Глава МИДа Сергей Лавров выразил благодарность генеральному секретарю Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Дмитрию Мезенцеву, полномочия которого истекают 31 декабря. Ранее высокую оценку российскому представителю дали главы правительств государств - членов ШОС. О том, за что была поставлена столь высокая оценка и что удалось сделать за это время, Дмитрий Мезенцев рассказал корреспонденту "Известий" Наталье Башлыковой.
- Дмитрий Федорович, истекает срок ваших полномочий на посту генсека ШОС, организацию вы возглавляете с 2013 года. За это время стала ли ШОС более эффективной, расширила ли свое влияние на международной арене?
- На этот вопрос легко отвечать обоснованно. Ключевым примером здесь могут быть итоги прошедшего под председательством президента России Владимира Путина саммита в Уфе, где были приняты решения, масштаб и значение которых даже в проекции ближайших 10-15 лет трудно переоценить. Прежде всего это Стратегия-2025. Этот документ не просто масштабный план будущих действий организации до 2025 года, но и заявление на более весомое позиционирование ШОС в регионе и более активное участие в международной повестке дня.
Документ имеет базовые разделы, где определены задачи по взаимодействию и обеспечению региональной безопасности и стабильности, борьбе с силами трех зол - экстремизмом, терроризмом и сепаратизмом, а также трансграничной преступностью, незаконным оборотом оружия, наркотиков и незаконной миграцией. Стратегия также предопределяет новое качество взаимодействия в торгово-экономической сфере, что подтверждает все большую востребованность его в рамках ШОС. И требует от сторон более активного участия в сотрудничестве.
Приняты новая программа, определяющая взаимодействие по борьбе с терроризмом, ряд других ключевых решений, в том числе определивших начало присоединения Индии и Пакистана к ШОС в качестве полноправных членов. Повышен статус Белоруссии до государства-наблюдателя, Азербайджан, Армения, Камбоджа и Непал стали партнерами по диалогу ШОС.
Если говорить о практическом, стержневом содержании работы, то, полагаю, изменилось, упрочилось прежде всего качество взаимодействия стран-основательниц. Появился иной уровень сотрудничества, доверия, внимания между ШОС и государствами-наблюдателями. Уже привычным для нас стало их участие в диалоге практически на всех ведомственных и министерских площадках, а их больше двадцати...
Такую практику отношений стран-основательниц с наблюдателями, партнерами по диалогу подтвердила и министерская конференция по вопросам безопасности, которая прошла под председательством министра иностранных дел России Сергея Лаврова 1 июня. В выступлениях глав внешнеполитических ведомств, высоких представителей 14 стран шосовской семьи прозвучали реалистичные, точные оценки вызовов и угроз, стоящих перед евразийским континентом.
Танков в ШОС нет, ракет нет - а как тогда обеспечивать безопасность? Но в том и состоит искусство глав государств, министров иностранных дел и всех заинтересованных участников внутришосовского диалога, чтобы опираться прежде всего на огромный политико-дипломатический потенциал ШОС и обеспечивать стабильность региона. Высока и роль антитеррористической структуры в ШОС. - Почему борьба с терроризмом и экстремизмом остается основным вектором работы ШОС? Что можно отметить на других направлениях сотрудничества?
- Обстановка на границах региона сегодня стремительно меняется, она серьезно осложнилась на Ближнем Востоке. Вопросы борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом находятся под пристальным вниманием международного сообщества, и ответом ШОС на эти вызовы и угрозы безопасности является активизация взаимодействия в рамках встреч и совещаний секретарей совбезов, министров обороны, генеральных прокуроров, судей верховных судов, министров внутренних дел и общественной безопасности.
Совсем недавно у нас создан еще один новый инструмент - механизм взаимодействия министерств юстиции. Таким образом, в ШОС налажено сотрудничество в том числе структур, отвечающих за мониторинг законоприменительной практики, что позволяет вести регулярный обмен опытом и информацией.
Кроме того, стоит отметить, что ШОС борется с трансграничной организованной преступностью и незаконным оборотом оружия и наркотиков, а также с нелегальной миграцией. Кстати, институт взаимодействия национальных служб, которые борются с незаконным оборотом наркотиков, - один из самых сильных в ШОС.
Торгово-экономическое и культурно-гуманитарное направления - также приоритеты ШОС. Скажу так: работа сторон в этих сферах соотносима с практической деятельностью каждого государства-основателя, что позволяет, продвигая национальные интересы, обеспечивать единство совместных планов.
- Когда можно ожидать появления Банка развития ШОС и планов по зоне свободной торговли? Что это даст организации?
- На заседании Совета глав правительств государств - членов ШОС под председательством китайской стороны 14-15 декабря было принято решение, подтвердившее значимость для организации своих финансовых механизмов. В первой половине 2016 года под председательством Киргизии министры финансов и главы центральных банков шести стран, отвечая на поручения глав правительств, представят в адрес сторон предложения, каким может, должно быть и будет взаимодействие в поддержке и сопровождении проектной деятельности, финансирование многих инфраструктурных проектов на пространстве организации.
- Какая из стран-участниц сегодня заинтересована в развитии ШОС в большей степени? Или партнерство можно назвать равным?
- Понятно, что существует различие потенциалов, масштабов национальных экономик, объемов золотовалютных резервов у стран - основательниц организации. Но в практике взаимодействия партнеры по ШОС с безупречным уважением относятся к мнению и инициативам каждого. Это один из важнейших принципов, это как писаное, так и неписаное правило объединения. Сегодня сказать, что кто-то лидирует по числу инициатив, а кто-то отстает, - нельзя. Каждая страна, особенно в год председательства, стремится использовать дополнительные возможности, представить новое, воспользоваться правом делать жизнь организации более насыщенной и интересной.
Так было и в год российского председательства. На саммите в Душанбе Владимир Путин представил план председательства страны в ШОС, который включал свыше 100 масштабных мероприятий. Так же активны были в год своего председательства Таджикистан (2014), Киргизия (2013), КНР (2012). В год десятилетия ШОС - Казахстан (2011). В организации помнят успешную работу команды Узбекистана в 2010 году. Так в ШОС всегда.
- Как негосударственные механизмы ШОС включены в общую работу? Что это за структуры?
- Деловой совет, как и межбанковское объединение ШОС, в соответствии с принятым в свое время решением высших руководителей не просто состоялся - без их деятельного участия представить сотрудничество представителей стольких государств уже невозможно. В десятый раз в марте этого года в Ханты-Мансийске собрались эксперты из всех стран шосовской семьи под эгидой форума ШОС. Это была дискуссия людей авторитетных, во многом независимых, точно и остро чувствующих время. Эти встречи на так называемой второй дорожке организации дополняет сегодня работа Молодежного форума (сетевого Университета ШОС), все большее внимание привлекает к себе и Энергоклуб. Организация хочет заявлять о себе и на крупных дискуссионных площадках, международных экономических форумах в Астане, Санкт-Петербурге, Сиане и Харбине, а в 2016 году, возможно, и в Сочи, и во Владивостоке.
- Каковы перспективы расширения ШОС? У кого из претендентов на вступление выше шансы?
- В соответствии с решением глав государств, принятым в год российского председательства, членами ШОС вскоре станут Индия и Пакистан. То взаимодействие с Ираном, которое сложилось у организации, особенно за последние 2-3 года, заинтересованность, которую проявляет иранская сторона, убежден, - основа нового качества и глубины сотрудничества этой страны с объединением.
- Это будет способствовать решению вопроса о вступлении Ирана в ШОС?
- На самом первом этапе становления ШОС были прописаны условия, по которым страна, находящаяся под санкциями Совбеза ООН, не может получить статус полноправного члена. В организации желают успеха Ирану в полном завершении работы по иранской ядерной программе, чтобы необходимые юридические процедуры для снятия санкций были реализованы как можно более оперативно. Верю, что после этого организация безотлагательно вернется к рассмотрению заявки Ирана на получение статуса полноправного члена.
- А что касается других государств, например Монголии и Белоруссии?
- Полагаю, наши друзья считают, что потенциал работы Монголии в статусе страны-наблюдателя еще не исчерпан. Белоруссия только что получила статус наблюдателя. Впервые на встрече глав правительств в декабре глава белорусской делегации представил в своем докладе подходы и позиции сторон по вопросам торгово-экономической повестки дня в Чжэнчжоу. Это весомое дополнение практики международного позиционирования Белоруссии.
Что касается Азербайджана, Армении, Непала, Камбоджи, то эти страны получили статус партнера по диалогу ШОС в соответствии с решением лидеров государств, принятым в Уфе. С Азербайджаном, Арменией, Непалом новому генсекретарю еще предстоит подписать меморандум о предоставлении этого статуса по диалогу ШОС. С вице-премьером, министром иностранных дел Камбоджи такой документ был подписан в октябре на полях 6-го Евразийского экономического форума в Сиане. В практике объединения существует правило этапности, в соответствии с которым страны вступают в организацию с "первой ступени".
- Сирия, Афганистан и Иран все-таки достаточно нестабильные регионы. Не принесут ли они нестабильность в ШОС?
- Сирией заявка подана только в этом году. Сложная обстановка в Сирии является сейчас главным фактором, который должен учитываться при рассмотрении. Прежде всего давайте пожелаем Сирии, чтобы на ее землю пришел мир и чтобы тысячи людей как можно быстрее забыли о тех тяготах, лишениях, потерях, которые они вынуждены переживать.
Почему вы готовы рассматривать обстановку в Сирии и вокруг Ирана, используя один шаблон? Мы уже говорили о растущей включенности Афганистана и Ирана в состав стран ШОС. Иран - стабильное государство с богатой многовековой историей,культурой и традициями. С сожалением еще раз подчеркну, что единственным юридическим препятствием началу присоединения ИранакШОСяв-ляются санкции ООН.
Если говорить об Афганистане, то на пекинском саммите в 2012 году президентами государств-членов было принято по-своему беспрецедентное решение о предоставлении Афганистану статуса наблюдателя при ШОС, минуя статус партнера по диалогу. И тогда же в одной из деклараций саммита было подчеркнуто, что ШОС видит решение "афганского вопроса" при центральной координирующей роли ООН. Государства шосовской семьи помогают этой стране и в двустороннем формате. Афганистану нужна системная поддержка и помощь, это хорошо понимают на пространстве ШОС.
- По мнению ряда экспертов, ШОС рассматривается как инструмент противодействия военному присутствию США в этом регионе. Вы с этим согласны? И чувствуете ли вы это противодействие?
- Не согласен, потому что и изначально, и сегодня государства-создатели не противопоставляли ШОС кому бы то ни было. Подобная позиция скорее экспертный ход. Задача ведь не в том, чтобы кому-то что-то противопоставлять. Мы сегодня видим, XXI век характеризуют сложнейшие процессы, обстановке в мире не хватает сбалансированности. Владимир Путин многократно отмечал необходимость видеть мир сегодня, а тем более завтра многополярным. Такой подход отмечен декларацией Уфимского саммита ШОС, в которой представлена также позиция организации и в оценке взаимодействия сторон ШОС за ушедшие годы, обозначены задачи на будущее. Легко читается, что государства-основатели видят мир многополюсным, а роль ООН по-прежнему весомой и значимой.
- Придет ли ШОС к созданию своей парламентской структуры, как в Совете Европы, ОБСЕ или НАТО?
- В свое время в ШОС рождалась парламентская составляющая, не формализованная, но фактическая. В 2007 году вместе с коллегами по Федеральному собранию я участвовал в работе по обеспечению встречи глав национальных парламентов в Москве. Тогда спикеры договорились встречаться регулярно. Полагаю, что в свое время и к этой договоренности стороны вернутся.
- Можно сказать, что, став представителем Сахалинской области в Совете Федерации, вы поможете этот диалог возобновить?
- Решать такую задачу можно только в команде. Именно такая работа была для меня за прошедшие три года главным делом в соответствии с решением о моем утверждении в должности генсекретаря организации, принятым главами государств - основателей ШОС на Пекинском саммите в 2012 году.
Что касается моей деятельности в Совете Федерации, то я уже буду участвовать в первом январском заседании. Считаю задачу поддержки планов социально-экономического развития Сахалинской области для себя приоритетной и важнейшей. Тот опыт и система взаимодействия, которые были наработаны еще в рамках делового совета ШОС (Дмитрий Мезенцев возглавлял совет с 2006 по 2012 год. - "Известия") и во взаимодействии стран шосовской семьи, полагаю, могут быть востребованы к взаимной выгоде и на сахалинской земле, и в парламенте. Поддерживаю начинания губернатора в том, чтобы сделать регион более привлекательным как для инвесторов, так и для туристов. Эта российская земля такого отношения заслуживает.
Источник: Известия