Университет в современном мире не может оставаться «вещью в себе», сосредоточившись на образовании и научной деятельности. Он существенным образом влияет на развитие как страны в целом, так и своего региона через общественно-значимые проекты и инициативы. Эта деятельность, охватывающая и волонтерские акции, и благотворительность, и социальную поддержку студентов, и трансляцию знаний заинтересованным гражданам, получила название «третьей миссии».
Российские университеты ощущают себя равноправными участниками глобальных академических процессов – и это огромное достижение. Необходимо отстаивать место России в глобальном научном и проектном разделении труда. Российские университеты будут и дальше расширять присутствие в мире: продвигать национальное образование на международном рынке среди магистров, аспирантов и молодых ученых из других стран. Не надо бояться играть на чужом поле: мы не только иностранцев к себе пригласим, но и на их площадке заявим о себе. Играть при недоброжелательных трибунах вполне возможно: главное – понимать, за что играем.
Нам удалось переломить тенденцию утечки мозгов, характерную для 1990-х и первой половины 2000-х гг. Как это удалось сделать? Во-первых, приглашая на работу в Россию ведущих иностранных специалистов. Во-вторых, развивая кооперацию с образовательным сообществом и бизнесом. В частности, Высшая школа экономики активно делится наработками в области социальных, гуманитарных наук, информационных технологий. Мы отдаем накопленный опыт и российским вузам, и предприятиям, развиваем сотрудничество с регионами. Государство в последние годы потратило значительные ресурсы на развитие группы ведущих университетов. Но ведущие вузы далеки от мысли, чтобы считать эти средства подарком лично себе: мы воспринимаем эти ресурсы как общие для всей системы российского высшего образования.
Университет в современном мире не может оставаться «вещью в себе», сосредоточившись на образовании и научной деятельности. Он существенным образом влияет на развитие как страны в целом, так и своего региона через общественно-значимые проекты и инициативы. Эта деятельность, охватывающая и волонтерские акции, и благотворительность, и социальную поддержку студентов, и трансляцию знаний заинтересованным гражданам, получила название «третьей миссии».
Мозги на месте
Российские университеты ощущают себя равноправными участниками глобальных академических процессов – и это огромное достижение. Необходимо отстаивать место России в глобальном научном и проектном разделении труда. Российские университеты будут и дальше расширять присутствие в мире: продвигать национальное образование на международном рынке среди магистров, аспирантов и молодых ученых из других стран. Не надо бояться играть на чужом поле: мы не только иностранцев к себе пригласим, но и на их площадке заявим о себе. Играть при недоброжелательных трибунах вполне возможно: главное – понимать, за что играем.
Нам удалось переломить тенденцию утечки мозгов, характерную для 1990-х и первой половины 2000-х гг. Как это удалось сделать? Во-первых, приглашая на работу в Россию ведущих иностранных специалистов. Во-вторых, развивая кооперацию с образовательным сообществом и бизнесом. В частности, Высшая школа экономики активно делится наработками в области социальных, гуманитарных наук, информационных технологий. Мы отдаем накопленный опыт и российским вузам, и предприятиям, развиваем сотрудничество с регионами. Государство в последние годы потратило значительные ресурсы на развитие группы ведущих университетов. Но ведущие вузы далеки от мысли, чтобы считать эти средства подарком лично себе: мы воспринимаем эти ресурсы как общие для всей системы российского высшего образования.
В числе лидеров
Недавно Минобрнауки России предложило крупный проект федерального уровня для повышения глобальной конкурентоспособности российских вузов: Программу стратегического академического лидерства (ПСАЛ). Предполагается, что ее участники (не менее 100 вузов) будут развиваться, сохраняя опыт, полученный при исполнении предыдущих федеральных управленческих образовательных проектов. Это и проект «5–100», целью которого было добиться того, чтобы лучшие российские университеты вошли в топ-100 ведущих мировых рейтингов, и программы опорных вузов, обеспечивших высококвалифицированными кадрами свои регионы. В частности, должны сохраниться все критерии оценки качества научной работы. Не стоит инвестировать в технологии вчерашнего дня, пусть даже они лучшие в России.
Раньше таких формальных показателей качества научной работы просто не существовало – ни в России, ни в мире; ценность исследования обосновывалась убежденностью коллег, что достигнут научный прорыв. Поэтому к первым формальным показателям, которые правительство предложило университетам, я отношусь с большим позитивом. «Надуть» эти показатели, наверное, можно, но я полагаю, что за время действия федеральной программы «5–100» коллективы университетов сами научились видеть подлинные данные, а с теми, кто хотел строить «потемкинские деревни», справились внутри. И это показатель нашей жизнеспособности.
Качество онлайн
Глобальное развитие университетских онлайн-курсов, в котором отечественные вузы занимают лидирующие позиции, сравнимо с революцией, которую устроил печатный станок Гутенберга. Этот ресурс дал возможность вузам увеличить влияние университета на общество в целом.
Российские вузы стояли практически у истоков этого движения. Сейчас Высшая школа экономики занимает 5-е место по количеству курсов на глобальной образовательной платформе Coursera. У нас 3,5 млн слушателей по всему миру, среди которых 600 000 – из США, а более 500 000 – из стран Евросоюза. Благодаря этим онлайн-курсам люди охотнее едут учиться к нам: я имею в виду не только в «Вышку», но и в Россию в целом.
Эта тенденция шире, чем развитие дополнительного образования, которым университеты склонны пренебрегать, да и платежеспособный спрос на него в регионах невелик. Онлайн-курсы дают почти бесплатное дополнительное образование и стимулируют производство качественного человеческого капитала в каждом регионе. Регион не может быть дееспособным, если его жители будут говорить, что у них нормального вуза нет, когда на самом деле он есть. От этого нужно уходить, с этим надо расставаться.
Учебные инновации
Университеты являются признанными инновационными центрами регионов. Одна из последних значимых инициатив – это «зеркальные» инжиниринговые центры: региональные площадки для совместных проектов вузов, их индустриальных партнеров и их совместных образовательных программ. В Высшей школе экономики активно работают 14 зеркальных исследовательских лабораторий в сотрудничестве с региональными вузами. Это не культуртрегерство: люди на местах не менее талантливы, чем в Москве, и не менее амбициозны. Их необходимо включать в сети сотрудничества, где они смогут показать себя.
Заметен и проект «Вернадский» – создание региональных научно-образовательных консорциумов с участием МГУ, и «Университет 2035», фокус программ которого – профессиональное развитие человека в цифровой экономике. Какая часть из этих проектов создана непосредственно в университетах? Полагаю, что значительная.
Очаги культуры и центр доходов
У рецепта успеха современного университета есть несколько слагаемых. Во-первых, он должен стать культурным и интеллектуальным хабом для своего города и региона, средоточием его культурного и инновационного развития. Университетские корпуса традиционно не находятся в центре городов: РГГУ и «Вышка» в этом смысле скорее исключение из правил. Большинство вузов «живут» в спальных районах. Они могут собирать вокруг себя культурную жизнь и сами выполнять роль интеллектуального центра для района. Они могут работать не только на своих студентов, но и на горожан.
Формирование нового пространства доверия внутри городов должно на что-то опираться: именно здесь и вступают вузы, которым горожане могут доверять больше, чем другим общественным институциям. Университеты – это студенты: инициативные, культурные и молодые граждане. Это очень сильная тенденция не только для России, но и для Индии, Бразилии и вообще для любой страны. Так вузы выходят за рамки науки и образования.
Во-вторых, университет должен оставаться университетом: пространством для работы исследователей, которые ведут курсы по собственным разработкам и делятся результатами исследований – или руководят проектами, если речь идет о техническом или творческом вузе. Это в том числе означает, что курсов по чужим учебникам в вузе быть не должно. Ситуация, при которой в университете читают по 5–6 предметов по чужим учебникам, делает его техникумом в худшем его издании. При недостатке собственных разработок их можно дешево взять на национальной платформе «Открытое образование», Coursera, EdX или вступить в сетевые отношения с региональными вузами, если не устраивают ведущие.
Наконец, университет должен учиться зарабатывать. Вокруг вузов есть большое пространство, в котором востребованы обучение взрослых, дополнительные курсы для школьников. Высшая школа экономики почти 1,5 млрд в год получает за счет программ дополнительного образования – и рынки только растут. Сейчас мы провели очередной масштабный опрос населения, который продемонстрировал большой сдвиг в массовом сознании – рост желания и готовности платить за образование и детей, и взрослых. Это характерно почти для всех слоев российского населения.
И это та тенденция, которую вузы должны подхватить.
Университет нового времени предстает как средоточие трех главных идей. Первая – обучение через студенческие проекты исследовательского характера. Вторая – выбор персональной образовательной программы каждым студентом. И третья – создание общенациональной системы цифровых ресурсов. Подписка на них должна быть доступна для всех студентов за национальный счет. Сегодня три четверти вузов позволить себе этого не могут.
Источник: VTimes