принципов этого важнейшего международно-правового документа – это было бы принципиально важно.

Вступительное слово Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова на заседании Попечительского совета Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова, Москва, 13 марта 2024 года.

Уважаемые коллеги,

Рад видеть всех вас на очередном заседании Попечительского совета Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова.

Хотел бы еще раз поблагодарить всех сотрудников и руководство Фонда за их вклад в развитие общественной дипломатии в русле единого внешнеполитического курса, который утверждается Президентом Российской Федерации В.В.Путиным.

Сегодня работа на этом измерении дипломатии особенно востребована. Вы все знаете, нет нужды подробно об этом говорить. «Коллективный Запад» окончательно разрушил систему европейской безопасности, одержим идеей нанесения России «стратегического поражения». Достаточно привести высказывания Президента Франции Э.Макрона относительно отправки на Украину натовских военных и целый ряд других «перлов», которые произносят руководители европейских государств. Агрессивная линия против нашей страны – это часть курса Запада и его усилий по сдерживанию объективного процесса демократизации всей системы международных отношений. Они прекрасно понимают, что на Украине решается вопрос доминирования Запада в мировых делах, завершения его гегемонии. Об этом, как вы помните, подробно говорил Президент России В.В.Путин в недавнем интервью Т.Карлсону и еще раз акцентировал эту тему в сегодняшнем интервью Д.К.Киселеву.

Глобальный баланс (все мы это видим) буквально на наших глазах меняется в пользу Мирового большинства. Укрепляются позиции новых центров развития в различных регионах Глобального Юга и Востока. Это и суверенные государства, и региональные организации (отмечу это особо). Они отвергают наследие колониальной эпохи, стремятся к подлинной самостоятельности, уверенно отстаивают свои национальные интересы и все больше дорожат своей историей и цивилизационной идентичностью, выступают за выстраивание международной жизни на принципах Устава ООН во всей их полноте и взаимосвязи.

Не устану приводить в пример принцип суверенного равенства государств, обозначенный в Уставе как основополагающий для Организации Объединенных Наций, которым Запад никогда после создания ООН, впрочем как и до этого, не руководствовался при подходе к любой международной проблеме. Если бы мы действительно добились выполнения всех принципов этого важнейшего международно-правового документа – это было бы принципиально важно.

Позиция Мирового большинства на отстаивание своих интересов и его нежелание более беспрекословно, молча подчиняться западным гегемонам было особенно ярко продемонстрировано в ходе ставших поистине уникальными, универсальными мировыми событиями «Игр Будущего» в Казани и Всемирного фестиваля молодежи в Сочи.

Неадекватная, в духе колониальных практик, истеричная реакция Запада на укрепление позиции России, прежде всего на специальную военную операцию придала ускорение формированию многополярного мира. Одно из проявлений этого феномена состоит в переходе многих стран на национальные валюты во взаимной торговле, предвидя, что агония, которую сейчас переживает «коллективный Запад» вполне может привести к тому, что в любой момент любая страна может оказаться под ударом незаконной «санкционной дубинки». Это стимулирует создание неподконтрольных Западу механизмов межбанковского взаимодействия, строительство новых международных транспортных коридоров, налаживание альтернативных производственно-сбытовых цепочек и многое другое, что обеспечивает устойчивость экономического развития каждой уважающей тебя страны. Особое внимание на международной арене уделяется сближению позиций и взаимодействию тех государств, которые уже стали жертвами санкционной войны со стороны Запада. Это достаточно серьезный альянс единомышленников, который, я убежден, еще скажет свое веское слово по всем этим вопросам.

Глубочайшие сдвиги переживает многосторонняя дипломатия. Набирают вес региональные организации. Одновременно растет авторитет и укрепляется влияние БРИКС, где Россия в этом году является председателем. После присоединения Египта, Ирана, ОАЭ, Саудовской Аравии и Эфиопии БРИКС представляет собой платформу диалога и взаимодействия ведущих игроков Мирового большинства, несущую опору полицентричного мироустройства.

Отмечу также, что на региональном уровне в условиях уже упомянутой мной полной деградации ОБСЕ как евроатлантического символа на первый план выходит задача формирования новой архитектуры равной и неделимой безопасности в Евразии, которая призвана дополнить и укрепить процесс формирования Большого Евразийского партнерства, о котором не раз упоминал Президент России В.В.Путин и которое складывается благодаря совместным усилиям ЕАЭС, ШОС, АСЕАН, СНГ.

Ясно, что укрепление процесса формирования Большого Евразийского партнерства будет создавать прочный экономический фундамент и для продвижения темы безопасности на нашем огромном евразийском континенте. Об этом Президент России В.В.Путин упомянул в своем Послании Федеральному Собранию. В октябре 2023 г. мы уже начали практическую работу по формированию основ такой системы. Россия приняла участие в международной конференции в Минске, организованной белорусским председателем в ОДКБ и посвященной именно процессам формирования и перспективам создания системы евразийской безопасности. Состоялся весьма интересный разговор. Работа продолжается на различных площадках, в том числе в ОДКБ. Но не только. Имеем в виду задействовать в этих усилиях и другие многосторонние региональные структуры.

Наряду с укреплением региональных процессов в Евразии, наблюдаем аналогичные тенденции на африканском, где наряду с Африканским союзом действуют многочисленные субрегиональные организации. В Латинской Америке и Карибском бассейне объединяющее эти страны сообщество СЕЛАК дополняют субрегиональные структуры, такие как АЛБА, МЕРКОСУР, УНАСУР, Центральноамериканская интеграционная система, где России предоставлен статус наблюдателя, и Карибское сообщество.

Параллельно с этими региональными интеграционными процессами, которые заметно активизируются и все больше стремятся самостоятельно разбираться с перспективами своего экономического развития, не желая сохранить зависимость от тех, кто доказал свою полную недоговороспособность в качестве контролеров и операторов международной валютно-финансовой системы, развиваются и интеграционные процессы на глобальном уровне с участием Мирового большинства. БРИКС в этом смысле выступает потенциальным координатором интеграционных процессов, идущих на региональном уровне. БРИКС – объединение подлинно глобальное. Оно вполне может быть стимулятором эффективных усилия в пользу создания по-настоящему равноправного, справедливого механизма (или даже механизмов) регулирования международных отношений.

Таковы наши оценки нынешней ситуации, которые вытекают из Послания Президента Федеральному Собранию, из одобренной в 2023 г. Концепции внешней политики России, а также из тех крупных, концептуальных интервью, которые Президент России В.В.Путин дал в последние несколько недель.

Ценим усилия Фонда А.М.Горчакова. Рассчитываем на то, что продвижению нашей внешнеполитической концепции, внешнеполитических интересов будут способствовать планы, которые реализует Фонд сейчас и намечает на будущее. Позитивно оцениваем внимание, уделяемое вами расширению связей с партнерами из общественных неправительственных структур Глобального Юга и Востока. Будем всячески содействовать этой работе, в том числе и решать вопросы финансового обеспечивания. Знаю, что над этим работа ведется постоянно. Признателен присутствующим, многие из которых в ней непосредственно участвуют и вносят огромный вклад в эффективную деятельность Фонда А.М.Горчакова.

Предложения о приоритетах на будущий год (о них Л.В.Драчевский скажет) идут в русле задач, сформулированных Президентом России В.В.Путиным в упомянутых мной документах, выступлениях. Хочу только выделить приоритеты, которые нам как учредителю видятся главными на данном этапе: это параметры многополярного миропорядка, полицентричного мироустройства, создание архитектуры евразийской безопасности (евроатлантическая концепция провалилась, мы это все видим), формирование неуязвимой для санкций инфраструктуры международного сотрудничества. В этот ряд я бы также поставил задачи борьбы с современными практиками неоколониализма, которым был посвящена созванная недавно «Единой Россией» межпартийная, международная конференция в Москве.



Источник: Министерство иностранных дел Российской Федерации

(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся