Сверка часов в ТГУ продолжается. Часть 1: Пилотные программы
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Нет голосов) |
(0 голосов) |
Ректор Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», член РСМД
Несмотря на все трудности, свойственные любому эксперименту, наш университет уверенно запускает свои пилоты и поддерживает их на должной высоте и в оптимальном режиме. Нужно, однако, понимать, что за этим позитивом стоит повседневный труд большого количества сотрудников ТГУ, часто ненормированный, связанный с интеллектуальными, физическими и эмоциональными перегрузками. Они вовлечены не только в разработку содержания новых программ и новых форматов их реализации, но и в определение и наполнение смыслами их базовых принципов: фундаментальности, практико-ориентированности и других. Занимаются поиском стратегических партнеров пилотных программ и коммуникацией с ними, отработкой правового сопровождения программ, их экономической составляющей, анализом больших данных постоянно изменяющегося рынка труда и демографической ситуации в стране, наконец, составлением бесчисленных отчетов. Здесь нет накатанных путей, многое приходится делать действительно впервые, беря на себя огромную ответственность и повышенные риски. Кроме того, эксперимент по трансформации национальной системы высшего образования не может продолжаться слишком долго, так как страна остро нуждается в высококвалифицированных кадрах буквально во всех сферах своей деятельности. Найти в ограниченные сроки правильные подходы к организации системы высшего образования в целом и организации конкретных образовательных направлений в частности, да ещё и в столь непростое время, – сложнейшая задача, поставленная российским правительством перед Минобрнауки РФ и шестью университетами, в число которых входит и ТГУ.
Во многом чистота такого эксперимента обеспечивается качественным аудитом и обратной связью. Эти задачи, среди прочего, решала выездная томская сессия Комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию, о которой мы говорили ещё в прошлом выпуске блога. В рамках этой сессии состоялись сразу несколько круглых столов, где наряду с представителями центральной и региональной законодательной власти и томских вузов присутствовали и представители лидеров соответствующих отраслей – юридической и химической. Присутствовали и студенты. Два круглых стола были посвящены непосредственно двум образовательным направлениям ТГУ, участвующим в эксперименте: юридическому и химическому. Соответственно, их темы были обозначены как «Подходы к обеспечению качества высшего юридического образования» и «Обновление химического образования в целях обеспечения технологического суверенитета страны». Из названий видно, что целью мероприятий было не только публичное представление промежуточных результатов реализации пилотных программ в ТГУ, но и выявление главных приоритетов для данных образовательных направлений в масштабах всей системы высшего образования в России.
«Как ни была бы красива стратегия, периодически вы должны смотреть на результаты»
Уинстон Черчилль
О ходе реализации пилотных программ ТГУ в оценках Комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию и о вопросах, связанных с ходом пилотного проекта в масштабах страны, озвученных на III Томском международном форуме «Преобразование образования», рассказывает в этом выпуске своего блога ректор ТГУ Эдуард Владимирович Галажинский.
– Эдуард Владимирович, наверное, вы согласитесь, что среди всего многообразия процессов, происходящих в классическом университете, главными являются образовательный и научно-исследовательский. Именно они и составляют его институциональную идентичность. И первый, и второй предполагают реализацию определенных стратегий. Чем выше статус университета, тем амбициознее должны быть стратегии. Насколько сильны стратегии Томского госуниверситета как одного из ведущих российских вузов и каковы текущие результаты их реализации? Оправдываются ли первоначальные надежды?
– Начну с образовательного процесса ТГУ. Если говорить в целом, то, конечно же, самая сильная его стратегия определяется участием нашего университета в пилотном проекте, связанном с трансформацией системы отечественного высшего образования. За полтора года эксперимента проделана колоссальная работа. На данный момент в ТГУ реализуются 42 пилотные программы: 27 программ базового высшего образования и 15 магистерских программ.
Несмотря на все трудности, свойственные любому эксперименту, наш университет уверенно запускает свои пилоты и поддерживает их на должной высоте и в оптимальном режиме. Нужно, однако, понимать, что за этим позитивом стоит повседневный труд большого количества сотрудников ТГУ, часто ненормированный, связанный с интеллектуальными, физическими и эмоциональными перегрузками. Они вовлечены не только в разработку содержания новых программ и новых форматов их реализации, но и в определение и наполнение смыслами их базовых принципов: фундаментальности, практико-ориентированности и других. Занимаются поиском стратегических партнеров пилотных программ и коммуникацией с ними, отработкой правового сопровождения программ, их экономической составляющей, анализом больших данных постоянно изменяющегося рынка труда и демографической ситуации в стране, наконец, составлением бесчисленных отчетов. Здесь нет накатанных путей, многое приходится делать действительно впервые, беря на себя огромную ответственность и повышенные риски. Кроме того, эксперимент по трансформации национальной системы высшего образования не может продолжаться слишком долго, так как страна остро нуждается в высококвалифицированных кадрах буквально во всех сферах своей деятельности. Найти в ограниченные сроки правильные подходы к организации системы высшего образования в целом и организации конкретных образовательных направлений в частности, да ещё и в столь непростое время, – сложнейшая задача, поставленная российским правительством перед Минобрнауки РФ и шестью университетами, в число которых входит и ТГУ.
Во многом чистота такого эксперимента обеспечивается качественным аудитом и обратной связью. Эти задачи, среди прочего, решала выездная томская сессия Комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию, о которой мы говорили ещё в прошлом выпуске блога. В рамках этой сессии состоялись сразу несколько круглых столов, где наряду с представителями центральной и региональной законодательной власти и томских вузов присутствовали и представители лидеров соответствующих отраслей – юридической и химической. Присутствовали и студенты. Два круглых стола были посвящены непосредственно двум образовательным направлениям ТГУ, участвующим в эксперименте: юридическому и химическому. Соответственно, их темы были обозначены как «Подходы к обеспечению качества высшего юридического образования» и «Обновление химического образования в целях обеспечения технологического суверенитета страны». Из названий видно, что целью мероприятий было не только публичное представление промежуточных результатов реализации пилотных программ в ТГУ, но и выявление главных приоритетов для данных образовательных направлений в масштабах всей системы высшего образования в России.
– О каких именно приоритетах шла речь?
– Некоторые из них носили общий характер и были актуальны для большинства образовательных направлений. Просто здесь они обсуждались применительно к юридическому и химическому высшему образованию. К таковым относятся, например, сотрудничество с отраслевыми партнёрами, внедрение большего количества практико-ориентированных занятий при соблюдении общего баланса между теорией и практикой, обеспечение быстрого входа в профессию ещё на стадии обучения и участия студентов в реальных проектах, создание новой модели образовательных стандартов с введением единого ядра для всех программ базового высшего образования.
Шла речь и о более широком запуске одногодичных магистерских программ, нацеленных на развитие узкопрофильных навыков. Например, исследовательских и управленческих компетенций. Вместе с этим были выделены и приоритеты, так сказать, более частного порядка. Если говорить о высшем юридическом образовании, то здесь впервые за долгое время особое внимание было уделено формированию у будущих юристов зрелой личностной позиции. Это означает, что помимо профессиональных знаний, в образовательных программах должен быть акцент на развитие морально-этических качеств, которые крайне важны для успешной работы в юридической сфере и соответствуют ожиданиям работодателей. Что касается высшего химического образования, то его развитие и обновление рассматривалось, как никогда, в теснейшей связке с укреплением технологической независимости страны.
– Почему, на ваш взгляд, именно сейчас возросла значимость морально-этических качеств для юриста? Почему это так важно для работодателей?
– Во-первых, законы становятся все сложнее, а общество требует от юристов не только знаний, но и честности. Люди ждут от них не просто выполнения формальных обязанностей, а действий, которые поддерживают доверие к правовой системе. Юристы – своего рода стражи справедливости, и если они нарушают моральные принципы, это подрывает доверие к праву в целом. Во-вторых, в эпоху интернета и быстрого обмена информацией репутация может пострадать за секунды. Если юрист проявляет непрофессионализм или действует неэтично, это сразу становится достоянием общественности. Работодатели понимают, что надежные юристы с высокими моральными стандартами – это защита от репутационных скандалов и проблем. Юридическая практика часто сталкивается с неоднозначными ситуациями, где одно лишь знание законов не всегда дает ясный ответ. Здесь на помощь приходит этика: она помогает определить, где проходит граница допустимого, и принимать решения, которые будут справедливыми не только с юридической, но и с моральной точки зрения.Наконец, работодатели сегодня хотят видеть в своих юристах не только специалистов, которые знают законы, но и тех, кто способен стать лидером, принимающим правильные решения. Юристы с высокими моральными стандартами умеют избегать ловушек и защитить интересы компании или организации, что делает их особенно ценными для бизнеса, государственных и общественных структур.
– Если говорить о химическом образовании, то каким образом можно достичь его «теснейшей связки» с укреплением технологического суверенитета страны?
– Формат круглого стола не позволил уточнить детали, вопрос обсуждался в целом. Однако могу предположить, что здесь существует целый спектр возможностей. Начну с того, что химическая промышленность является основой для многих отраслей – от производства материалов и фармацевтики до энергетики и сельского хозяйства. Подготовка высококвалифицированных химиков, владеющих передовыми методами и технологиями, позволяет создавать инновационные продукты и решения по замене импортных аналогов. Это особенно важно в условиях, когда международная экономическая обстановка требует от нас опоры на собственные силы и независимости.
Нужно иметь в виду, что университеты играют роль не только образовательных, но и исследовательских центров. Включение студентов в реальные исследовательские проекты позволяет проводить разработки, которые могут быть внедрены в промышленность. Это способствует созданию новых технологий, повышающих производственные мощности и конкурентоспособность страны на мировом рынке. Обновление химического образования через современные программы обучения с интеграцией практики и междисциплинарных подходов позволяет готовить специалистов, которые могут адаптироваться к новым вызовам и внедрять инновации. Укрепление технологического суверенитета невозможно без специалистов, способных эффективно работать с современными методами синтеза, анализа и производства. Обновление университетских программ и ввод в них элементов реальной практики и передовых технологий позволяет выращивать такие кадры. Такой подход требует создания целой экосистемы, где наука, производство и образование взаимодействуют в едином потоке.
– Почему именно эти два направления высшего образования в ТГУ – юридическое и химическое – стали предметом обсуждения и экспертной оценки во время выездной осенней сессии Комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию? Ведь в ТГУ, как уже было сказано вначале, функционируют более 40 пилотных образовательных программ по целому ряду направлений?
– На то есть несколько причин. Первая обусловлена тем, что эксперимент идёт всего лишь второй год. В зоне внимания экспертов могли быть только те программы, которые вошли в первый пул нашего пилота. Среди них были одна юридическая и две химические программы. Вторую причину можно назвать исторической, так как ТГУ как один из старейших университетов России известен своими глубокими традициями в обучении и научных исследованиях в таких областях, как юриспруденция и химия. Первый за Уралом юридический факультет был открыт в Императорском Томском университете еще в 1898 году. Первые кафедры химии также были открыты в нашем вузе более ста лет назад. Таким образом, юридическое и химическое направления подготовки в ТГУ уже давно «на виду» и привлекают экспертов, желающих изучить успешные модели и лучшие практики в образовании. Но есть и еще одно интересное совпадение. Председателем Комитета по науке и высшему образованию Госдумы РФ, проводившего в Томске выездную сессию, является Сергей Владимирович Кабышев, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор одной из кафедр Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина. Уже много лет он занимается вопросами совершенствования отечественной системы высшего образования в целом и юридического образования в частности. Его анализ ситуации всегда отличается свежим взглядом на проблемы и объективностью, а также умением видеть в ней «точки роста» с опорой на базовые ценности. Такой подход нам близок, поэтому для нас было очень важным его мнение как эксперта в отношении пилотной программы ТГУ «Юриспруденция».
Точно так же нам повезло и с экспертом по химической пилотной программе. Я имею в виду Александра Георгиевича Мажугу, первого заместителя председателя Комитета по науке и высшему образованию Госдумы РФ, известного российского химика, профессора химфака МГУ, профессора РАН, ставшего в свое время одним из самых молодых докторов наук по химии. Несколько лет он занимал пост ректора Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева. Его исследования в области медицинской и нанохимии стали настоящим прорывом: ученый разработал методы создания препаратов для диагностики и терапии. Его деятельность – это пример того, как исследователь может выйти за пределы лаборатории и повлиять на важные решения в масштабах страны.
Иными словами, оценку текущих результатов и перспектив развития юридического и химического направлений в ТГУ осуществляли люди, которые являются не только политическими деятелями, учитывая их думский статус, но и настоящими учеными и профессорами, имеющими большой опыт работы в университете. Поэтому их мнения и рекомендации были для нас очень важными.
– И как были оценены промежуточные результаты пилотных программ по этим двум направлениям, достигнутые Томским государственным университетом?
– Они были оценены достаточно высоко. Об этом можно судить по некоторым итоговым решениям, принятым участниками круглых столов. В частности, Сергей Кабышев предложил включить представителей ЮИ ТГУ в рабочую группу, занимающуюся подготовкой конкретных предложений по внесению изменений в федеральное законодательство и образовательные стандарты в рамках формирования новой модели высшего образования. Еще один вывод озвучил Александр Мажуга: Томску необходимо занимать центральные позиции в подготовке кадров по химическим специальностям. Можно предположить, что он пришел к нему не только в результате прослушивания на круглом столе отчета и.о. декана химического факультета ТГУ Алексея Князева о подготовке кадров для химической промышленности, но и посещения делегациями федеральных и региональных законодателей «Инжинирингового химико-технологического центра» в ОАЭ ТВТ «Томск».
– Эдуард Владимирович, давайте теперь обратимся к другому мероприятию, состоявшемуся недавно на базе ТГУ, и также имеющему прямое отношение к пилотным программам, только теперь уже в масштабах всей страны. Имеется в виду III Томский международный форум «Преобразование образования», состоявшийся в первой декаде ноября. Каковы ваши впечатления о нем? Какие вопросы стали ключевыми на этом форуме?
– По мнению организаторов, третий ежегодный форум «Преобразование образования» стал самым представительным по числу и разнообразию участников. А организовывал его наш университет в партнерстве с другими ведущими вузами страны и институтами развития образования при поддержке Минобрнауки РФ. Забегая вперед, скажу, что наш министр Валерий Николаевич Фальков в своем онлайн-приветствии, исходя из охвата и представленности участников, назвал форум «полноценным федеральным мероприятием» с международным статусом. Действительно, на форум прибыли наши коллеги из всех «экспериментальных» университетов. Только из Вышки прилетели 30 человек! Были руководители четырех ФУМО; большая команда Университета Банка России, Сбера, Альфа-банка, Национального агентства развития квалификаций, Ассоциации классических университетов России (АКУР). Присутствовали лидеры отраслей: представители нефтяной промышленности, IT, производства беспилотников и других сфер.
Всего в форуме, проходившем, как всегда, в гибридном формате, участвовали 164 университета. В том числе не только российские, но и китайские и бразильские вузы. То, что происходит сейчас в системе высшего образования в России, интересно многим зарубежным образовательным структурам. Особенно партнерам по межгосударственному объединению БРИКС. Уровень включенности профессиональных сообществ действительно был очень высоким. На главных площадках ТГУ форум работал три дня одновременно по четырем основным трекам, с которыми можно познакомиться на сайте форума. Архитектура форума была весьма разветвленной: это различные лаборатории, дискуссионные панели, круглые столы, экспертно-проектировочные сессии, мастер-классы. Что касается ключевой темы форума, ею стало обновление модели профессионализации и карьерных стратегий молодежи в практиках университетского образования.
– С каким посланием вы обратились к участникам этого форума?
– В начале пленарного заседания мне показалось важным озвучить несколько тезисов. Во-первых, на форуме собралось сообщество людей, которые действительно готовы взять ответственность за судьбу российского высшего образования, разделив ее с Минобрнауки РФ. Любая норма складывается и легитимизируется, в том числе, и в обсуждениях с профессиональным сообществом и лидерами отраслей. И в этом смысле то представительство, которое имело место на форуме, и тот интерес, который был проявлен к нему со стороны общественности, были беспрецедентны.
Во-вторых, предстояло найти ответ на сложнейшие вопросы. В частности, на вопрос о том, как ведущим российским университетам, участвующим в пилоте и имеющим разные образовательные традиции, сложить новую модель высшего образования, которая бы подошла для всей страны. И какие институциональные механизмы нужно положить в основание изменения всей национальной системы высшего образования.
Третий момент – это то, что в форуме участвовали лидеры отраслей, без которых, как оказалось, невозможно сформировать необходимые подходы к новой модели высшего образования. И только вместе с ними можно пересобрать под новые фронтирные задачи и новую рамку квалификаций. Залогом возможности решения этих задач стало и погружение в процесс изменений представителей профессиональных федеральных учебно-методических объединений. Наконец, еще одним промежуточным выводом для участников пилота стало то, что его успешная реализация невозможна без настоящего исследовательского сопровождения, осуществляемого в сетевом формате. Эта исследовательская сеть, куда входят все ведущие пилотные вузы и их институты развития образования, профессионально думает над тем, что сейчас происходит в изменяющейся системе, запускает экспериментальные линии. При этом мы с вами понимаем, что закладываемое нами сегодня даст настоящую отдачу в масштабах всей страны, возможно, только через три, пять, а может быть и через десять лет. Но это – зона ответственности нашего профессионального сообщества.
Я также сказал о том, хотя и осторожно, что на уровне страны уже принято решение о разработке стратегии развития образования до 2040 года, причем непрерывного: от общего, средне-специального до высшего профессионального, непрерывного и дополнительного образования. По поручению Президента РФ Владимира Владимировича Путина мы должны выдать к 1 марта 2025 года ни много ни мало стратегию развития всей системы образования. Получается большая и очень сложная системная история. Материалы нашего форума должны лечь в основание этой работы, которая будет затем институализирована и закреплена нормативно на самом высшем уровне. Иными словами, форум в Томске – это не просто разговор о наших внутренних профессиональных проблемах, но разговор с основными стейкхолдерами.Это мозговой штурм, экспертная дискуссия по поводу ответственного выбора трансформации всей национальной системы образования.
– Какие установки форуму дал его главный заказчик – Минобрнауки РФ – в лице министра Валерия Фалькова?
– Валерий Николаевич обратил наше внимание на несколько моментов. Начал он с того, что за последние 30–35 лет не было такого сильного давления рынка труда на университеты, как сейчас. Если раньше больше говорилось о том, сколько специалистов и каким отраслям требуется, то сегодня работодателей не меньше интересует качественная подготовка выпускников вузов. Сложность состоит в том, что система высшего образования оперирует в основном линейными прогнозами по рынку труда, которые чаще всего основаны на представлениях работодателей о том, кто им нужен сегодня. Ну, плюс минус на ближайшие 5–10 лет. Министр заметил, что это, безусловно, лучше, чем ничего, но призвал университеты по-настоящему активно включиться в исследование рынка труда в широком смысле, в поиск его долгосрочных тенденций наряду с краткосрочными и среднесрочными, а не просто ждать тот или иной прогноз от кадровых агентств и рекрутинговых компаний, чтобы потом перестраивать под него всю свою работу. Вузы должны изучать рынок труда профессионально как в собственных регионах, так и в макрорегионах, на которые они ориентируются. В качестве успешного примера министр привел Лабораторию исследований рынка труда ВШЭ под началом Сергея Юрьевича Рощина, проректора по учебной работе Вышки, который, кстати сказать, приезжал на наш форум.
Еще одна проблемная ситуация, обозначенная министром, связана с необходимостью обеспечения университетами ускоренного выхода студентов на рынок труда и повышения их мотивации к работе в соответствии с получаемой в вузе подготовкой. Такие задачи были поставлены университетам – участникам пилота. Валерий Николаевич подчеркнул, что лучшие предложения по их решению и от участников томского форума Минобрнауки готово сразу использовать в своей практике.
И третья фокусировка со стороны министра – это развитие системы дополнительного образования и в самом широком понимании, и как отдельного рынка образования. Этот рынок специфический, требующий от университетов другой организации своей деятельности, иногда даже других преподавателей, других навыков управленческого персонала. Но сегодня в России не так много университетов, чувствующих себя комфортно на этом рынке. И вот здесь в качестве успешного примера был назван уже Томский государственный университет как один из операторов программы «Содействие занятости» в рамках федерального проекта «Демография», научившийся оперативно и качественно осуществлять переподготовку кадров и повышение их квалификации по запросам рынка труда.
– Готов ли ТГУ продуктивно решать и другие две задачи, сформулированные министром, о которых вы сказали выше?
– Не просто готов, а уже решает. Причем с помощью самых современных методов и технологий. Скажем, лаборатория прикладного анализа больших данных ТГУ под руководством Вячеслава Гойко изучает не только количество требуемых «здесь и сейчас» вакансий, но и развитие профессий на рынке труда. Огромное количество компаний публикуют на сайтах в соцсетях свои вакансии, необходимые характеристики, навыки и компетенции для кандидатов и так далее. Оставляют цифровые следы и сами кандидаты на вакансии. Лаборатория аккумулирует и анализирует все эти данные, делая соответствующие прогнозы различного характера и срочности. Создана специальная платформа «РосНавык», благодаря которой можно увидеть как исчезающие, так и только формирующиеся тренды на рынке труда, чтобы учитывать их при разработке новых и пересборке уже существующих университетских образовательных программ.
Что касается обеспечения ускоренного выхода студентов на рынок труда, то большей частью пилотных образовательных программ ТГУ предусмотрено получение обучающимися дополнительных квалификаций уже на 2 и 3 курсах. И это самые современные дополнительные квалификации, актуальные для многих отраслей промышленности и других сфер. Так что и этот тренд мы заметили одни из первых.
– Получается, что Томск и, прежде всего, Томский государственный университет находятся в эпицентре событий, связанных с трансформацией национальной системы высшего образования?
– Да. Сегодня это одно из мест «сверки часов» о ходе такого важнейшего процесса, происходящего в нашей стране, как кардинальное обновление системы высшего образования. И всем нам нужно это осознать и стремиться удерживать эту планку и дальше.
Источник: Новости ТГУ
(Нет голосов) |
(0 голосов) |