Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Тимофей Бордачев

Д.полит.н., научный руководитель ЦКЕМИ НИУ ВШЭ, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай», член РСМД

Наблюдая за геополитическими метаниями дружественной Армении, невольно задумываешься о том, насколько неустоявшимся является пока положение в мировых делах большинства бывших республик СССР. Не в том смысле, что их суверенный статус кто-то ставит под сомнение. Этого не делают пока даже американцы, пренебрежительно относящиеся к праву самостоятельно принимать решения всех, кроме себя. И тем более далека от этого Россия, дипломатия которой абсолютизирует суверенитет других и видит в нем единственную опору международного порядка. Даже в тех случаях, когда принципиальное невмешательство может идти во вред ее собственным интересам, что мы также наблюдаем на некоторых актуальных примерах.

Речь идет, скорее, о понимании новыми независимыми государствами того, как должны выстраиваться их отношения с соседями и особенно крупными державами современного мира. Наши соседи постоянно находятся в поиске компромисса между соблазнами, которые предлагает внешний мир, и хладнокровным осознанием своего истинного положения на политической карте.

В первые полтора десятилетия после распада СССР практически все его наследники, включая Россию, достаточно много должны были сделать для того, чтобы компенсировать возникшие в связи с этим потери. Как в экономике, так и в политике. Найти золотую середину здесь непросто. И движение в этом направлении часто приобретает причудливые формы, доставляя искреннюю радость противникам России на Западе. Или злит их в тех случаях, когда действия национальных столиц не укладываются в заранее придуманную для них схему.

Наблюдая за геополитическими метаниями дружественной Армении, невольно задумываешься о том, насколько неустоявшимся является пока положение в мировых делах большинства бывших республик СССР. Не в том смысле, что их суверенный статус кто-то ставит под сомнение. Этого не делают пока даже американцы, пренебрежительно относящиеся к праву самостоятельно принимать решения всех, кроме себя. И тем более далека от этого Россия, дипломатия которой абсолютизирует суверенитет других и видит в нем единственную опору международного порядка. Даже в тех случаях, когда принципиальное невмешательство может идти во вред ее собственным интересам, что мы также наблюдаем на некоторых актуальных примерах.

Речь идет, скорее, о понимании новыми независимыми государствами того, как должны выстраиваться их отношения с соседями и особенно крупными державами современного мира. Наши соседи постоянно находятся в поиске компромисса между соблазнами, которые предлагает внешний мир, и хладнокровным осознанием своего истинного положения на политической карте.

В первые полтора десятилетия после распада СССР практически все его наследники, включая Россию, достаточно много должны были сделать для того, чтобы компенсировать возникшие в связи с этим потери. Как в экономике, так и в политике. Найти золотую середину здесь непросто. И движение в этом направлении часто приобретает причудливые формы, доставляя искреннюю радость противникам России на Западе. Или злит их в тех случаях, когда действия национальных столиц не укладываются в заранее придуманную для них схему.

Элементы похожего мы видим в поведении стран, которые на первый взгляд совершенно отличаются друг от друга по традициям, религии и пройденному историческому пути. Вероятно, причиной тому – попытки осознанного или инстинктивного движения к некоему среднему и наиболее комфортному для себя положению.

Грузия начинала как одна из наиболее радикально настроенных по отношению к России и общему советскому прошлому бывших республик СССР. Первое ее правительство было сформировано отчаянными интеллигентами националистического толка. Пришедший им на смену режим Эдуарда Шеварднадзе изменил не очень много: республика продолжала сближение с соблазнами Запада и удаление от России. А последовавший за этим президент Михаил Саакашвили вообще довел конфликт с Россией до агрессии Тбилиси против Абхазии и Южной Осетии. Результатом стало миротворческое вмешательство Российской армии и уже юридическая утеря Грузией обеих отпавших от нее в начале 1990-х годов частей.

В 2012 году правительство Саакашвили терпит поражение от оппозиции в лице движения «Грузинская мечта» и уходит из власти. Постепенно начинается обратный дрейф республики. Нет, не в сторону того, чтобы стать союзником России. Грузия и сейчас декларирует свою приверженность «европейскому выбору» и сотрудничеству с Западом. Предложенные США и Евросоюзом в 1990-е годы пропагандистские химеры никуда не исчезли из местной политической реальности. Однако сама по себе внешняя политика Тбилиси приобретает черту, являющуюся для Запада совершенно непереносимой, – самостоятельность в определении собственной судьбы.

В условиях, когда единственным признаком «правильного выбора» является исполнение указаний США и их европейских сателлитов, даже незначительные попытки жить в мире с Россией становятся ужасным преступлением. Официальный Тбилиси понимает, что американцы и европейцы все равно будут толкать Грузию к самоубийственной борьбе с Россией. Поэтому грузинское правительство пошло на упреждающие меры, которые позволят ему сохранить за гражданами республики свободу выбора своей судьбы. В ответ обрушились громы и молнии критики из Вашингтона и Брюсселя, а также некоторые, пока мелкие, репрессии. Однако правительство Грузии не дрогнуло и уже более уверенно идет на предстоящие осенью парламентские выборы. Продолжается поиск своего уникального пути – не союзника России, для этого нужно немалое мужество, но и не враждебного ей государства.

На другой стороне Каспийского моря, в тысяче километров от Грузии, расположен дружественный России Казахстан. Эта страна с самого начала независимости занимала позицию, практически во всем противоположную грузинской. Казахстанские власти стали инициаторами евразийской интеграции – уникального экономического объединения пяти стран бывшего СССР. Казахстан является страной – членом Организации договора о коллективной безопасности с самого ее основания в мае 1992 года. В январе 2022 года именно эта страна стала единственным участником ОДКБ, для которого членство в ней оказалось решающим фактором выживания в минуту драматических внутренних потрясений. Между Россией и Казахстаном сохраняется близость видения основных процессов в мировых делах и глубокое взаимопонимание на уровне руководителей.

Однако путь строительства независимой государственности извилист. Сейчас многое из того, что мы видим в Казахстане, может вызывать смущение у части российских наблюдателей. Пишут, что сокращается использование русского языка, а также присутствие объективной российской информации. На общественных площадках Казахстана часто выступают те представители нашего экспертного сообщества, которые сделали выбор в пользу активной борьбы с Россией практически всеми возможными способами. О явном недостатке информации друг о друге говорит и то, что в России часто пишут о росте в Казахстане национализма и усилении там позиций стран Запада.

Казахстан, конечно, не дрейфует в сторону США и Евросоюза. Но мы видим, что сами по себе проявления поиска места в мире сопровождаются событиями, которые воспринимаются в России негативно. Другими словами, Казахстан, как и Грузия, движется к некой золотой середине в своих отношениях с Россией. Положению, где не будет однозначной поддержки нас во всем – Астана и сейчас подчеркивает, что соблюдает антироссийские санкции Запада. Но одновременно не будет места и тому, что может нести нам всем реальные угрозы.

Самой же России в условиях, когда соседи находятся в непрекращающемся поиске, нужно только то, чтобы они не делали свою территорию базой для размещения откровенно враждебных нам сил. Как в политике и вопросах безопасности, так и в экономике. Пример Грузии показывает, что наши соседи вполне могут строить свою внешнюю политику и заявлять о себе в мировых делах так, как считают нужным. Но наша недавняя история показывает, что понять это и потом учитывать при создании независимой государственности не является тривиальной задачей.

Во-первых, нам всем не хватает опыта независимости. Даже Россия подчас смотрит на соседей не просто как на самостоятельные государства, а как на пространство нашей особой ответственности. Отчасти это верно и отражает российскую стратегическую культуру. Но это может оказаться препятствием в тех случаях, когда нужен холодный дипломатический расчет.

Во-вторых, соблазны, которые представляют открытая мировая экономика и политика, являются колоссальными. И главный из них – надежда на то, что может случиться чудо, все станет на свои места, будет сделан «правильный выбор» и жизнь приобретет беззаботность. Опыт Украины показывает, к каким драматическим последствиям этот соблазн может привести.

Соседи России идут на ощупь в современном мире: сложном и полном опасностей. Для того чтобы наши отношения стали стабильными и выгодными всем, самое важное – это терпение.



Источник: ВЗГЛЯД

(Нет голосов)
 (0 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся