Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Сергей Рогов

Научный руководитель Института США и Канады РАН, академик РАН, член РСМД

Через год, 5 февраля 2021 года, истекает срок действия российско-американского Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Москва настаивает на продлении этого соглашения еще на пять лет, Вашингтон медлит с ответом. Научный руководитель Института США и Канады, академик РАН Сергей Рогов объяснил специальному корреспонденту “Ъ” Елене Черненко, каким может быть выход из сложившегося тупика.

Через год, 5 февраля 2021 года, истекает срок действия российско-американского Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Москва настаивает на продлении этого соглашения еще на пять лет, Вашингтон медлит с ответом. Научный руководитель Института США и Канады, академик РАН Сергей Рогов объяснил специальному корреспонденту “Ъ” Елене Черненко, каким может быть выход из сложившегося тупика.

— Как вы оцениваете шансы, что договор будет продлен?

— Договор СНВ-3 — это последнее из соглашений по контролю над ядерными вооружениями, философия которых определилась в годы холодной войны. На протяжении почти 50 лет соглашения обеспечивали паритет между США и Советским Союзом, а затем Россией в ядерной области. Такая конструкция отвечала условиям биполярного мира, в котором доминировали две сверхдержавы. Но, как мы знаем, Советский Союз прекратил свое существование почти 30 лет назад, а попытка США создать и консолидировать однополярный мир, можно констатировать, провалилась. Мир становится многополярным.

И в этих условиях возникает вопрос: можно ли обеспечивать стратегическую стабильность при формировании многополярного или скорее даже полицентричного мира на основе соглашения, которое является наследием биполярного мира? То есть двустороннего соглашения между Россией и США.

Особенно в условиях, когда сегодня Россия, за исключением ядерной сферы, не является глобальным соперником Соединенных Штатов, каким был Советский Союз и каким сейчас становится Китай.

Кроме того, появились новые классы стратегических (неядерных) вооружений. Их список довольно впечатляющий: это и дальнобойные высокоточные обычные вооружения, средства противоракетной обороны, кибероружие и в перспективе размещение космического оружия на орбите. С учетом этих факторов можно говорить о том, что реальность XXI века требует разработки принципиально нового подхода к контролю над вооружениями. Пока этого не происходит.

В то же время разваливается система двусторонних российско-американских соглашений: США вышли из Договора по ПРО и из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, под угрозой СНВ-3. Но лично я считаю, что продление СНВ-3 возможно. До середины 2020-х годов это соглашение может играть роль в обеспечении стратегической стабильности. И это, пожалуй, единственный вариант, при котором мы и американцы можем заключить юридически обязывающий договор. Тем более что заключать его заново не требуется: необходимо лишь решение руководителей двух стран его продлить.

— Но из заявлений американских официальных лиц и политиков пока совершенно не ясно, пойдет Вашингтон на продление или нет.

— В США сегодня существуют два противоборствующих лагеря, ведущих отчаянное сражение между собой. И дело не только в отношении к президенту Дональду Трампу, которого демократы страстно ненавидят, но и в подходе к самой идее контроля над вооружениями.

Если когда-то, 50 лет назад, первые соглашения в этой сфере подписывались республиканским президентом Ричардом Никсоном, потом позднее и Рональдом Рейганом, и Джорджем Бушем-старшим, и Джорджем Бушем-младшим, то сегодня в Республиканской партии практически не осталось сторонников контроля над вооружениями. Последним из них был сенатор Ричард Лугар (умер в 2019 году.— “Ъ”).

Сегодня нельзя назвать, наверное, ни одного влиятельного представителя Республиканской партии, который бы выступал за контроль над вооружениями.

В то же время в Республиканской партии резко усилились позиции противников контроля над вооружениями, которые изначально выступали против признания паритета между Вашингтоном и Москвой в любых областях, в том числе и в ядерной сфере.

При этом надо учитывать, что за сохранение Договора СНВ-3 выступают, как это ни странно, представители агрессивного милитаризма в США. Сторонники этого соглашения есть в Пентагоне и в ЦРУ. Их интересует предсказуемость развития российских ядерных сил, особенно в условиях, когда Россия создает новые более эффективные ядерные системы. Они заинтересованы в том, чтобы определенный уровень транспарентности и предсказуемости сохранялся, по крайней мере пока не произошла модернизация американских ядерных сил.

— А в Демократической партии?

— Там ситуация иная. Идеи традиционного контроля над вооружениями по-прежнему широко распространены среди демократов. В той или иной степени за продление Договора СНВ-3 выступают почти все претенденты на роль кандидата в президенты от Демократической партии на выборах этого года. Хотя, конечно же, этот вопрос не является главным в их избирательных программах.

С этой точки зрения, если пофантазировать и предположить, что кандидат от демократов победит на президентских выборах в ноябре, то, я думаю, он вполне мог бы уже 20 января 2021 года в своей инаугурационной речи объявить о том, что США согласны продлить Договор СНВ-3.

В то же время за последние полвека антироссийские настроения Демократической партии впервые проявляются куда более ярко, чем Республиканской партии. Демократы яростно и пламенно ненавидят Дональда Трампа и не хотят признавать причины своего поражения на прошлых президентских выборах. Тогда Демократическая партия в целом и ее кандидат Хиллари Клинтон, по сути, потеряли связь со значительной частью базы демократических избирателей. Эти люди перешли на сторону Дональда Трампа. И тогда Хиллари Клинтон, да и Демократическая партия в целом нашли легкое объяснение поражения: во всем виноват Владимир Путин, во всем виновата Россия.

Это не значит, что республиканцы занимают пророссийские позиции, но они, естественно, не могут поддержать тезис демократов, что их президент — российский агент, марионетка и так далее. И вот это противоречие в позициях демократов, конечно, играет свою роль в сфере контроля над вооружениями, поскольку нельзя одновременно обвинять Владимира Путина во всех грехах и в то же время требовать, чтобы Дональд Трамп заключил с ним договоренность о продлении СНВ-3.

— Каков в этой ситуации ваш прогноз по поводу договора?

— Последние мои контакты с представителями администрации Дональда Трампа вселяют слабую надежду, что, может быть, все-таки серьезные переговоры начнутся и договор будет продлен. Вопрос упирается в требования США, чтобы Китай присоединился к российско-американским договоренностям.

— Американские официальные лица не раз говорили об этом, но ведь китайцы подчеркивают, что на данном этапе не считают это целесообразным и возможным.

— Ключевой приоритет администрации Дональда Трампа во внешней политике — притормозить Китай. И как экономическую, и как военную сверхдержаву. Но американцы пока не конкретизировали свое предложение по поводу возможного присоединения Пекина к договоренностям между Вашингтоном и Москвой в сфере контроля над вооружениями. Между тем существует очень большой разрыв между ядерными арсеналами России и США, с одной стороны, и китайским арсеналом — с другой. У нас и у американцев равные потолки, китайский потенциал куда скромнее. И что делать в такой ситуации? Разрешить Китаю наращивать ядерный арсенал до уровней России и США?

— Госсекретарь США Майкл Помпео сказал в декабре, что в случае с Китаем речь может идти не об ограничениях, а о неких принципах.

— Да, но пока они не расшифрованы. Возможно, речь идет о том, что Китаю предложат взять на себя обязательство не наращивать свой ядерный арсенал. И здесь возникает перспектива не трехстороннего российско-американско-китайского договора, а тройки в составе Великобритании, Франции и Китая, у которых примерно одинаковое количество ядерных вооружений. Речь идет примерно о 200–300 единицах, хотя, возможно, у Китая их несколько больше.

Эта тройка могла бы выступить с политическим заявлением о готовности не наращивать свои ядерные арсеналы при условии, что Россия и США сохраняют СНВ-3 и возьмут на себя обязательства по дальнейшему сокращению. Это кстати полностью отвечало бы требованиям Договора о нераспространении ядерного оружия. Если Великобритания и Франция поддержат эту идею, то Китай окажется в ситуации, когда противиться такому обязательству ему будет достаточно сложно.

— Но пока США не готовы объявить о намерении продлить Договор СНВ-3. А без него тройка вряд ли будет брать на себя какие-либо обязательства.

— Тут есть еще один аспект, который я хотел бы затронуть. Гипотетически он мог бы заинтересовать администрацию Дональда Трампа. Дело в том, что только Россия и США разделяют свое ядерное вооружение на стратегическое и тактическое. Критерий в 5,5 тыс. км — это критерий, которого придерживаются только две сверхдержавы, для остальных ядерных держав ядерное оружие — это ядерное оружие. Моя идея заключается в следующем. У России с США примерно по 4 тыс. ядерных боеголовок, ну еще несколько тысяч находится на предприятиях, ожидая своего демонтажа, но можно их в любой момент начать, наоборот, возвращать в строй. Так вот из них по Договору СНВ-3 только 1550 считаются развернутыми. Причем на самом деле и у нас, и у американцев меньше 1550, но правила засчета довольно кривые, поскольку тяжелые бомбардировщики приравниваются к одной боеголовке каждый. На самом деле они могут тащить 8, 10, 12, 16 ядерных зарядов, и с этой точки зрения и у нас, и у американцев в реальности больше стратегических ядерных зарядов.

И когда задумываешься, каким мог быть в идеале следующий шаг, то, как мне представляется, договор должен, во-первых, предусматривать более глубокие сокращения, а во-вторых, возникает довольно дурацкая ситуация, когда мы имеем систему верификации развернутых боеголовок, а то, что не развернуто, никак не проверяется.

Я же полагаю, что наши тактические ядерные вооружения могут рассматриваться как неразвернутые ядерные боеголовки, если применить формулу СНВ-3. Возможно, это заинтересовало бы Дональда Трампа, которому явно хочется сделать что-то новое, что-то, что лучше, чем договоренности, подписанные при Бараке Обаме. Можно было бы договориться об установлении неких количественных параметров России и США по всем ядерным боеголовкам, как развернутым, так и неразвернутым. Например, я называю цифру условно, 3 тыс. всего ядерных боеголовок у каждой стороны. Из них, предположим, 1,2 тыс. или 1 тыс. считаются развернутыми, а остальные, как стратегические, так и тактические, находятся на базах хранения, складированные, и не учитываются как развернутые. Мы в принципе уже сейчас попадаем под такого рода определение, у американцев ситуация иная, поскольку есть фактор американских ядерных средств передового базирования, которые находятся в Европе. Нежелание американцев выводить эти 120 или 150 ядерных зарядов из Европы будет главным препятствием к осуществлению такого предложения, о котором только что я говорил.

— В этом контексте не могу не спросить о перспективах предложенного Россией моратория на размещение в Европе ракет средней и меньшей дальности. Пока только Франция согласилась в принципе поговорить на эту тему, в то время как другие страны НАТО считают, что обсуждать тут нечего, поскольку, по их убеждению, Россия уже разместила на европейской части своей территории такие ракеты. Какие здесь могут быть компромиссы?

— Тут могут быть разные варианты. Например, мы могли бы вывести свои ракеты 9М729, которые как утверждают американцы, имеют дальность больше 500 км, за Урал, а американцы могли бы взять на себя обязательство не размещать свои ракеты средней дальности в Европе. А в Азии они их точно разместят, это вопрос решенный.

— Какими могли бы быть в таком случае меры верификации?

— Для верификации можно было бы, в частности, задействовать полеты в рамках Договора об открытом небе и наземные инспекции в рамках Договора СНВ-3. Надо, конечно, договариваться и о других мерах, хотя в условиях отсутствия юридически обязывающих договоренностей это очень непросто. И здесь естественно возникнет вопрос, а что будут показывать нам американцы.

Источник: Коммерсант.

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju