Саммит G20 в Индонезии должен сосредоточиться на ключевых императивах и требованиях современной мировой экономики, в первую очередь – на растущих рисках глобальной рецессии. Действительно, в экономической повестке дня присутствуют важные вопросы, которые ждут решения от крупнейших экономик мира в период беспрецедентных рисков и волатильности на рынках. Среди возможных тем для обсуждения – необходимость большей инклюзивности самого форума G20 с должным представительством развивающихся экономик. Налицо также растущая потребность в разработке скоординированного антикризисного механизма на фоне растущих опасений по поводу рецессии в мировой экономике.
Пожалуй, самый последовательный призыв к изменениям в рамках G20 на протяжении этого года был направлен на включение Африканского союза в круг полноправных членов G20. Такие призывы исходили как от академического сообщества (в качестве примера можно привести американского экономиста Джеффри Сакса), так и от самих африканских экономик. Действительно, на данном этапе единственной региональной организацией, получившей полноправное членство в G20, является Европейский союз, и отнюдь не очевидно, почему он должен осуществлять исключительное представительство всех региональных организаций в мировой экономике. Фактически за последние несколько лет Африканский союз добился значительных успехов в региональной экономической интеграции и может представлять Глобальный Юг в качестве регионального форума в G20 точно так же, как ЕС может быть региональным представителем Глобального Севера.
Учитывая предупреждение МВФ о растущих рисках рецессии, самым важным экономическим вопросом для обсуждения на саммите G20, возможно, станет координация антикризисных мер в масштабах мировой экономики. В ближайшие годы развивающиеся страны имеют уникальную возможность внести значимый вклад в превращение G20 в более эффективный и инклюзивный глобальный антикризисный механизм. О вопросах, которые будут стоять перед участниками саммита «Большой двадцатки» на Бали, пишет Ярослав Лисоволик, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай».
Саммит G20 в Индонезии должен сосредоточиться на ключевых императивах и требованиях современной мировой экономики, в первую очередь – на растущих рисках глобальной рецессии. Действительно, в экономической повестке дня присутствуют важные вопросы, которые ждут решения от крупнейших экономик мира в период беспрецедентных рисков и волатильности на рынках. Среди возможных тем для обсуждения – необходимость большей инклюзивности самого форума G20 с должным представительством развивающихся экономик. Налицо также растущая потребность в разработке скоординированного антикризисного механизма на фоне растущих опасений по поводу рецессии в мировой экономике.
Пожалуй, самый последовательный призыв к изменениям в рамках G20 на протяжении этого года был направлен на включение Африканского союза в круг полноправных членов G20. Такие призывы исходили как от академического сообщества (в качестве примера можно привести американского экономиста Джеффри Сакса), так и от самих африканских экономик. Действительно, на данном этапе единственной региональной организацией, получившей полноправное членство в G20, является Европейский союз, и отнюдь не очевидно, почему он должен осуществлять исключительное представительство всех региональных организаций в мировой экономике. Фактически за последние несколько лет Африканский союз добился значительных успехов в региональной экономической интеграции и может представлять Глобальный Юг в качестве регионального форума в G20 точно так же, как ЕС может быть региональным представителем Глобального Севера.
В более долгосрочной перспективе вопрос инклюзивности группы G20 может быть лучше всего решён развивающимися странами-членами, которые будут председательствовать в G20 в ближайшие 3 года. Фактически в течение 2023–2025 годов в G20 будут председательствовать три страны БРИКС: Индия в 2023 году, Южная Африка в 2024 году и Бразилия в 2025 году. Таким образом можно создать площадку, которая объединит региональные организации стран G20, тем самым расширив круг стран, участвующих в антикризисных усилиях и других координационных инициативах. Это начинание могло бы соответствовать предложению клуба «Валдай» от 2017–2018 годов, предусматривавшему создание платформы региональных интеграционных соглашений, региональных банков развития и региональных финансовых механизмов, членами которых являются страны G20.
Такую уникальную возможность повысить инклюзивность G20 для развивающихся странв ближайшие годы желательно не упустить. Включение Африканского союза в G20 будет важным событием, но его будет недостаточно для качественного решения вопроса инклюзивности в глобальном управлении. В G20 должна быть платформа для взаимодействия с остальной мировой экономикой, при этом отдельные малые страны, региональные организации и интеграционные группы должны иметь возможность вносить свой вклад в улучшение глобального управления.
Хотя платформы управления на макроуровне в рамках G20 таят в себе значительный потенциал, может также возникнуть необходимость обратиться к платформам микроуровня, которые нацелены на отраслевое сотрудничество, а также на повышение экономической эффективности предприятий. Одним из таких предложений, уже представленных Индией в связи с её предстоящим председательством в G20, является Start-Up 20 – платформа для облегчения создания стартапов в глобальной экономике. Она могла бы стать отличной площадкой для тиражирования передового международного опыта среди экономик G20, а также их региональных партнеров.
Учитывая предупреждение МВФ о растущих рисках рецессии, самым важным экономическим вопросом для обсуждения на саммите G20, возможно, станет координация антикризисных мер в масштабах мировой экономики. Процесс такой координации улучшается с каждым глобальным кризисом – совсем недавно, во время экономического спада 2020 года, G20 обеспечила более эффективное использование Глобальной сети финансовой безопасности за счет более широкого использования ресурсов многосторонних банков развития в общей борьбе с кризисом.
В рамках нового этапа скоординированного антикризисного реагирования
G20 возможно дальнейшее использование ресурсов, накопленных в региональных институтах развития. Предварительная координация приоритетных областей инвестиций между институтами развития (как национальными, так и региональными) могла бы дать более адресный ответ на глобальную рецессию. В то же время региональные интеграционные организации/соглашения также могли бы внести свой антикризисный вклад, отказавшись от протекционистских мер и согласовав инициативы по взаимной либерализации. В целом в ближайшие годы развивающиеся страны имеют уникальную возможность внести значимый вклад в превращение
G20 в более эффективный и инклюзивный глобальный антикризисный механизм.
Источник: Международный дискуссионный клуб «Валдай»