Мне кажется, что задачи президента Зеленского в Вашингтоне были более широкими. Одной из задач было желание добиться в Конгрессе Соединенных Штатов подтверждения поддержки и получения, прежде всего, военной, но также и финансовой помощи Украине. При этом не будем забывать: пока что на Капитолийском холме заседает старый Конгресс, который только в начале будущего года сменит состав; очевидно, что с этим новым составом украинской стороне тоже придется плотно работать.
У республиканцев (особенно, если мы имеем в виду новый состав Палаты представителей США) все равно остаются два вопроса в отношении военной поддержки Украины. Во-первых, вопрос, касающийся эффективности военной помощи, ее прозрачности и недопущения злоупотреблений, о которых много писали в ходе предвыборной кампании накануне промежуточных выборов. Во-вторых, не менее важный вопрос о распределении бремени помощи между Соединенными Штатами и их союзниками. С точки зрения республиканцев, США несут непропорционально большую часть бремени, а европейские партнеры, которые не менее заинтересованы в победе Украины, вкладываются недостаточно.
Мне кажется, что задачи президента Зеленского в Вашингтоне были более широкими. Одной из задач было желание добиться в Конгрессе Соединенных Штатов подтверждения поддержки и получения, прежде всего, военной, но также и финансовой помощи Украине. При этом не будем забывать: пока что на Капитолийском холме заседает старый Конгресс, который только в начале будущего года сменит состав; очевидно, что с этим новым составом украинской стороне тоже придется плотно работать.
У республиканцев (особенно, если мы имеем в виду новый состав Палаты представителей США) все равно остаются два вопроса в отношении военной поддержки Украины. Во-первых, вопрос, касающийся эффективности военной помощи, ее прозрачности и недопущения злоупотреблений, о которых много писали в ходе предвыборной кампании накануне промежуточных выборов. Во-вторых, не менее важный вопрос о распределении бремени помощи между Соединенными Штатами и их союзниками. С точки зрения республиканцев, США несут непропорционально большую часть бремени, а европейские партнеры, которые не менее заинтересованы в победе Украины, вкладываются недостаточно.
Я думаю, что эти вопросы остались, несмотря на визит Зеленского в Вашингтон. Но у самого украинского президента были и свои цели. В частности, скорее всего, он пытался убедить администрацию Байдена в том, чтобы она расширила ассортимент поставляемых Киеву вооружений с учетом ударов российской стороны по критической инфраструктуре Украины. Много говорят и пишут о том, что Украина хотела бы получить систему Patriot. Я думаю, что вопрос о современных средствах противовоздушной обороны был одной из тем обсуждений Зеленского в Белом доме.
Помимо этого, мне кажется, что визит президента Зеленского имел для Киева еще и важное пиар-значение. Это уже работа не только и, может быть, не столько с Конгрессом или исполнительной властью, сколько с американским обществом. Для украинского руководства большую опасность может представлять смещение приоритетов в американской внутриполитической дискуссии на собственные проблемы, касающиеся инфляции, миграции, уличной преступности и так далее. Сохранить Украину в качестве центрального пункта внутриполитической повестки дня для Зеленского, конечно, очень важно.
И последнее. Наверное, визит Владимира Зеленского (поскольку это первый визит украинского лидера за границу с момента начала конфликта, и не случайно, что это визит именно в Вашингтон, а не в Брюссель или Берлин) – это еще и определенный сигнал. Зеленский тем самым демонстрирует свою уверенность в стабильности политической ситуации в Киеве: он может позволить себе роскошь покинуть территорию своей страны на несколько дней, не опасаясь непредвиденных событий, которые могли бы привести к дестабилизации. Это демонстрация определенной уверенности в своем положении.
Источник: Сетевое издание «Public Opinion»