Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Алексей Мешков

Чрезвычайный и Полномочный посол РФ во Французской Республике и по совместительству в Княжестве Монако, член РСМД

 «Международная жизнь»: Алексей Юрьевич, в европейских СМИ, в частности французских, проскальзывает мысль, будто Кремль играет против европейцев. По вашему мнению, с чем связаны появляющиеся в последнее время такого рода агрессивные настроения в отношении России?

Алексей Мешков: Не могу согласиться с тем, что в отношении России в Европе появились настроения, которые можно охарактеризовать как агрессивные. В той же Франции. Мои последние контакты с французскими представителями, в том числе с депутатами Национального собрания и верхней палаты - Сената Франции, оставили впечатление об искренней заинтересованности французской стороны в углублении и укреплении отношений России не только с отдельными странами Европы, но и с нашим стратегическим партнером - Европейским союзом. Именно исходя из такой взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества, в том числе по линии наращивания контактов между людьми и формирования единого правового и гуманитарного пространства в Европе, мы выстраиваем нашу внешнюю политику на европейском направлении. У этой линии есть противники, но они в явном меньшинстве.

«Международная жизнь»: В течение последних лет ЕС переживает глубокий кризис, не только экономический, но и институциональный, моральный. Могла ли Европа еще лет десять назад пойти по иному пути и избежать нынешнего развития событий?

А.Мешков: Введение в 2002 году в обращение единой валюты евро и масштабное расширение в 2004 году ЕС в восточном направлении были восприняты в качестве апогея 20-летнего, достаточно динамичного процесса евроинтеграции как «по вертикали», так и «по горизонтали». Острые кризисы, постигшие Европейский союз - институциональный (2005-2009 гг.) и финансово-экономический (2008-2009 гг.), - вскрыли системную разбалансировку, которая отразилась на всех областях развития и политики ЕС.

Сегодня на Западе говорят о нарушении гомогенности в ЕС-28, признаках существенной дифференциации интересов стран - членов Евросоюза, нарушении баланса между стратегиями развития интеграции «вширь» и «вглубь». Указанные факторы, по признанию политологов, оказывают влияние на состояние сферы экономической интеграции, включая ее социальные аспекты. Не прекращаются дискуссии в отношении путей преодоления кризисных явлений в ЕС, в том числе потребности в новых институциональных реформах. В Европе открыто стали говорить о нарастании евроскептицизма и даже «евроцентробежных тенденций».

Сегодня сложно судить о том, мог ли Евросоюз пойти по иному пути десять лет назад. Как известно, история не имеет сослагательного наклонения. Одно совершенно ясно - ЕС вступил в новый, весьма сложный период своего развития. Он существенно отличается от предшествующего. Евроинститутам и странам-членам, несомненно, потребуется определенное время, чтобы адаптироваться к современным реалиям евроинтеграции.

«Международная жизнь»: Может быть, евроскептики окажутся провидцами, а центробежные тенденции станут реальностью?

А.Мешков: Действительно, сегодня Европа переживает не лучшие времена.

Средние показатели по странам Евросоюза: в текущем году рост ВВП ожидается не выше 1,8% (по сравнению с 4,3% докризисного, 2008 г.), инфляция - 1,6%, безработица составляет около 20 млн. человек, при этом среди молодежи до 25 лет в отдельных странах ее уровень достигает 55%. За чертой бедности сегодня находится около 16% населения ЕС.

Как долго будут продолжаться кризисные явления на пространстве ЕС, а также ощущаться их последствия, сегодня не возьмется предсказать никто.

В этих условиях евросообщество предпринимает активные усилия по поиску путей выхода из создавшейся ситуации. Ужесточается бюджетно-финансовая дисциплина, осуществляется поиск резервов для стимулирования экономического роста и создания новых рабочих мест, изучается возможность реформирования институтов Евросоюза. С учетом такой активности и общего настроя на сохранение жизнеспособности Евросоюза центробежные силы в этом политико-экономическом образовании, по-видимому, удастся нейтрализовать.

Ответ на этот вопрос я бы подытожил так - слухи о скором распаде Европейского союза, как нам представляется, преждевременны.

«Международная жизнь»: Не считаете ли вы, что главная причина кризиса заключается в стремительном расширении Евросоюза, в том числе за счет экономически недостаточно развитых восточноевропейских государств?

А.Мешков: Главная причина, безусловно, не в этом. Стремительное расширение ЕС, конечно, сыграло свою роль, причем весьма существенную. Если хотите, фактор «безоглядного» продвижения на Восток стал важной составляющей в совокупности причин охватившего Евросоюз финансово-экономического кризиса. Наглядным подтверждением такого вывода могут служить все активнее разворачивающиеся в последнее время в странах ЕС дискуссии на тему ядра и периферии, Севера и Юга, еврозоны и всех остальных, «Европы двух скоростей».

Расширение ЕС, трактуемое Брюсселем в категориях распространения ареала мира, демократии и экономического благосостояния, происходило во многом без учета реальной степени готовности кандидатов к вступлению в Евросоюз, их фактического соответствия требованиям, которые выдвигались перед ними Брюсселем. Новых членов в 2004 и 2007 годах зачастую принимали как бы авансом, имея в виду, что они потом многое исправят и подтянутся к высоким стандартам. Как мы видим, удалось это далеко не всем.

Осмысление Евросоюзом опыта предыдущих этапов еврорасширения свидетельствует о признании «старой Европой» системной ошибки в стратегических расчетах геополитических амбиций ЕС и его интегрирующих способностей. Как следствие, экономические трудности заставляют сейчас Евросоюз заботиться в первую очередь о спасении нынешних членов (к Греции, Португалии и Ирландии могут добавиться другие страны), а энтузиазма насчет дальнейшего расширения у еэсовцев, похоже, поубавилось.

Ведь не секрет, что решения о расширении Евросоюза в 2004 и 2007 годах принимались в значительной степени по политическим соображениям. Расчет, видимо, делался на то, что новые члены ЕС при поддержке из еэсовских фондов смогут достаточно быстро решить многие социально-экономические проблемы и преодолеть разрыв в уровне экономического развития с остальными государствами-членами. Однако жизнь показала, что на это уйдут еще многие годы. Конечно, эта неоднородность лишь добавляет несбалансированность в экономическую конструкцию Евросоюза, осложняет выход из продолжающегося финансово-экономического кризиса.

Со своей стороны мы не раз подчеркивали заинтересованность в стабильном, сильном и целостном Евросоюзе. ЕС - наш ключевой торгово-экономический партнер, и мы храним значительную часть золотовалютных резервов в евро. Искренне желаем нашим европейским партнерам скорейшего выхода из кризисной полосы.

«Международная жизнь»: Можно ли говорить о том, что кризис подорвал доверие к политическим системам стран Евросоюза?

А.Мешков: Думаю, что все признаки такой настораживающей тенденции налицо. К сожалению, доверие к политическим системам стран ЕС в целом и европейским политикам в частности со стороны граждан снижается. Об этом свидетельствуют опросы общественного мнения, электоральная активность населения (явка избирателей неуклонно падает), появление новых «оригинальных» форм выражения гражданского недовольства. У всех перед глазами пример Греции: вы должны помнить, с какими сложностями там было сформировано новое правительство.

Кстати, об угрозах политической сфере, которые несут с собой экономические неурядицы, серьезно говорят и сами еэсовцы. Так что это действительно очень актуальная тема. От того, насколько Европе удастся справиться с задачей преодоления финансово-экономического кризиса, во многом зависит и ее политическое будущее. В случае дальнейшего углубления негативных тенденций в экономике, что, как вы понимаете, чревато социальными потрясениями, полностью исключать возможности прихода к власти в странах ЕС «несистемных» политиков, в том числе крайне правых, нельзя.

Рост проявлений ксенофобии, популизма и расизма наблюдается сейчас во многих государствах - членах ЕС. На этом фоне вполне закономерно, что в ходе предстоящих в мае следующего года выборов в Европарламент соответствующие партии, скорее всего, будут активно бороться за кресла евродепутатов. Не исключено, что они найдут поддержку среди части пострадавших от экономического кризиса избирателей, не готовых в условиях массовой безработицы разбираться в тонкостях миграционной политики ЕС. Большинство таких партий являются четко выраженными «евроскептиками», и можно предположить, что движение Евросоюза в сторону дальнейшей экономической и политической интеграции будет весьма непростым.

«Международная жизнь»: Практически во всех государствах Евросоюза остро стоит проблема миграции, особенно из государств, проповедующих ислам. Многие, и на самом высоком уровне, признают, что идея мультикультурализма в Европе не оправдала себя. Какова политика ЕС в этом направлении?

А.Мешков: Этот вопрос поднимает сразу много сложных тем современной Западной Европы, а может быть, в той или иной степени и всего континента. Закономерность, если употреблять это слово, состоит, наверное, в том, что люди ищут для жизни те места и страны, где им комфортнее, где есть более оплачиваемая работа. Существует и другой интересный аспект. Некоторые неевропейские страны проводили целенаправленную политику, смысл которой состоит в том, чтобы через контролируемую миграцию населения освоить европейский опыт и, по возвращении, реализовать его у себя.

Ваш вопрос конкретно касается темы адаптации и интеграции мигрантов в наши дни. При этом отметим, что наряду с внешней миграцией, скажем в страны Евросоюза с южного направления, внутри самого Евросоюза после вступления в него ряда восточноевропейских стран наблюдались активные миграционные потоки в западном направлении. И не все западноевропейцы, несмотря на соответствие такой миграции действующей в ЕС свободе перемещения рабочей силы, этот факт приветствовали.

Анализируя внешнюю миграцию на фоне демографической ситуации в странах ЕС, эксперты Еврокомиссии отмечали, в частности, что в течение последующих 50 лет трудоспособное население в ЕС сократится ориентировочно на 100 миллионов при общем естественном приросте населения. Из этого делается вывод, что приток работников из-за рубежа - экономическая необходимость.

Указанная вами проблема современного европейского общества состоит в том, что эмигранты, попадающие в страны Западной Европы на вполне законных основаниях (именно это наделяет их правами на получение социальных пособий, которые имеют, скажем, те же французы), в меньшей степени, чем раньше, интегрируются в принимающее их общество, предпочитают жить в общине соотечественников (или единоверцев), причем нередко по собственным правилам и обычаям. Решение задачи интеграции и ассимиляции мигрантов ищут и правительства заинтересованных стран, и международные организации, в частности Совет Европы.

Если понимать мультикультурализм как теорию и практику, предполагающую совместное проживание и взаимодействие (диалог) носителей разных культур на определенной территории (в государстве, области и пр.), то, говоря о его провале, руководители Франции и Германии имели, видимо, в виду углубляющийся раскол в обществе по этническому признаку, его фрагментацию и, наконец, неприятие местным населением «других». В течение нескольких десятилетий европейская общественная мысль делала акцент на поощрении разнообразия и максимальном продвижении прав различных групп и меньшинств, подчас в ущерб законным правам большинства. А ведь правоту пословицы о том, ходят ли в чужой монастырь со своим уставом, никто не отменял.

Думается, хороший ответ на это дал другой критик формального мультикультурализма - британский премьер-министр Д.Кэмерон (выступая весной 2011 г. в Парламентской ассамблее Совета Европы). Отдав должное вкладу национальных групп в историю страны, он высказался за то, чтобы власти относились к ним как к части единого целого, вместо выделения их различий делали акцент на принадлежности к более широкой общности, работающей на благо всей страны. Естественно, это - общий подход, дело - за конкретными путями его реализации, механизмами интеграции в общество принимающего государства.

«Международная жизнь»: У России с Европой последнее время какая-то «история любви - ненависти». На уровне глав государств - «любовь», а на уровне депутатов Европарламента и прессы - «ненависть». Как в таких условиях строить эффективное сотрудничество?

А.Мешков: Слова «любовь» и «ненависть» находятся вне дипломатического лексикона. Вместе с тем прослеживается некая закономерность - чем ниже степень ответственности, тем выше уровень эмоциональной разнузданности.

Россия и ЕС развивают свои отношения на здоровой прагматической основе. Это всегда подчеркивается в ходе встреч лидеров наших сторон на высшем и высоком уровнях. Это особенно важно, поскольку потенциал отношений Россия - ЕС еще далеко не исчерпан.

Что касается Европарламента, то мы уделяем необходимое внимание тому, что происходит в его стенах. К сожалению, приходится констатировать, что реальный вклад европарламентариев в укрепление позитивной повестки дня отношений Россия - ЕС остается весьма скромным. Хотел бы отметить, что мы не против партнерской критики в наш адрес, но нас неприятно удивляет менторский тон и навязчивое желание «громко» вмешиваться во внутренние дела других стран, в то время как в самом Евросоюзе накопилось немало весьма серьезных проблем. Возможно, здесь есть некая взаимосвязь. В любом случае, мы готовы работать с нашими еэсовскими партнерами по всем направлениям и на всех площадках. Только через диалог можно находить точки соприкосновения позиций.   

«Международная жизнь»: Не проще наши отношения в Совете Европы и ОБСЕ. Довольно часто оттуда звучат претензии и даже оскорбления. Есть ли какой-либо положительный смысл участия России в этих организациях?

А.Мешков: К сожалению, в наше время внимание широкой общественности зачастую привлекается только к наиболее проблемным аспектам международных отношений, которые заслоняют собой огромную каждодневную работу по решению актуальных вопросов мировой политики. Это в полной мере относится к Совету Европы и ОБСЕ. Россия является их полноправным участником, а в случае ОБСЕ еще и входит в состав основателей. Это площадки постоянного многостороннего диалога как внутри Европы, так и со странами Азии и Северной Америки.

Совет Европы представляет государствам-членам эффективное поле для сотрудничества по вопросам прав человека, демократии и верховенства закона, культуры, молодежи и спорта. Основа работы - единое европейское правовое поле, то есть огромный массив юридически обязывающих документов, равных для всех государств-членов, в сочетании с независимыми контрольными механизмами.

Необходимо учитывать и тот факт, что Россия является полноправным членом Совета Европы с 1996 года, и именно в этом во многом отражается историческая принадлежность нашей страны к европейской модели развития. Россия имеет свой голос во всех органах и структурах Совета Европы - Комитете министров, Парламентской ассамблее, Конгрессе местных и региональных властей, Конференции международных НПО, многочисленных мониторинговых и конвенционных механизмах. В сотрудничестве с 46 партнерами - членами этой организации Россия последовательно продвигает равноправный и ответственный подход к решению множества животрепещущих проблем, стоящих перед нашим общим континентом - Европой.

Есть еще один важный аспект. За долгие годы своего существования (основан в 1949 г.) Совет Европы накопил неоценимый опыт решения в различных странах-членах общих для всех и нередко повторяющихся от страны к стране проблем. Такой опыт дорогого стоит, необходимо только уметь им пользоваться.

В ОБСЕ создан мощный набор политических обязательств и договоренностей в сфере общеевропейской безопасности и сотрудничества, охватывающих военные, экономические и гуманитарные аспекты. Они выступают неотъемлемой частью современной системы международных отношений. Это принципы, жизненно важные для всех государств региона ОБСЕ, среди них и неделимость безопасности, то есть обязательство государств не укреплять свою безопасность за счет других, и совместная борьба с затрагивающими всех транснациональными угрозами - терроризмом, оргпреступностью, наркотрафиком.

Однако Совет Европы и ОБСЕ остаются в то же время и политическими организациями, на площадке которых сталкиваются зачастую не всегда совпадающие интересы разных государств. К сожалению, в организациях с такой насыщенной и комплексной повесткой дня подчас велик соблазн использовать важные общественно-политические темы, как, например, права человека, для реализации узких политических целей. Увы, Россия регулярно сталкивается с таким подходом со стороны партнеров. Это часто выливается в громкие политические заявления, жесткую, но при этом далеко не всегда обоснованную критику в наш адрес. Конечно, нужно признаться, что практика и процедуры в той же ОБСЕ не идеальны, ведь у Организации до сих пор нет устава, доработки требуют и другие аспекты, в силу чего работа в Организации нередко оказывается заложницей политической конъюнктуры.

Тем не менее не могу согласиться с некоторыми утверждениями, что голос России не слышен с трибуны европейских организаций. Наш неизменный подход - корректно и аргументированно реагировать на критику, постоянно указывать недостатки и изъяны в процедурах и правилах поведения, которые негативно сказываются на ежедневной деятельности и международном имидже этих региональных структур. Со своей стороны Россия сама активно использует площадку ОБСЕ для продвижения своих приоритетов, таких как либерализация визовых режимов, защита прав соотечественников, противодействие проявлениям неонацизма, борьба с фальсификацией истории, защита прав детей в смешанных браках, обеспечение социально-экономических прав человека в период кризиса. Сиюминутно эти проблемы, конечно, не решить, но упорная работа постепенно приносит плоды.

Применительно к Совету Европы, в принципе, мы видим свою задачу в его укреплении в качестве самостоятельной универсальной европейской организации, обеспечивающей за счет своих уникальных конвенционных механизмов единство правового и гуманитарного пространств континента, как это сформулировано в обновленной Концепции внешней политики Российской Федерации.

«Международная жизнь»: В июне этого года вы возглавили российскую межведомственную делегацию на Ежегодной конференции ОБСЕ по обзору проблем в области безопасности. На ваш взгляд, можно говорить о том, что государства - участники ОБСЕ готовы к модернизации Организации в вопросах обеспечения «жесткой» безопасности в частности, а также к обновлению ОБСЕ в целом?

А.Мешков: Вы совершенно верно определили одну из ключевых проблем ОБСЕ, изначальное предназначение которой состояло в поддержании равноправного и уважительно политического диалога в рамках трех измерений безопасности Организации - военно-политического, экономико-экологического и гуманитарного. На протяжении многих лет наши западные партнеры концентрировались исключительно на третьей - правочеловеческой «корзине», что подчас принимало формы простого наращивания обязательств в этой сфере, в то время как контроль за их соблюдением оставался слабым и однобоким.

На этом фоне откровенно проседала работа в сфере «жесткой» безопасности. С одной стороны, доминирование в деятельности Организации узкогрупповых интересов поставило под угрозу накопленный за годы ее существования пласт военно-политических договоренностей, составлявших своеобразный «бренд» ОБСЕ. С другой - Организация явно не успевала за требованиями времени в том, что касается парирования новых вызовов и угроз - терроризма, наркотрафика, оргпреступности. Все это в конечном счете не могло не сказаться на востребованности ОБСЕ среди ее государств-участников.

Рассчитываем, что наши партнеры отдают себе отчет в необходимости выправления существующего системного кризиса в Организации. Свидетельства тому - согласованная на высшем уровне в Астане в 2010 году обращенная в будущее итоговая политическая декларация, провозгласившая цель создания сообщества равной и неделимой безопасности в Евроатлантике и Евразии, а также прошлогоднее решение СМИД ОБСЕ в Дублине о запуске процесса «Хельсинки плюс 40», призванного к 40-летнему юбилею Организации в 2015 году определить стратегическое видение ее деятельности в XXI веке.

На наш взгляд, ключом к успеху в обновлении ОБСЕ станет укрепление ее организационной структуры при безусловном соблюдении консенсусной основы принятия решений в ее рамках, насыщение повестки дня Организации объединительными, отражающими актуальные для всех проблемы безопасности вопросами. Именно такой подход закреплен в новой редакции Концепции внешней политики России, утвержденной в феврале этого года.

«Международная жизнь»: Стабильный диалог по энергетическим вопросам выгоден как России, так и ЕС. Но за последние годы возникало немало противоречий и спорных ситуаций. Насколько остается прочным кредит доверия сторон?

А.Мешков: Наш главный инструмент взаимодействия с Евросоюзом в области энергетики - Энергодиалог Россия - ЕС - продолжает работать без каких-либо сбоев. В течение 2012 года активно шла разработка «Дорожной карты» энергетического сотрудничества Россия - ЕС до 2050 года (подписана в марте 2013 г.). В декабре 2012 года (на территории компрессорной станции «Русская») началось строительство газопровода «Южный поток».

Были и неприятные моменты, как, например, запуск антимонопольного расследования против Группы «Газпром» (видим в этом расследовании и весьма заметную политическую подоплеку). Постепенно происходили изменения на газовом рынке Евросоюза: из-за роста добычи сланцевого газа в США на ЕС стали все больше ориентироваться такие страны, как Катар. Это вкупе с другими факторами оказывало понижающее давление на цены на это сырье.

Мы видим, что рынок Европы, в том числе газовый, претерпел некоторые изменения. Учитываем также серьезное воздействие финансово-экономического кризиса на Евросоюз. Падает конкурентоспособность. Поэтому в ЕС стремятся снизить издержки, в частности за счет более выгодных цен на энергоносители. Все это является ожидаемым развитием событий (отсюда и тяга наших партнеров к отказу от договорного принципа «бери или плати», привязки цены на газ к «нефтяной корзине»). Считаем, что здесь надо найти золотую середину таким образом, чтобы продавцы и покупатели в целом были довольны. Собственно говоря, этим мы и занимаемся. Переговорный процесс пусть и медленно, но идет. Уверен, в конце концов мы сможем найти с нашими партнерами из ЕС общий язык. Поводы для такого оптимизма весьма серьезные: географически мы соседи, Россия обладает сырьем, в котором так нуждается Евросоюз, дорогостоящая инфраструктура уже построена (большей частью еще нашими отцами и дедами). Все это учитывается и в России, и в ЕС.

«Международная жизнь»: Можно ли сказать, что «Третий энергетический пакет» стал раздражителем в отношениях Евросоюза и России?

А.Мешков: «Третий энергопакет» и методы его внедрения в жизнь являются ключевым раздражителем в наших отношениях.

Первое, на что мы обращаем внимание партнеров, - это ретроактивный способ его применения. То есть действие «пакета» распространяется на права и обязательства, возникшие до его принятия.

Второе - наши европейские партнеры фактически ставят «Третий энергопакет» выше своих международных договоренностей. Так, к примеру, имплементация «Третьего энергопакета» нарушает подписанное задолго до него наше базовое соглашение - Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Россия - ЕС, а также двусторонние соглашения с рядом стран ЕС о поощрении и защите капиталовложений. Нарушаются и некоторые обязательства ЕС в рамках ВТО.

Что касается непосредственно переговоров, то диалог идет на самых различных треках. Речь идет не столько о «Третьем энергопакете», сколько о неприменении ряда его положений (что допускается самим «пакетом»).

Так, еще в декабре прошлого года мы передали партнерам проект соглашения, касающегося трансграничных инфраструктурных проектов. Хотя в Европейской комиссии нам уже сигнализировали, что не считают целесообразным заключение такого соглашения, мы пока такую возможность не отбрасываем. Одновременно готовы обсуждать этот вопрос и в рамках переговоров по новому базовому соглашению, которое должно прийти на смену вышеупомянутому Соглашению о партнерстве и сотрудничестве Россия - ЕС. Надеемся, что работа над этим документом скоро будет возобновлена.

Не возражаем мы и против достижения договоренностей по отдельным конкретным проектам. Вот, к примеру, сейчас идут довольно интенсивные консультации по функционированию газопровода «ОПАЛ» (наземное продолжение газопровода «Северный поток»), в которых участвуют представители Минэнерго России, Еврокомиссии, германского энергорегулятора и ОАО «Газпром».

Что будет, если не достигнем взаимопонимания? При возникновении разногласий принято в первую очередь попытаться договориться. Если этого не происходит, стороны прибегают к судебному разбирательству. Считаем, что возможностей договориться у нас еще много. Но и мы не можем не исключать возможность разрешения спорных моментов посредством арбитражных процедур, в том числе в рамках ВТО.

Отмечу, что нигде и никогда на официальном уровне в ЕС не говорилось, что поставки газа из России становятся некритичными. Наоборот, падение собственной добычи газа в ЕС идет такими быстрыми темпами, что даже некоторое снижение потребления газа из-за кризиса не может компенсировать это падение. По нашим оценкам, равно как и оценкам ЕС, в ближайшие десятилетия Евросоюзу будет нужно больше газа. Некоторые страны уже ведут с нами диалог о начале увеличения объема поставок этого сырья.

Евросоюз еще многие десятилетия будет оставаться нашим ключевым рынком сбыта природного газа.

«Международная жизнь»: В течение достаточно длительного периода ведутся переговоры о новом базовом соглашении (НБС) с Евросоюзом. Можно обозначить сроки подписания документа?

А.Мешков: Хотел бы заверить вас, что Россия заинтересована в том, чтобы новое базовое соглашение с Евросоюзом было заключено как можно скорее. Действующее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Россия - ЕС 1994 года во многом устарело, и наши отношения давно «переросли» его рамки.

Представители России и ЕС уже провели серьезную работу по подготовке НБС. Сейчас основные усилия сосредоточены на согласовании экономического раздела соглашения. Учитывая объем наших торгово-инвестиционных связей и желание наших партнеров включить в него максимально широкий круг вопросов, договориться по этой части документа - весьма непростая задача. Для нас важно, чтобы Еврокомиссия не пыталась добиться от нас дополнительной - сверх условий нашего присоединения к ВТО - либерализации торгово-инвестиционного режима.

Кроме того, в ходе работы над НБС необходимо найти формулу, которая позволила бы отразить в документе новые реалии, связанные с продвижением евразийских интеграционных процессов. Ведь в ряде сфер Россия, Белоруссия и Казахстан перешли на единый режим регулирования, создан наднациональный орган - Евразийская экономическая комиссия, которой переданы значимые экономические функции.

Надеемся, что в итоге нам удастся выйти на компромисс по всем остающимся вопросам и подготовить документ, ориентированный на долгосрочные цели и приоритеты взаимодействия. НБС должно гарантировать поступательное развитие наших отношений, обеспечить им стабильность и предсказуемость.

«Международная жизнь»: Вызывает ли у российской стороны обеспокоенность подача Евросоюзом в ВТО первого иска против России в связи с утилизационным сбором на автомобили?

А.Мешков: Использование ВТО для разрешения торговых споров является нормальной практикой, поскольку в этой сфере у стран всегда имеется немало взаимных претензий.

Россия и ЕС тоже активно обсуждают встречные претензии друг к другу в контексте соблюдения правил ВТО. Это, в частности, антидемпинговые пошлины Евросоюза на российскую продукцию металлургии и минеральные удобрения, тематика «Третьего энергопакета» ЕС и целый ряд других тем.

Что касается утилизационного сбора, подчеркну, что ЕС не выступает против сбора как такового (подобные сборы взимаются и в странах - членах Евросоюза), а указывает на признаки несоответствия нормам ВТО лишь отдельных параметров сбора. Ранее состоялось несколько раундов консультаций с ЕС по данному вопросу, и мы были очень близки к урегулированию проблемы. В ближайшие дни консультации должны быть продолжены, но теперь - в соответствии с процедурами ВТО.

Повторю, оспаривание странами в ВТО торговых мер партнеров является обычной практикой. Россия тоже обладает таким правом и будет пользоваться им в случае необходимости.

«Международная жизнь»: Алексей Юрьевич, трудно обойти вопрос о безвизовом режиме между Россией и ЕС. Как идут переговоры?

А.Мешков: Безвизовый диалог Россия - ЕС продолжается уже восемь лет, и, безусловно, мы продвинулись в решении ряда практических вопросов, что позволяет надеяться на достижение цели введения безвизового режима в реальной перспективе. В настоящее время обе стороны проводят объемную и интенсивную работу по скрупулезному выполнению перечня «Совместных шагов по переходу к безвизовому режиму краткосрочных поездок граждан России и ЕС». Недавно завершилась поездка в Россию очередной экспертной миссии ЕС по заключительному, четвертому блоку («Внешние связи») перечня. Российская сторона выполнила свои обязательства и удовлетворила все просьбы партнеров относительно организации встреч с представителями различных министерств и ведомств как в Москве, так и в регионах (эксперты посетили Казань, Владикавказ и Грозный).

На конец сентября этого года запланирована наша ответная миссия по четвертому блоку. После обмена соответствующими докладами по данному разделу перечня можно будет считать, что процесс имплементации «совместных шагов» в основном завершен. До конца этого года обменяемся с ЕС дополнительной информацией по остающимся вопросам. Будем вести дело к тому, чтобы с начала
2014 года приступить непосредственно к переговорам по проекту соглашения об отмене виз.

«Международная жизнь»: Как продвигается сотрудничество Россия - НАТО?

А.Мешков: Что касается отношений России с НАТО, то в последние годы сделано немало. Налажено сотрудничество по вопросам, представляющим взаимный интерес. Активно взаимодействуют наши эксперты, хотя их работа не всегда заметна. Накапливается потенциал практического сотрудничества в борьбе с терроризмом (обмен информацией, защита от теругроз с воздуха и при проведении массовых мероприятий, детекция СВУ), пиратством, по военной линии (поиск и спасание на море, тыловое обеспечение, обмен опытом оборонных реформ), в реагировании на природные и техногенные катастрофы.

Нам удалось перейти от констатации задач в реагировании на общие вызовы безопасности к взаимополезным проектам и механизмам практического сотрудничества, большинство из которых реализуются в штатном режиме, без сбоев и приносят вполне ощутимые результаты.

В то же время нашему сотрудничеству не всегда хватает глубины, должного уровня доверия. Для нас странно, что в условиях отсутствия в Европе противоречий, способных привести к масштабному военному конфликту, мы наблюдаем склонность в отдельных странах НАТО концентрироваться на задачах коллективной обороны, подогревать миф об «угрозе с Востока». Такой подтекст очевиден в связи с проведением в этом году на территории Польши и Прибалтики учений «Стэдфаст джаз» - по сценарию ст. 5 Вашингтонского договора. У нас не могут не возникать вопросы: нападение войск какой страны/стран готовятся отражать на северо-востоке Европы? Не задается ли тем самым генеральная линия в военном планировании альянса на перспективу?

Не думаю, что в нынешних условиях раскручивание застарелых мифов «об угрозе с Востока» и продвижение логики «прифронтовых государств» способствуют укреплению европейской безопасности и отношений Россия - НАТО. Не помогают этому и попытки убедить общественное мнение увеличить траты на оборону, запугивая ростом военных расходов в России. Ведь мы не скрываем, что это вызвано хроническим в прошлом недофинансированием программ перевооружения и социальной поддержки военнослужащих в Российской армии. Военный бюджет России сегодня соизмерим с расходами на оборону Франции и Великобритании. При том, что у нас наиболее протяженная сухопутная граница в мире. Если посчитать уровень военных расходов на 1 км границы, то, по разным оценкам, Россия находится только на 40-м месте.

Серьезная проверка нашей способности двигаться вперед к общему пространству неделимой безопасности, а не назад к созданию разделительных линий - ситуация вокруг европейской системы противоракетной обороны. Здесь важно выстраивать сотрудничество с учетом законных интересов безопасности друг друга.

«Международная жизнь»: Продолжается процесс вывода войск НАТО из Афганистана. Какие шаги предпринимаются альянсом для поддержания стабильности и безопасности в регионе?

А.Мешков: Одна из ключевых областей сотрудничества России с Североатлантическим альянсом - Афганистан. Не скрываем, что нас крайне беспокоит ситуация, которая может сложиться в ИРА и сопредельном регионе Центральной Азии после вывода контингентов Международных сил содействия безопасности в Афганистане (МССБ). У нас нет уверенности в том, что афганская армия и полиция в состоянии предотвратить реванш талибов. Слишком велик риск, что подготовленные с таким трудом афганские силы безопасности не смогут оказать должный отпор экстремистским силам.

Мы гораздо ближе к Афганистану и в большей степени заинтересованы, чтобы худшие сценарии не реализовались. Для этого важно продолжать взаимодействие. Напомню только, что нам будет крайне затруднительно делать это без международно-правовой основы. Все наши проекты по Афганистану «освящены» соответствующими резолюциями СБ ООН.

Важно продолжать общие усилия по подготовке кадров для антинаркотических структур Афганистана, Пакистана и стран Центральной Азии, в том числе на базе учебно-тренировочных центров в России. Необходимо совместными усилиями добиваться пресечения путей наркотрафика.

Оказываем активную поддержку МССБ в Афганистане в вопросах транзита. Создан и неплохо работает Трастовый фонд Совета Россия - НАТО (СРН) по подготовке персонала вертолетной техники Афганистана.

Постепенно, пока со сложностями, завязываются контакты Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в том числе по Афганистану, с натовскими коллегами. ОДКБ с 2004 года неизменно заявляет о своей готовности к равноправному и обоюдовыгодному сотрудничеству с НАТО по таким направлениям, как противодействие международному терроризму, незаконному обороту наркотиков и оружия, укрепление пограничной безопасности.

В заявлении состоявшегося в апреле 2012 года в Астане заседания Совета министров иностранных дел государств - членов ОДКБ содержится обращение к государствам - членам НАТО с призывом «к налаживанию конструктивного сотрудничества», в том числе по вопросу «восстановления стабильности в Афганистане, в частности в предотвращении исходящих с территории этой страны вызовов и угроз». Мы исходим из понимания того, что такие проблемы, как стабилизация обстановки в Афганистане, создание антитеррористического и антинаркотического поясов вокруг ИРА, не поддаются решению в одностороннем порядке. Для выполнения этих задач необходима консолидация усилий всех региональных организаций.

Однако альянс по-прежнему предпочитает налаживанию взаимодействия с ОДКБ установление связей с ее отдельными государствами-членами. Надеемся, что рано или поздно наши натовские партнеры придут к пониманию необходимости сотрудничества между двумя организациями, прежде всего на афганском направлении.

Надеемся, что в НАТО будет пересмотрен такой контрпродуктивный подход к взаимодействию с ОДКБ. Именно по Афганистану сотрудничество может принести реальную «добавленную стоимость».

«Международная жизнь»: Почти через 40 лет после подписания Хельсинкского акта как решается проблема безопасности Европы?

А.Мешков: Если мы хотим обеспечить надлежащим образом безопасность Европы, то необходимо четко понимать, что залогом предсказуемости и стабильности является строгое соблюдение норм и принципов международного права, в частности в сфере кризисного реагирования. Верховенство права в международных отношениях имеет такое же важное значение, как и во внутренних делах.

Мы убеждены, что путь к созданию общего пространства безопасности лежит через воплощение на практике многократно декларированного принципа ее неделимости. Укрепление собственной безопасности за счет ослабления партнера - это неоправданное распыление ресурсов, будь то политических или материальных.

Бороться с общими вызовами и угрозами совместно гораздо эффективнее и дешевле, чем делать это в одиночку или в формате замкнутых военных блоков. Важно «подтянуть» военно-политические реалии до уровня продвинутых торгово-экономических, культурных, научных связей между нашими странами.

Именно эти принципы вошли в предложения России о заключении Договора о европейской безопасности (ДЕБ). Оно не носит конъюнктурного характера и остается на столе переговоров.

Запущенные инициативой ДЕБ широкие международные дискуссии, ориентированные на укрепление европейской стабильности, подталкивают партнеров к выдвижению собственных предложений, созвучных с философией российских подходов. Многие из них мы услышали на организованной Минобороны России международной конференции «Военные и политические аспекты европейской безопасности» 23-24 мая в Москве.

К обсуждению перспектив обеспечения евроатлантической безопасности активно подключается научно-политологическое сообщество, предлагающее свежие, незаполитизированные подходы и идеи в этой сфере.

Хорошую возможность оценить современные вызовы и угрозы, подобрать оптимальную модель противодействия им в рамках существующих международных механизмов представляет уже упомянутый мною процесс «Хельсинки плюс 40». Надеемся, что нам удастся выработать общее стратегическое видение целей и задач ОБСЕ, на что нацелено поручение саммита в Астане 2010 года по формированию «сообщества безопасности». Рассчитываем, что стартовавший диалог позволит перевести в практическую плоскость принцип неделимости безопасности, обеспечит выполнение государствами и группами стран обязательства не укреплять свою безопасность за счет других, а также продвинет реформу ОБСЕ.

«Международная жизнь»: Используются ли какие-либо новые форматы взаимодействия России и ЕС для обеспечения безопасности континента?

А.Мешков: Действительно, пришло время «сетевой дипломатии», предполагающей укрепление безопасности в Евроатлантике с одновременным выстраиванием надежной структуры безопасности и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском и других регионах мира.

В перспективе можно было бы вести дело к формированию общего обширного пространства безопасности, состоящего из соединенных в «кольцо» региональных сегментов, участники которых были бы связаны комплексом юридических и политических обязательств. Эти сегменты, как говорил С.В.Лавров на 48-й Мюнхенской конференции по вопросам безопасности, могли бы представлять собой зону охвата ДЕБ (государства - участники ОБСЕ), АТР, Афганистан с его окружением (с выработкой «освященных» СБ ООН перекрестных гарантий невмешательства во внутренние дела нейтрального Афганистана его соседей), зону Персидского залива, Ближний Восток (на основе достижения арабо-израильского урегулирования под международными гарантиями), Южный Кавказ (при коллективных гарантиях односторонних обязательств по неприменению силы Грузией, Абхазией и Южной Осетией), сотрудничество в рамках Арктического совета.

Что же касается собственно взаимодействия России с Евросоюзом по пространству внешней безопасности, то оно осуществляется в соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве 1994 года, а также так называемой «третьей дорожной картой» (принята на саммите Россия - ЕС 10 мая 2005 г.), которая предусматривает пять основных направлений взаимодействия - усиленный диалог и сотрудничество на международной арене; борьба с терроризмом; нераспространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, усиление режимов экспортного контроля и разоружение; сотрудничество в кризисном регулировании; сотрудничество в области гражданской защиты.

Перечисленные аспекты являются непременным атрибутом повестки дня встреч Россия - ЕС на высшем уровне. Исключением не был и последний саммит, состоявшийся 3-4 июня этого года в Екатеринбурге.

Активно задействуются различные форматы политических консультаций. Периодически, в том числе и «на полях» ГА ООН, проводятся как отдельные встречи министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности/заместителем председателя Еврокомиссии К.Эштон (в 2012 г. - Нью-Йорк, 26 сентября; Дублин, 6 декабря; в 2013 г. - Брюссель, 19 февраля), так и переговоры с министрами иностранных дел стран - членов ЕС (Люксембург, 14 октября 2012 г.), поддерживаются контакты на уровне политдиректоров (последняя встреча по времени состоялась в Москве 13 мая 2013 г.), а также проводятся консультации экспертов по основным международным проблемам, ситуации в отдельных регионах и странах. Регулярно в Брюсселе организуются встречи между постоянным представителем России при ЕС и руководством Комитета по политическим вопросам и безопасности (КПВБ) ЕС. С 2010 года функционирует рабочая группа Россия - ЕС по военным вопросам.

Все шире применяется практика принятия совместных заявлений по актуальным вопросам международной повестки дня (последнее подобное заявление С.В.Лаврова и К.Эштон по проблематике ближневосточного урегулирования (БВУ) было принято на декабрьском 2012 г. саммите Россия - ЕС в Брюсселе).

Накоплен положительный опыт взаимодействия в кризисном регулировании «в поле» - участие российских представителей в Полицейской миссии ЕС в БиГ (2003-2006 гг.), подключение российского воинского контингента к операции ЕС в Чаде и ЦАР (2008-2009 гг.), нынешнее взаимодействие ВМФ России и командования операции ЕС «Аталанта» (EUNAVFOR Somalia) в рамках международной антипиратской коалиции в районе Африканского Рога.

Таким образом, речь не идет о механическом тиражировании форматов диалога по вопросам безопасности. Сегодня существует потребность в более тесно скоординированных практических шагах, нацеленных на решение проблемных вопросов. Пока же мы испытываем здесь определенный дефицит доверия. Как следствие, российско-еэсовское взаимодействие носит недостаточно системный характер и его потенциал реализуется не в полной мере. Российская сторона открыта к равноправному сотрудничеству с ЕС в такой исключительно важной и чувствительной сфере, как поддержание международной безопасности и стабильности. Рассчитываем на такой же подход со стороны ЕС.

«Международная жизнь»: Алексей Юрьевич, давайте перейдем к двусторонним отношениям. Сейчас проходит перекрестный Год Россия - Нидерланды. Эта небольшая европейская страна активно сотрудничает с Россией, особенно в области экономики - она входит в первую тройку крупнейших зарубежных инвесторов в нашей стране. На какие наиболее значимые проекты можно обратить внимание?

А.Мешков: Вы справедливо отметили, что Нидерланды входят в тройку крупнейших зарубежных инвесторов в России. Действительно, сумма накопленных инвестиций из Голландии в российскую экономику впечатляет - 63 млрд. долларов. Давайте, однако, не будем забывать и о том, что голландцы активно взаимодействуют с нами в торгово-экономической сфере. Голландия занимает второе место (после Китая) во внешней торговле России со странами мира и первое - среди государств Европы.

О чем это говорит? Видимо, о том, что Нидерланды являются нашим проверенным и надежным партнером. Деловые люди из этой страны с оптимизмом смотрят на развитие торгово-экономических связей с нами, энергично выходят на наши рынки, активно взаимодействуют с российскими предпринимателями.

Если говорить об инвестиционном сотрудничестве, то следует отметить, что на территории нашей страны с участием голландского капитала реализуется большое количество крупных проектов. Так, концерн «Шелл» участвует в проекте «Сахалин-2», разработке Салымских нефтяных месторождений, сотрудничает с «Газпромом» в сфере геологоразведки, разработки и добычи углеводородов на российском арктическом шельфе, а также в области разведки и добычи сланцевой нефти. Компания «Газюни» активно сотрудничает с «Газпромом» по проекту «Северный поток». Голландская финансовая компания «ИНГ Груп» успешно развивает в нашей стране банковский и лизинговый бизнес. В России также работают такие крупные компании, как «ДСМ», «Акзо-Нобель», «Филипс», «Юнилевер», «ФрисландКампина», «Хайнекен», «Фарм Фритес», «НАКО» и др. Как вы понимаете, это огромные деньги, вложенные в производство в нашей стране.

Конечно, высокие объемы голландских инвестиций отчасти объясняются репатриацией российских капиталов. В принципе, это нормальная практика в современных международных отношениях, и она нас вполне устраивает. Мы признательны правительству Нидерландов за то, что оно создает для этого благоприятные условия и способствует развитию инвестиционного взаимодействия между нашими странами и взаимному проникновению капиталов.

«Международная жизнь»: Российско-французские отношения традиционно носили положительную динамику развития. Надо отметить, что это касается и советских времен. Сегодня создается впечатление, что в достаточной мере не реализуется потенциал нашего взаимодействия. Так ли это?

А.Мешков: Не думаю, что справедливо говорить о большей динамике отношений с Францией в советский период по сравнению с сегодняшним днем. Напротив, я бы считал необходимым подчеркнуть другое - преемственность в поддержании тесных дружеских связей, которую неизменно демонстрируют Россия и Франция на всех уровнях - от визитов глав государств до повседневных контактов рядовых граждан. Франция на протяжении многих десятилетий остается стратегическим партнером России в Европе и мире в целом. Это партнерство родилось при генерале де Голле и уходит корнями в нашу совместную борьбу с нацизмом в годы Второй мировой войны. Линию на сближение с Россией последовательно проводили Президент Ж.Ширак, сменивший его на этом посту Н.Саркози и нынешнее руководство страны во главе с Президентом Ф.Олландом. Принципиально важно, что и в России, и во Франции - независимо от политической конъюнктуры - наращивание взаимовыгодных отношений между нашими странами относится к числу приоритетных задач на международной арене.

Кстати сказать, и в сфере экономики российско-французские связи стали куда разностороннее и интенсивнее, чем в советское время. Просто раньше наше сотрудничество, например в освоении космоса, было чем-то из ряда вон выходящим, а сегодня воспринимается как само собой разумеющееся. Хотя и наши нынешние совместные проекты с полным основанием можно отнести к прорывным. Назову лишь два - запуск российских ракет-носителей с космодрома во Французской Гвиане и строительство десантно-вертолетных кораблей-доков для нужд Военно-морского флота России.

Даже с точки зрения торговой статистики наши дела с Францией обстоят совсем неплохо. И это несмотря на кризис, больно ударивший по французской экономике и российско-французским коммерческим проектам. Есть, правда, хроническая проблема дисбаланса инвестиций в пользу французских капиталовложений в российскую экономику. Но мы над ней работаем совместно с французскими партнерами, и, думаю, первые позитивные сдвиги появятся уже в ближайшее время.

«Международная жизнь»: Как можно оценить инициативы Франции повысить роль и миротворческий потенциал Евросоюза в решении кризисных ситуаций в мире?

А.Мешков: Задача повышения роли и миротворческого потенциала Евросоюза неизменно провозглашалась руководством Франции в качестве одной из приоритетных еще задолго до того, как Ф.Олланд стал ее президентом. Другое дело, что события в Мали предоставили французам возможность реализовать ее на практике, осуществив от имени Евросоюза миротворческую операцию в этом регионе Африки. Россия, как вам известно, выразила свою поддержку действиям Франции в Мали, исходя из того, что цель операции - не допустить распространения экстремистских, в данном случае исламских, идей и преступной активности банд-формирований на весь регион.

У России - успешный в целом опыт сотрудничества с Евросоюзом в сфере кризисного регулирования. Достаточно вспомнить операции в ЦАР, Чаде, в районе Африканского Рога. Однако заложить системную основу для нашего с ЕС совместного кризисного реагирования, заключив соответствующее рамочное соглашение, не удается. И происходит это не по вине России. Наши европейские партнеры не мыслят себе иной формулы взаимодействия, кроме подключения России к операциям, проводимым Евросоюзом. Мы же предлагаем другой, более сбалансированный вариант - предусмотреть в соглашении сценарии подключения России к операциям под эгидой ЕС, подключения стран Евросоюза к операциям при лидирующей роли России и осуществления операций на строго равноправной основе - без определения «ведущего» и «ведомого». К сожалению, Евросоюз на это пойти пока не готов.

«Международная жизнь»: Италия занимает второе место среди стран-производителей в Европе и представляет собой самую сильную после Германии экономику в монетарном союзе. Каковы, на ваш взгляд, шансы Италии преодолеть кризис в экономике страны?

А.Мешков: В первую очередь хочу отметить, что в России руководствуются ответственным подходом по отношению к ситуации в еврозоне в целом. Мы по-прежнему держим значительную часть наших международных резервов именно в евро и не предпринимаем каких-либо односторонних шагов, которые могут осложнить положение единой европейской валюты. Поэтому будем поддерживать наших европейских партнеров, исходя из единства наших общих долгосрочных целей.

Естественно, мы внимательно следим и за тем, что происходит в экономике Италии, так как экономические системы наших двух стран взаимозависимы. Уверен, что нынешнее правительство Италии во главе с Э.Леттой справится с теми задачами, которые стоят сегодня перед итальянским кабинетом в экономической и социальной сферах. Мы искренне желаем успеха нашим итальянским друзьям в этом.

Одновременно хочу отметить, что в России и Италии убеждены, что активизация двусторонних торгово-экономических и инвестиционных связей, особенно по линии малого и среднего бизнеса, переход к их новому качеству, ориентированному на реализацию наукоемких, высокотехнологичных проектов будет нарастать. Сегодня Италия занимает четвертое место по объему товарооборота с нашей страной. Согласно данным ФТС России, по итогам 2012 года товарооборот составил 45,8 млрд. долларов. За январь-май 2013 года объем взаимной торговли превысил 21,5 млрд. долларов при приросте по сравнению с аналогичным периодом 2012 года в 23,6%.

Удовлетворены тем, что неблагоприятная мировая конъюнктура, имевшая место в последние годы, не сказалась на проработке и реализации важных договоренностей в экономической сфере. Речь идет о таких перспективных совместных проектах, как сооружение новой газотранспортной сети из России на юг Европы через акваторию Черного моря (проект «Южный поток»), сотрудничество ОАО «НК «Роснефть» и итальянского концерна «ЭНИ» в совместной разработке шельфа Черного и Баренцева морей, проекты в области электроэнергетики, реализуемые с итальянской компанией «ЭНЕЛ», сотрудничество с концерном «ФИАТ» в области автомобилестроения и производства сельскохозяйственной техники, с концерном «Пирелли» в сфере производства шинной продукции, с компанией «Агуста Вестланд» в области вертолетостроения, а также взаимодействие российских компаний с предприятиями итальянского концерна «Финмекканика» в целом (проект среднемагистрального самолета «Суперджет-100», модернизация российских железных дорог).

Так что рассчитываем на дальнейшее активное взаимодействие с итальянскими партнерами в сфере экономики на различных направлениях.

«Международная жизнь»: Какие мероприятия намечаются в гуманитарной сфере?

А.Мешков: В настоящее время ведется подготовка к проведению с конца 2013 по 2014 год Года туризма Италии в России и Года туризма России в Италии. Договоренность об этом была достигнута в ходе XIII сессии Российско-итальянского совета по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству в декабре 2012 года. Министр культуры Российской Федерации В.Р.Мединский и министр по региональным делам, туризму и спорту Италии подписали 20 марта 2013 года соответствующее заявление. Убеждены, что столь масштабная инициатива позволит существенно увеличить туристические потоки между нашими странами, будет способствовать более широкому знакомству россиян и итальянцев с культурным и духовным наследием друг друга.

Особое внимание в рамках программы перекрестных Годов туризма предполагается уделить сотрудничеству российских и итальянских регионов. По линии ведущих туроператоров двух стран планируется разработать новые маршруты по интересным российским и итальянским городам, которые до сих пор оставались неохваченными взаимными туристскими потоками. Как с российской, так и с итальянской стороны в увязке с мероприятиями туристской направленности в обеих странах планируется проведение сопутствующих культурных инициатив (концертов, выставок, кинопоказов).

«Международная жизнь»: Мы уже давно следим за развитием экономического кризиса в Греции. Есть ли перспектива выхода Греции из экономического обвала?

А.Мешков: Греция является нашим традиционным партнером, с которым у России налажено сотрудничество в самых разных областях. Поэтому мы, разумеется, заинтересованы в улучшении социально-экономической ситуации в этой стране. Знаем, что коалиционное правительство премьер-министра А.Самараса предпринимает энергичные усилия по выправлению положения в финансово-экономической сфере. Безусловно, принимаемые правительством меры являются весьма болезненными, они сопровождаются мощными протестными выступлениями греческих трудящихся. Мы надеемся, что осуществляемые при поддержке европейских партнеров Греции и международных финансовых институтов (МВФ, ЕЦБ) шаги дадут положительные результаты.

В рамках антикризисных мер греческое руководство подготовило и реализует достаточно амбициозную программу приватизации объектов, находящихся в государственной собственности. Российские деловые круги проявляют интерес к участию в приватизационных процессах в Греции.

Хотел бы также добавить, что, несмотря на кризис, российско-греческий товарооборот в 2012 году вырос более чем на 20% по сравнению с 2011 годом, растет туристический поток из России в Грецию. Так что говорить о перспективах выхода Греции из «экономического обвала» вполне реально.

Источник: Международная жизнь

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju