Год назад крупнейшая за последние десятилетия программа поддержки российских вузов "Приоритет-2030" перенесла акцент с академического на технологическое лидерство вузов. Социально-экономические вузы нашли свое место в новом "Приоритете".
Кто-то пошел по пути сервисной функции - трансляции запросов региональной власти и "нетехнологичного" бизнеса к индустриальным партнерам, осмыслению зарубежного опыта и трансфера его на отечественную почву - своеобразное интеллектуальное брокерство. Часть вузов начала собственную форсированную технологизацию (преимущественно в цифровом плане), насколько хватило средств и инфраструктурных возможностей. Небольшая группа университетов поверила в то, что социальные технологии, социальная инженерия также будут признаны в качестве элементов технологического лидерства.
МГИМО сделал ставки на все три трека развития: содействие технологическому трансферу, внутренней и социальной технологизации. Время покажет, сможем ли удержать это триединство университетской стратегии.
С чем столкнулись вузы, выбравшие схожие стратегии? С отсутствием привычки и умения ведомств и корпораций сделать конкретный запрос университету.
Только те из представителей корпораций и чиновников, кто уже десятилетиями взаимодействовал с академической средой или сам имеет корни в вузовской системе, готовы работать с университетом, стремящимся к взаимодействию. В большинстве случаев, прежде чем получить запрос, вуз должен сам же его и сформулировать, но в этом нет ничего плохого! Начинается медленный процесс понимания корпоративным и государственным сектором ценности университетов.
Год назад крупнейшая за последние десятилетия программа поддержки российских вузов "Приоритет-2030" перенесла акцент с академического на технологическое лидерство вузов. Социально-экономические вузы нашли свое место в новом "Приоритете".
Кто-то пошел по пути сервисной функции - трансляции запросов региональной власти и "нетехнологичного" бизнеса к индустриальным партнерам, осмыслению зарубежного опыта и трансфера его на отечественную почву - своеобразное интеллектуальное брокерство. Часть вузов начала собственную форсированную технологизацию (преимущественно в цифровом плане), насколько хватило средств и инфраструктурных возможностей. Небольшая группа университетов поверила в то, что социальные технологии, социальная инженерия также будут признаны в качестве элементов технологического лидерства.
МГИМО сделал ставки на все три трека развития: содействие технологическому трансферу, внутренней и социальной технологизации. Время покажет, сможем ли удержать это триединство университетской стратегии.
С чем столкнулись вузы, выбравшие схожие стратегии? С отсутствием привычки и умения ведомств и корпораций сделать конкретный запрос университету.
Только те из представителей корпораций и чиновников, кто уже десятилетиями взаимодействовал с академической средой или сам имеет корни в вузовской системе, готовы работать с университетом, стремящимся к взаимодействию. В большинстве случаев, прежде чем получить запрос, вуз должен сам же его и сформулировать, но в этом нет ничего плохого! Начинается медленный процесс понимания корпоративным и государственным сектором ценности университетов.
Тормозом внутренней технологизации вузов стала объективно тонкая прослойка EdTech в российской экономике и образовании, что ведет к однотипности желаемых/внедряемых решений для вузов. Оригинальные же решения, как правило, локальны, и насыщенность ими рынка - слабая. Отсутствие яркого отечественного лидера EdTech размывает фокус внутривузовской технологизации. Степень проникновения ИИ в образовательный процесс, в том числе в неформальное студенческое и преподавательское творчество, явно обогнала попытки его регламентации в вузах. Генеративный интеллект стал социальным аналогом мобильного телефона, фоновым явлением.
Вузы традиционно видят социальные технологии в сфере собственного управления, технологического предпринимательства и молодежной политики. Это актуально, но возможности применения социальной инженерии гораздо шире. Моделирование и прогнозирование больших социумов и явлений - от устойчивого развития до потребительского поведения, от восприятия чужой культуры до трансфера кадров в сфере высокотехнологичных отраслей. Искренне рад, что нам удалось начать такой проект с коллегами-демографами из РАН.
Технологическое лидерство, пусть пока механистически, но заставило сегменты естественно-научного, инженерного и социального знания сблизиться. Перефразирую Рене Декарта: как и мозг, университет - инструмент познания и не может быть разделен непроходимыми барьерами.
Источник: Российская газета