Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Михаил Швыдкой

Специальный представитель президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству, посол по особым поручениям, член РСМД

Двадцать миллионов тайцев в ближайшее время должны получить профессиональные компетенции в одном из направлений национальных креативных индустрий. То есть почти в каждой тайской семье (а они, как правило, достаточно велики) появится один человек, который посвятит себя утверждению "мягкой силы" королевства. Уже сформулирован лозунг, который отражает эту новую, только складывающуюся реальность: "Одна семья - одна сила".

Новый премьер-министр Таиланда Сеттха Тхависин на недавнем заседании правительства объявил о создании Комитета "мягкой силы" под его руководством, в который вошли ведущие министры кабинета. Заместителем премьера в этом комитете стала Пхэтхонгтхан Чиннават, дочь известного политика, бывшего премьер-министра Таксина Чиннавата, - она лидер одной из коалиционных партий, сформировавших правительство. Она же курирует Агентство креативных индустрий, которое становится одним из важнейших инструментов для реализации амбициозных планов тайского правительства. Важно отметить, что это агентство в высшей степени активно заявило о себе, пропагандируя достижения традиционной культуры (в том числе и тайский массаж), кухни, туризма, кинематографа, включающего фильмы для кинотеатрального проката и сериалы для телевидения, и т.д. Именно эти возможности креативной индустрии Таиланда были недавно продемонстрированы в Москве, куда его представители приехали по приглашению столичного правительства. Интерес тайцев к их московским коллегам вполне закономерен - более 60% доходов, полученных в этой сфере в нашей стране, формируется именно здесь. В налаживании контактов деятелей креативных индустрий двух стран важную роль сыграли два посла - Евгений Томихин в Бангкоке и Сасиват Вонгсинсават в Москве, без них все происходило бы медленнее или вовсе бы не произошло.

Двадцать миллионов тайцев в ближайшее время должны получить профессиональные компетенции в одном из направлений национальных креативных индустрий. То есть почти в каждой тайской семье (а они, как правило, достаточно велики) появится один человек, который посвятит себя утверждению "мягкой силы" королевства. Уже сформулирован лозунг, который отражает эту новую, только складывающуюся реальность: "Одна семья - одна сила".

Новый премьер-министр Таиланда Сеттха Тхависин на недавнем заседании правительства объявил о создании Комитета "мягкой силы" под его руководством, в который вошли ведущие министры кабинета. Заместителем премьера в этом комитете стала Пхэтхонгтхан Чиннават, дочь известного политика, бывшего премьер-министра Таксина Чиннавата, - она лидер одной из коалиционных партий, сформировавших правительство. Она же курирует Агентство креативных индустрий, которое становится одним из важнейших инструментов для реализации амбициозных планов тайского правительства. Важно отметить, что это агентство в высшей степени активно заявило о себе, пропагандируя достижения традиционной культуры (в том числе и тайский массаж), кухни, туризма, кинематографа, включающего фильмы для кинотеатрального проката и сериалы для телевидения, и т.д. Именно эти возможности креативной индустрии Таиланда были недавно продемонстрированы в Москве, куда его представители приехали по приглашению столичного правительства. Интерес тайцев к их московским коллегам вполне закономерен - более 60% доходов, полученных в этой сфере в нашей стране, формируется именно здесь. В налаживании контактов деятелей креативных индустрий двух стран важную роль сыграли два посла - Евгений Томихин в Бангкоке и Сасиват Вонгсинсават в Москве, без них все происходило бы медленнее или вовсе бы не произошло.

Когда узнал об этих новостях из далекого королевства, то невольно подумал: знают ли члены тайского кабинета о том, что происходит в современном мире? О кровавых конфликтах, о страданиях людей, о чрезвычайном напряжении, которое пронизывает все континенты, народы которых остро ощущают возможность ядерного столкновения? Но как учил хитроумный Талейран, не стоит доверяться первым ощущениям. И не только потому, что они слишком искренние. Иногда они бывают неверными.

Сам термин "мягкая сила" появился не только в пору, когда Фрэнсис Фукуяма заявил о "конце истории". Это было время натовских бомбежек Югославии, кровавого вторжения США в Ирак и многого такого, о чем не любят вспоминать западные державы. Джозеф Най, который в силу своего политического опыта прекрасно знал могущество настоящей военной силы, был обеспокоен тем, что США теряют привлекательность того образа, который они создавали на протяжении десятилетий - свободной демократической страны, где каждый мальчишка - разносчик газет может стать президентом. Гарвардский профессор, один из наиболее влиятельных интеллектуалов Америки, был вовлечен в формирование политической и военной стратегии США на протяжение не одного года - он был председателем Национального совета по разведке, заместителем министра обороны, занимал другие важные посты. Словом, Дж. Най никогда не был далеким от жесткой реальности. И его стремление утвердить "мягкую силу" как важнейший инструмент политического влияния стало не только декларацией гуманизма, в которой должен быть непременный тезис о том, что убеждение лучше принуждения. Его критиковали за либерализм, но доктрина "мягкой силы" появилась на свет прежде всего потому, что в это время в США всерьез были озабочены сохранением своего положительного образа в мире. Демонстрация своей военной мощи этому не слишком способствовала. И хотя некоторым аналитикам, как Ф. Фукуяме, казалось, что американская модель развития не просто стала доминировать на планете, но и привела к "концу истории", не оставив человечеству иного выбора, - Дж. Най ощущал всю хрупкую недолговечность подобной ситуации.

Его концепция "мягкой силы" появилась на свет примерно в то же время, когда Самюэл Хангтингтон привлекает внимание к грядущему столкновению цивилизаций, неизбежному после окончания "холодной войны". Статья Дж. Ная "Мягкая сила" была опубликована в 1990 году, первая публикация С. Хангтингтона, где он сформулировал грядущие проблемы, появилась в 1993-м. И уже 2001 год ООН объявляет Годом диалога цивилизаций. Проблемы ценностей оказываются в фокусе мировой политики.

И одним из важнейших направлений американской пропаганды. После долгих дискуссий в 1999 году было ликвидировано Информационное агентство США, которое с начала 50-х годов прошлого века занималось продвижением "американской мечты" во всем мире. Его функции по преимуществу стали выполнять подразделения государственного департамента США и некоторые независимые структуры. Впрочем, вся внешняя пропагандистская деятельность США еще с января 1948 года, когда Г. Трумэн подписал "закон Смита - Мундта", была подведомственна американскому внешнеполитическому ведомству, которое получало на нее солидные бюджеты. Внимание к инструментам "мягкой силы", похоже, обостряется тогда, когда та или иная страна ощущает серьезную конкуренцию со стороны соседей. Сеть Альянс Франсез, занимающаяся продвижением французского языка, появилась на свет в 1883 году - это произошло через 12 лет после поражения Франции от Пруссии, ощутимо претендовавшей на гегемонию в Европе.

Впрочем, история не знает прямых повторений. А потому стоит просто порадоваться за тайцев. И внимательно изучить их опыт.



Источник: Российская газета

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся