Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Руденко

Заместитель министра иностранных дел Российской Федерации, член Президиума РСМД

Ведение переговоров в закрытом режиме – нормальная дипломатическая практика, которая совсем не подразумевает секретный или «заговорщический» характер договоренностей, — отметил Андрей Юрьевич. — Измышления относительно построения каких-либо блоков с участием России и Китая беспочвенны и даже абсурдны. Очевидно, западники судят по себе и не допускают, что кто-либо может поступать, руководствуясь логикой инклюзивного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества, а не сдерживания и конфронтации.

Во всех основополагающих документах, включая базовый для российско-китайских отношений Договор от 16 июля 2001 года, а также Совместное заявление лидеров двух стран об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху, подписанное 21 марта этого года в ходе государственного визита в Россию Председателя КНР Си Цзиньпина, отмечается конструктивный характер нашего сотрудничества и его ненаправленность против третьих стран.

На Восточноазиатском саммите (ВАС) в Индонезии глава МИД РФ Сергей Лавров озвучил ряд новых предложений России к странам региона. Встреча эта, однако, проходила в закрытом для СМИ режиме. В западной прессе тут же предположили, что Москва и Пекин секретничают, пытаясь создать азиатскую альтернативу НАТО для противостояния Западу. Так ли это на самом деле? На этот и другие вопросы «Комсомольской правды» ответил заместитель министра иностранных дел России Андрей Руденко.

- Ведение переговоров в закрытом режиме – нормальная дипломатическая практика, которая совсем не подразумевает секретный или «заговорщический» характер договоренностей, — отметил Андрей Юрьевич. — Измышления относительно построения каких-либо блоков с участием России и Китая беспочвенны и даже абсурдны. Очевидно, западники судят по себе и не допускают, что кто-либо может поступать, руководствуясь логикой инклюзивного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества, а не сдерживания и конфронтации.

Во всех основополагающих документах, включая базовый для российско-китайских отношений Договор от 16 июля 2001 года, а также Совместное заявление лидеров двух стран об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху, подписанное 21 марта этого года в ходе государственного визита в Россию Председателя КНР Си Цзиньпина, отмечается конструктивный характер нашего сотрудничества и его ненаправленность против третьих стран.

Ключевыми на саммите ВАС были вопросы будущего мироустройства применительно к Азии. Обсуждались связанные с этим риски – как глобального, так и регионального характера.

Россия акцентировала важность сохранения той неконфликтной среды, которая десятилетиями формировалась Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) через механизмы «АСЕАН плюс»: двусторонние (среди них – диалоговое партнерство Россия-АСЕАН) и большей «геометрии» (включая Восточноазиатский саммит – «АСЕАН плюс 8»). За укрепление асеаноцентричных площадок и самой Ассоциации также активно выступал Китай.

Большинство участников ВАС понимают значимость разговора на эту тему, особенно в условиях, когда США и их союзники, в том числе из АТР («азиатско-тихоокеанская четверка» – Япония, Республика Корея, Австралия, Новая Зеландия), пытаются подменить существующую архитектуру системой сетевого сдерживания. Она складывается из разномастных блоковых конструкций, которые либо включают в себя натовские элементы, либо насыщаются повесткой, ориентированной на обслуживание процессов глобализации мандата Североатлантического альянса.

Россия по-прежнему держит на асеановском столе предложения по развитию сотрудничества в сферах цифровизации, информационно-коммуникационных технологий, «умных городов», туризма, образования, волонтерства, противодействия традиционным и новым вызовам, включая терроризм, транснациональную преступность, незаконный оборот наркотиков, эпидемические угрозы. Саммиты в Джакарте были интересны еще и тем, что впервые в асеановской среде прозвучали серьезные озабоченности в связи с новым подъемом фашизма в мире.

- Андрей Юрьевич, Китай, как известно, уже неоднократно предпринимал попытки вернуть стороны украинского конфликта за стол переговоров. Чем на самом деле может Пекин помочь Москве в этом вопросе?

- Китай с самого начала придерживается сбалансированной позиции в контексте украинского кризиса, хорошо понимает исторические и геополитические причины его возникновения.

Высоко ценим готовность Пекина играть позитивную роль в деле мирного разрешения конфликта. Как мы неоднократно отмечали, основные положения китайского позиционного документа по ситуации на Украине (опубликован МИД КНР 24 февраля 2023 года) во многом созвучны российским подходам и вполне могут быть взяты за основу для политико-дипломатического урегулирования, когда к таковому будут готовы на Западе и в Киеве.

Россия и Китай продолжают поддерживать плотный контакт по вопросам украинского урегулирования, в доверительном ключе и своевременно обсуждая все основные события на данном направлении. Эта тематика подробно обсуждается в ходе контактов на высшем и высоком уровнях. Тем не менее, говорить о политико-дипломатическом разрешении сложно, поскольку Киев законодательно запретил себе переговоры с Москвой.

- В последнее время заметно активизировались контакты между Россией и КНДР. В ближайшее время, как ожидается, состоится визит Сергея Лаврова в Пхеньян. При этом на Западе считают, что Москве срочно понадобилась помощь Северной Кореи на «украинском фронте». Насколько далеки подобные умозаключения западных аналитиков от реальности?

- Ставший для многих неожиданностью визит Председателя Государственных дел КНДР Ким Чен Ына в Российскую Федерацию придал мощный импульс российско-северокорейским отношениям во всех областях, стал знаковым событием, ознаменовавшим новую веху в их истории. Результаты переговоров лидеров России и КНДР подтвердили обоюдное стремление наших стран и народов к дальнейшему расширению взаимовыгодного сотрудничества в сложной международной обстановке.

Готовы к активной работе с северокорейскими партнерами в целях реализации договоренностей на высшем уровне, а также дальнейшего развития двусторонних связей с учетом тектонических изменений в мировой геополитической ситуации.

График предстоящих двусторонних контактов включает визит Сергея Лаврова в Пхеньян. О его датах будет сообщено дополнительно. Предусматривается также проведение в КНДР заседания Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

В перспективе можно было бы подумать об участии КНДР в различных международных и региональных механизмах и объединениях с ведущей ролью России и дружественных ей стран. Полагаем, что это будет способствовать стабилизации обстановки на Корейском полуострове, которая в последнее время осложнилась на фоне военных приготовлений США и их союзников.

Что касается целей СВО на Украине, то Россия имеет все необходимое для их достижения.

- Не мешают ли развитию сотрудничества России с КНДР введенные против Пхеньяна санкции?

- Намерены активно и всесторонне развивать отношения с КНДР как с дружественным нам соседним государством без оглядки на мнение третьих стран. Россия как ответственный член мирового сообщества намерена строго придерживаться своих международных обязательств в отношении Пхеньяна по линии СБ ООН.

Что касается, собственно, антисеверокорейских санкций, то они принимались в совершенно иной геополитической обстановке. В период выработки СБ ООН соответствующих решений были серьезные проблемы с началом переговорного процесса по корейскому урегулированию, что вызывало ожесточенные дебаты в Совете Безопасности. Однако с момента принятия в 2017 году последней резолюции по Северной Корее Россия твердо решила отказаться от дополнительных антипхеньянских рестрикций.

Причиной для такого «разворота» послужила двуличная политика «коллективного Запада», который параллельно с санкционными мерами СБ ООН обещал двигаться и по политическому треку, решать острые гуманитарные вопросы на Севере, что на поверку оказалось очередной ложью.

- Вы недавно принимали участие в Восточном экономическом форуме (ВЭФ). Какие бы советы Вы дали тем российским компаниям, которые сейчас ищут пути выхода на азиатские рынки? Иными словами, в каких странах этого бурно развивающегося региона российская продукция, на ваш взгляд, может быть максимально востребована?

- Прежде всего, с учетом начавшегося сезона роста заболеваемости гриппом рекомендовал бы укрепить свое здоровье и привиться от этого вируса отечественной вакциной. Так, на ВЭФ Роспотребнадзор уже несколько лет организует специально оборудованный медицинский кабинет, где все желающие могут получить такую прививку. Я этой возможностью в сентябре как раз и воспользовался.

Если говорить серьезно, то азиатский рынок остается открытым для России. Вопрос о поиске путей выхода на него не стоит. В качестве примера приведу государства АСЕАН. Наш постоянный диалог с ними показывает устойчивый интерес этого объединения к привлечению российской продукции на свои рынки. Такой настрой подтверждает и статистика – товарооборот России со странами асеановской «десятки» после некоторого спада в 2022 году (– 4% до 19,1 млрд долл. США) с лихвой «отыграл» это снижение за январь-июль этого года (+11% до 11,6 млрд долл. США).

Задачи расширения торгово-экономических связей с Ассоциацией помимо прочего обсуждались на ВЭФ в ходе соответствующего бизнес-диалога, традиционно организуемого Деловым советом Россия – АСЕАН.

К слову, в этот раз ВЭФ собрал более 7 тысяч человек из 62 стран мира. Самые многочисленные делегации среди асеановских государств направили Лаос, Мьянма и Филиппины.

В плане перспектив развития взаимовыгодного инвестиционного сотрудничества отмечу состоявшийся в сентябре этого года в увязке с мероприятиями по линии АСЕАН на высшем уровне в Джакарте крупный бизнес-форум, по итогам которого был сформирован перечень разработанных Ассоциацией приоритетных проектов, открытых для подключения государственного и частного секторов стран-диалоговых партнеров, включая Россию.

Речь идет о таких направлениях, как создание «зеленой» инфраструктуры, повышение устойчивости производственно-сбытовых цепочек, обеспечение энергетической безопасности, внедрение инновационных технологий в финансовый сектор и развитие креативных индустриальных кластеров. Распространили этот список среди представителей отечественного бизнес-сообщества, направили его в профильные федеральные органы исполнительной власти.

Видим интерес азиатских партнеров к развитию кооперации с Россией по широкому спектру тем. Это и продовольственная и энергетическая безопасность, и морское сотрудничество, и использование биоресурсов. России всегда было и есть, что предложить региону в областях цифровизации и инноваций, экологии и туризма, биотехнологий и устойчивого развития агропромышленного комплекса.

Что касается высоких технологий, то 2022 год был объявлен в рамках диалогового партнерства Россия-АСЕАН Годом научно-технического сотрудничества. Состоялось более 50 конференций, семинаров, «круглых» столов в таких областях, как образование, экономика, энергетика. Не был забыт и деловой сегмент – обсуждались перспективные проекты в таких сферах, как атомная энергетика, ядерная медицина, космос.

Таким образом, хотя сегодня нам и пытаются осложнить взаимодействие с азиатскими партнерами, непреодолимых препятствий для его развития мы не видим.

- Каковы реальные шансы России выйти на качественно новый уровень отношений со странами Азии, если учесть, что куда там ни глянь почти везде сейчас «мейд ин Чайна»?

- Уровень взаимоотношений с отдельной страной или регионом, на мой взгляд, не определяется ярлыками и лейблами. Перед Россией не стоит задача «догнать и перегнать». Такой подход, скорее, из нашего общего прошлого, если вспомнить историю СССР.

На качественно новый этап отношений с Азией мы вышли уже давно. Поэтому вопрос о «повороте на Восток», так часто всплывающий в общественном и медийном пространстве, для России неактуален. Те, кто глубоко интересуется этой темой, могут оценить в цифрах динамику нашей кооперации с ведущими странами и объединениями региона.

Высокими темпами развиваются наши отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия с Китаем, в том числе в экономической сфере.

Локомотивом наращивания двусторонней торговли с Индией является энергетическая отрасль: как в части экспорта углеводородов, так и мирного атома. Растут поставки российских минеральных удобрений.

Взаимодействие с АСЕАН насчитывает уже более 30 лет и, в понимании членов Ассоциации, носит характер обоюдовыгодного стратегического партнерства. Работаем над расширением ассортимента российской продукции на рынках Юго-Восточной Азии. Из перспективных сейчас – халяльные товары. В этом году запущены переговоры по заключению Соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Индонезией.

Страны Азии проявляют все больший интерес к многосторонним механизмам и расширению внешнего контура связей. Так, например, увеличивается пространство Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которое сегодня распространяется на все субрегионы Азии.



Источник: Комсомольская правда

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся