Выступление и ответ на вопрос СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии П.Сиярто, Москва, 3 октября 2018 года
Уважаемые дамы и господа,
Мы подробно обсудили наши двусторонние отношения, региональную, европейскую и международную проблематику с учетом и в русле тех договоренностей, которые были достигнуты на встрече Президента России В.В.Путина и Премьер-министра Венгрии В.Орбана в Кремле 18 сентября. Наметили конкретные меры для эффективного и оперативного выполнения этих договоренностей.
Констатировали позитивные тенденции в товарообороте, который за первые месяцы этого года уже увеличился на 30 % и достиг почти 4 млрд.долл.США.
Рассмотрели ход реализации крупных проектов, включая строительство Госкорпорацией «Росатом» двух новых энергоблоков АЭС «Пакш», которая без преувеличения имеет стратегическое значение, в том числе ввиду его высокотехнологичного характера. Его осуществление, по нашему убеждению, укрепит энергетическую безопасность Венгрии, придаст дополнительный импульс созданию рабочих мест и в целом развитию национальной экономики.
У нас также успешно продвигаются другие совместные инициативы, включая модернизацию российскими специалистами вагонов для будапештского метрополитена, а также нашу совместную работу на рынках других стран. Совсем недавно был подписан контракт о совместной поставке нашими компаниями в Египет 1300 пассажирских железнодорожных вагонов.
Все эти вопросы, а также другие планы на перспективу будут подробно рассмотрены на очередном заседании российско-венгерской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, которую Министр внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии П.Сиярто возглавляет вместе с Министром здравоохранения Российской Федерации В.И.Скворцовой. Заседание состоится 22 октября в Будапеште.
Мы также договорились ускорить учредительное заседание новой двусторонней Межправительственной комиссии по региональному сотрудничеству между регионами России и Венгрии.
У нас расширяются гуманитарные контакты. На прошлой неделе состоялись дни Будапешта в Москве и в Санкт-Петербурге. Принята и реализуется Программа сотрудничества между Министерством культуры Российской Федерации и Министерством социальных ресурсов Венгрии на 2018-2020 годы.
В венгерских высших учебных заведениях начали стажировку 200 российских студентов. Венгерские студенты в свою очередь обучаются в российских университетах. Мы с удовлетворением отмечаем интерес Венгрии к изучению русского языка.
Из международных вопросов уделили внимание положению на Ближнем Востоке и Севере Африки, включая ситуацию в Сирии, Ираке, Ливии, Йемене. Помимо задач, которые стоят перед международным сообществом по урегулированию этих кризисов, мы рассказали, как Российская Федерация старается помогать, в частности, в преодолении сирийского конфликта.
Россия и Венгрия обеспокоены положением христиан, которые существенно страдают в результате происходящего в этом неспокойном регионе. Договорились продолжить практику проведения в рамках заседаний ОБСЕ, Совета ООН по правам человека, других органов международных организаций специальных мероприятий, которые посвящены защите христиан на Ближнем Востоке.
Говорили об Украине. Венгрия и Россия, как и все другие страны мира, выступают за полное выполнение Минских договорённостей. Наряду с этим у нас общая обеспокоенность в связи с проводимой официальными властями Киева линии на «украинизацию» образования, ущемление прав национальных меньшинств, прежде всего языковых прав вопреки тем обязательствам, которые Украина взяла на себя в рамках соответствующих международных конвенций.
В целом мы удовлетворены итогами наших переговоров, которые мы продолжим за рабочим обедом.
Вопрос: Как Вы видите перспективы энергетического сотрудничества между ЕС и Россией с учётом того, что не все хотят, чтобы российские трубы, газопроводы строились в Европе?
С.В.Лавров: У нас очень насыщенные энергетическое сотрудничество и энергетический диалог с ЕС. Был период, когда энергодиалог был одним из 20 секторальных диалогов, что подчёркивает в принципе богатство отношений, существовавших между Россией и ЕС в рамках стратегического партнёрства. К сожалению, сейчас такие полноценные диалоги заморожены, в том числе и энергодиалог, охватывавший нефть, газ, электроэнергетику, атомную энергетику, возобновляемые источники энергии. Вместе с тем разговоры прежде всего по углеводородам и особенно по газу никогда не прекращались, в частности, касательно проектов «Северный поток-2», «Турецкий поток», «Южный поток», участвовать в котором, к сожалению, Еврокомиссия запретила Болгарии и другим заинтересованным странам. Был, конечно, и разговор относительно транзита российского газа через Украину.
Сейчас, когда Украина доказала свою ненадёжность в качестве транзитера, когда газотранспортная система Украины находится в достаточно тревожном состоянии, как вы знаете, наша компания «Газпром» вместе с партнёрами из европейских стран соорудила первую ветку «Северного потока», уже начинается строительство «Северного потока-2». На этот счёт все необходимые разрешения получены. Также есть возможность для «Турецкого потока» стать не только российско-турецким проектом, но и проектом с участием ЕС, заинтересованных стран, разумеется, при наличии гарантий, что не будет повторения того, что произошло с «Южным потоком».
Вы абсолютно правы, у проектов, связанных с сооружением российских трубопроводов для доставки российского газа европейским потребителям, есть противники. Главный из них находится не в Европе, а за океаном. Мы все это знаем – США публично говорят, что не надо строить «Северный поток-2», поскольку он «усугубит» некую зависимость Европы от Российской Федерации. Зависимость всегда бывает взаимной. Как можем мы рисковать нашими поставками потребителям, на которых приходится огромная часть нашего экспорта углеводородов? Россия всем своим опытом, историей нашего взаимодействия в этой сфере с ЕС никогда не давала повода обвинить себя в том, что она является ненадёжным поставщиком. Имевшие место кризисы были связаны, прежде всего, с поведением транзитных стран.
Завершая свой ответ на Ваш вопрос, хочу сказать, что мы исходим из того, что европейские страны будут принимать решения о целесообразности или нецелесообразности своего участия в том или ином проекте на основе сравнения конкурентных преимуществ того или иного поставщика. У России имеются такие конкурентные преимущества, о них хорошо известно. По крайней мере, наши венгерские партнёры заинтересованы в том, чтобы наше взаимовыгодное надёжное устойчивое сотрудничество продолжалось. Уверен, что если все остальные страны ЕС будут руководствоваться экономическими соображениям, интересами своей собственной страны, а не политизированными идеологизированными подходами, которые навязываются извне, это будет к выгоде всех европейских стран.