Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Караганов

Научный руководитель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, Почетный Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике, член РСМД

Сергей Караганов, почетный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, сопредседатель Валдайского клуба в разговоре с EastRussia рассуждает том, способна ли российская дипломатия помочь в разрешении северокорейского ядерного кризиса, а российская экономика – одержать важные победы на Азиатско-Тихоокеанском рынке.

– Сергей Александрович, на Восточном экономическом форуме много говорилось о том, что строить какие бы то ни было прогнозы развития России сейчас невозможно без учета ее взаимоотношений с соседями по Азиатско-Тихоокеанскому региону. Насколько сильные изменения в общую картину внесли последние события, в результате которых резко возросла напряженность на «северокорейском» направлении?

– Развилка в данном случае простая: одно дело, если все-таки начнется война. Другое – если войны не будет. Искренне надеюсь на второе. Но, так или иначе, Северная Корея заявила о себе как о ядерной державе и ею теперь останется навсегда. Этот факт придется признать. Через 5-10 лет ядерными станут и Япония, и Южная Корея. Таким образом, сложится совершенно новая конфигурация взаимоотношений в мире – и с точки зрения баланса сил в Восточной Азии, и в наших контактах с США, и в отношениях прочих стран с Китаем. Перспективы для России я вижу в целом достаточно хорошие. Но, естественно, надо учитывать, что впереди «штормовые» годы, и соответствующим образом выстраивать любые системы взаимодействия с другими государствами.

– Может ли Россия сыграть роль медиатора между Северной и Южной Кореей, где теперь новый президент?

– Было бы хорошо, если бы при посредничестве дипломатов (в том числе и наших) удалось уговорить северных корейцев прекратить испытания и заморозить ядерную программу. Но для этого надо, чтобы все остальные страны согласились признать ядерный статус КНДР, а также пошли на мирный договор. Пока на это никак не идут американцы – им сложно признать, что все эти годы США проводили ошибочную политику в отношении КНДР. Сейчас США фактически недееспособны, когда речь заходит о столь важных поворотах. Что же касается Южной Кореи, то рано или поздно на признание ядерного статуса северного соседа ей пойти придется. Никто не сможет предсказать, захочет ли КНДР с кем-либо вообще договариваться. Это закрытая страна. Даже китайцы, которые к ней были наиболее близки, ничего сделать сейчас не могут. Возможно, что в переговорах понадобится относительно независимый медиатор, на роль которого Россия подходит лучше всего. В сообщество АТР мы стали активно входить лишь недавно, ни с одним из игроков у нас отношения не испорчены. Спор за острова с Японией в данном случае не в счет, все понимают, что это давняя история. Если бы мы смогли выполнить роль посредников урегулировании корейского вопроса, это было бы здорово.

Но надо учитывать и другой риск. Не сомневаюсь, что дипломаты об этом тоже думают. Влезать в сложный международный «узел», когда все остальные еще не готовы участвовать в его развязывании, было бы глупо. Даже если северные корейцы в итоге пойдут на какие-либо подвижки в переговорах. Все это, как обычно на Востоке, тонкая игра и искусная дипломатия. Надеюсь, что мы вступим в такую игру и выиграем – как это пока и происходило в других непростых ситуациях. Но пока призывал бы Москву к осторожности. Время еще не пришло. И нужно жестко противодействовать любым попыткам развязать войну.

– Ядерным оружием обладает не только КНДР, но и ряд других стран – например, Пакистан или Индия. Взаимоотношения с ними имеют четкие правила и рамки. Почему нельзя применить подобную матрицу и к Северной Корее?

– КНДР была в составе участников Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), но затем из него вышла. Индия и Пакистан не входили туда изначально. Наверное, с точки зрения политической морали и права этот договор не так уж и справедлив. Вообще вся история ядерного оружия – это именно история его распространения, и далеко не все ее страницы были негативными. Был и позитив. Напомню себе и вам, что сначала Соединенные Штаты создали ядерную бомбу, разрушили Хиросиму и Нагасаки, угрожали всему миру. И вряд ли бы история человечества продлилась бы долго, если бы не дальнейшее распространение ядерного оружия и приход мировых держав к балансу сил. Свою ядерное, а позже термоядерное оружие создал Советский Союз, затем Великобритания, Китай, Франция… Это позволило удержаться в рамках. Ядерное оружие обеспечило относительный мир.

Другое дело, что нынешние ядерные державы не хотят, чтобы к их «клубу» примкнули другие страны, опасаясь за стратегическую стабильность. Ну, а некоторые и по менее высоким соображениям. Например, одна из причин буквально истерического отношения США к тому, что возможность получить ядерное оружие имеет Иран, – то, что эти два государства являются давними врагами. Но и мы тоже не радовались бы перспективе появления иранской ядерной бомбы, поэтому американцам подыгрывали – хоть и не столь яростно.

То, что северокорейцы получили ядерную бомбу, делает ситуацию в мире крайне опасной. Но можно также с уверенностью сказать, что вряд ли КНДР от таких вооружений откажется: для них это единственный способ обеспечить своему режиму выживание в мире и безопасность от посягательств. Не представляю себе обстоятельств, при которых северные корейцы добровольно отказались бы от такого козыря. Максимум, на что можно рассчитывать, – они создадут минимальный ядерный потенциал и на этом его заморозят, прекратив новые испытания. Не более того.

– Есть ли, по-вашему, реальная основа под слухами, что ядерные технологии поступили в КНДР с украинского «Южмаша»?

– История может иметь реальную основу. Северные корейцы всегда воровали технологии по всему миру, а не только создавали сами. Но чтобы судить о том, серьезная это информация или фейк, надо иметь точные данные из надежных источников. Я таких сведений просто не имею.

– А продвинулись ли за последние годы российско-японские отношения? Помог ли процессу режим общего хозяйствования на Курилах?

– Думаю, что мы потихоньку движемся в этом направлении. Буквально в последние недели были подписаны документы о создании нескольких новых территорий опережающего развития (ТОРов), которые де-факто делают Курилы открытой экономической зоной. Японцы обычно ближе к финалу переговоров начинают требовать каких-то территориальных уступок и говорить, что это «последний спорный момент», из-за чего все откатывается вспять. Но таких моментов я за свою длинную жизнь могу припомнить штук десять. Поэтому надо спокойно работать, невзирая на все помехи. Думаю, когда-нибудь мы найдем компромисс, который не включал бы в себя прямую передачу Японии суверенитета над островами, но в реальности обеспечил бы японцам полный доступ на эти земли, при сохранении политического и военного контроля России. Это было бы выгодно всем.

– На российский рынок в последние годы активно стремятся страны АСЕАН. Так, Индонезия уже объявила о том, что хочет удвоить товарооборот с РФ. Как вам видится подобное сотрудничество?

– Самый большой ресурс, который Россия пока так и не использовала, – это контакты с Японией, Южной Кореей, Индией и странами АСЕАН. С Китаем мы продвинулись достаточно далеко, а в отношении с другими странами пока буксуем. Нам было бы крайне заманчиво задействовать возможности быстро развивающихся экономик, которые, кроме прочего, выпускают ряд традиционно нужных нам товаров. Если этому будут способствовать прочные торговые связи и наличие современных портов – это будет прекрасно.

– Южная Корея заговорила о создании зоны свободной торговли с РФ. Насколько реальны такие планы, учитывая тесные отношения этой страны с Америкой?

– В них нет ничего невозможного, на Америку корейцы особо оглядываться в данном случае не станут. Проблема лишь в том, что они нам сейчас предлагают. Они ведут речь о зоне свободной торговли для своих и японских товаров, но при этом не готовы дать гарантии крупных масштабных инвестиций. Иными словами, мы должны будем открыть им свой рынок, но ничего не производить у себя. Зачем нам такая зона? Гораздо нужнее был бы нормальный торг: приоткрыть свой рынок для части товаров из Кореи и Японии, а взамен получить массированные инвестиции., которые стимулировали бы наше и развитие, и экспорт.

– На Санкт-Петербургском экономическом форуме были достигнуты договоренности о сотрудничестве с Индией. У вас не складывается впечатление, что оно сейчас ощутимо притормозило?

– Нет, не могу согласиться. Дело лишь в том, что в сотрудничестве с этой страной нужно принимать в расчет сложность ее экономики и огромные логистические проблемы. Нам нужно пробивать сухопутный южный путь в Индию через страны Персидского залива, который сейчас строится. И, главное, работать системно и непрерывно. У нас с этим государством отличные политические отношения, налажено мощное взаимодействие в военно-промышленном комплексе, подобный опыт нужно распространить и на другие сферы. Многие отрасли, правда, в наших странах являются прямыми конкурентами (например, сталелитейная промышленность), в этих случаях о сотрудничестве говорить невозможно. Но есть масса других возможностей. Например, мы можем быть заинтересованы в сотрудничестве в сфере IT-технологий, а партнеры – в поставках из России сырьевых товаров высокой степени переработки и продовольствия, которого Индии систематически не хватает из-за перенаселенности страны. Правда, для этого потребуется развивать транспортные пути и продавать в Индию исключительно товары высокой степени переработки, иначе подобные поставки невыгодны. Так же обстоят дела с Ираном, Китаем и другими потенциальными партнерами.

– Не утонут ли подобные проекты в море бюрократических процедур? На это часто жалуются практически все наши иностранные контрагенты.

– Бюрократия не только российская проблема, уверяю вас. У наших соседей крючкотворства порой тоже столько, что дальше некуда. Многие процессы идут медленно, сказывается политическая инерция и несовпадение коммерческих интересов. Но рост экономического сотрудничества по всем направлениям уже начался. Он медленнее, чем нам хотелось бы. Но все-таки мы уже можем говорить о серьезных сдвигах и общем оживлении обстановки. К тому же бюрократия иногда и помогает. Работа Минвостокразвития мощно помогла российскому повороту на Восток, а сейчас оно создало условия для убыстренного экономического роста у Вас.

– О «повороте на Восток» как приоритете российской политики речь ведут уже давно. Пятый по счету доклад международного дискуссионного клуба «Валдай», подготовленный группой экспертов под вашим руководством, в очередной раз представил исследование этого процесса. Как изменяется скорость такого продвижения «К Великому Океану», цитируя название доклада?

– Нынешний этап российского поворота на Восток был задуман во второй половине 2000-х годов как экономический ответ на подъем Азии – во многом, впрочем, запоздалый. Реально эти процессы начались в 2011–2012 гг., им не помешали даже кризис, спад российской внешней торговли и девальвация рубля. Уже сейчас можно говорить о ряде в высшей степени благоприятных тенденций. На фоне экономических санкций и общего охлаждения отношений РФ с Европой и США Россия все в большей степени стала самоопределяться как центральная евразийская (или, возможно, как северная евразийская) держава. От сотрудничества с Америкой и Старым Светом она не отказывается, определенные выгоды в нем остались и глупо было бы ими не воспользоваться. Но все в большей степени Россия ориентируется на тесную интеграцию с азиатским миром. Эта идея была официально поддержана руководством РФ и Китая, причем двусторонняя инициатива не исключает и того, чтобы к ней примкнули прочие возможные страны-партнеры. Большая Евразия – общий проект, открытый для всех, причем не только на Евразийском континенте.

Такие перемены сказались и на непосредственных контактах представителей стран, заинтересованных в таком сотрудничестве. Об этом свидетельствует даже то, насколько оживилась атмосфера на недавно прошедшем Восточном экономическом форуме, уже третьем по счету. На первом из них я видел в основном пожилых джентльменов из «старой экономики». Сейчас все кипит, присутствует огромное количество молодых и энергичных людей, готовых претворять в жизнь свои идеи. Я восхищен и испытываю чувство «глубокого удовлетворения», говоря старообразным языком – не ожидал, что задумки будут осуществляться настолько быстро… Все меняется буквально на глазах. Конечно, нам хотелось бы еще побыстрее, все опять жалуются на «неповоротливость и медлительность». Но по сравнению с прежними временами прогресс – огромный. Да и Владивосток расцветает на глазах. На очереди другие города.

Источник: EastRussia

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju