Российско-китайское сотрудничество набирает обороты «на всех этажах»
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Голосов: 1, Рейтинг: 5) |
(1 голос) |
Чрезвычайный и Полномочный Посол России, Член Совета Федерации ФС РФ, член РСМД
Андрей Иванович Денисов, на протяжении многих лет Чрезвычайный и Полномочный Посол России в КНР, а ныне сенатор Верхней палаты Российского парламента в эксклюзивном интервью «Международной жизни» подводит итоги только что завершившегося официального визита в Китай делегации Федерального Собрания РФ во главе с Председателем Совета Федерации В.И. Матвиенко.
«Международная жизнь»: Андрей Иванович, в качестве основной цели визита делегации наших парламентариев в Китай было заявлено участие в восьмом заседании российско-китайской межпарламентской комиссии по сотрудничеству. Насколько результативно прошло это заседание, полностью ли была исчерпана намеченная повестка?
Денисов А.И.: Восьмое заседание межпарламентской Комиссии по сотрудничеству, о котором Вы говорите, между органами высшей законодательной власти России и Китая, - это, действительно, главная цель визита. Главная, но не единственная. В ходе визита прошли и другие мероприятия, которые в целом, вылились в полномасштабный визит делегации обеих палат Федерального Собрания во главе с Председателем СФ В.И. Матвиенко. Дело в том, что заседания комиссии проводятся под со-председательством обеих Палат. Сейчас – очередь Верхней Палаты. Вот – общая композиция, а далее начинаются детали, но детали весьма важные. Прежде всего, это – первый визит после достаточно длительного перерыва, связанного с пандемией. Мы возобновляем очные контакты. Для общения это чрезвычайно важно. Разумеется, все эти три года мы поддерживали связь через видеоконференции, но, как показывает практика, несмотря на все могущество современной техники, личное общение не может быть ничем заменено. Это первое. Второе: в нынешнем году, когда после снятия режимных ограничений двусторонние отношения на всех этажах, что называется, набирают обороты, этот визит стал третьим визитом высокого уровня. В марте к нам приезжал китайский руководитель Си Цзиньпин. В мае состоялся визит в Китай Председателя Правительства Мишустина М.В. И вот сейчас – третья и по очередности, и по значимости, - встреча глав парламентов двух стран. Причем, в случае с премьером и с Председателем Совета Федерации партнеры с китайской стороны были новые. Российский премьер до этого ни разу не был в Китае и не встречался с китайскими партнерами. Что же касается Валентины Ивановны, то она неоднократно посещала КНР, и в свой нынешний визит она тепло вспоминала беседы и встречи с китайскими руководителями. Как бы то ни было, с новым Председателем Постоянного Комитета Всекитайского Собрания народных представителей (ВСНП), избранного на эту высокую должность только в мае, В.И. Матвиенко встречалась впервые.
«Международная жизнь»: Речь идет о Чжао Лэцзи ?
Денисов А.И.: Верно. Чжао Лэцзи – крупный государственный и партийный работник, занимавший высокие посты, как в китайских провинциях, так и в Центре, но Председателем Постоянного Комитета ВСНП он был избран только в марте. И первый контакт, на наш взгляд, получился хорошим. Появился такой душевный взаимный настрой, как показалось всем членам нашей делегации, и я думаю, китайской тоже. Словом, контакт между руководителями установлен, и теперь он будет продолжен и на нижестоящих уровнях.
Надо сказать, что в парламентах существуют группы дружбы с той или иной страной. В Верхней Палате такая группа переживает как раз стадию становления. Появилось много новых членов Совета Федерации, и сейчас идет как раз уточнение состава группы. В Государственной Думе такая группа есть, она уже действует. Ее возглавляет Сергей Гаврилов. Но вот в Китае, когда создали группу дружбы парламента нового созыва, для нас была приятная неожиданность: ее решил возглавить лично Джао Лэцзи, Председатель Постоянного комитета ВСНП. Это – частный, но весьма яркий штрих к палитре формирующегося климата, общей атмосферы сотрудничества между законодательными органами наших стран.
Далее: пожалуй, самым важным и по значимости, и с точки зрения иерархии визита, стала встреча Валентины Ивановны с Председателем КНР Си Цзиньпином. Вообще говоря, - это сложившаяся практика, когда приезжает или к нам из Китая, или из России в Пекин руководитель высокого ранга, скажем, Председатель парламента или Председатель правительства, - то, как правило, глава государства его принимает. То есть, здесь нет ничего выходящего за рамки сложившейся протокольной практики. Но вот, что вышло сейчас за рамки, - так это и характер беседы, и ее атмосфера, да и ее продолжительность. Беседа продолжалась вдвое дольше намеченного плана, и носила отнюдь не протокольный характер. Был очень живой обмен мнениями по самым разным вопросам. Си Цзиньпин тепло вспоминал свои поездки в Россию, причем еще не в качестве высшего руководителя КНР, и задолго до того, когда он впервые познакомился с Валентиной Ивановной Матвиенко…
«Международная жизнь»: А какой пост он тогда занимал?
Денисов А.И.: Он был заместителем Председателя Китайской Народной Республики. До марта 2013 года он официально занимал эту должность. Осенью 2012 года Си Цзиньпин был избран на высший партийный пост в стране – пост Генерального секретаря ЦК КПК. На официальный пост главы государства он был избран в марте 2013-го года. И сразу после избрания свой первый визит в качестве главы государства он совершил в Россию. Так произошло и сейчас. В марте состоялась, как я уже сказал, сессия малого созыва. Си Цзиньпин получил полномочия уже в третий раз в качестве главы государства.
Возвращаясь к официальному визиту В.И. Матвиенко: разумеется, ее встреча с первым лицом КНР имела очень значимый и весомый политический характер. Что касается деловых переговоров, то они прошли как раз с Джао Лэдзи и возглавляемой им делегацией китайских коллег, то есть китайской частью совместной межпарламентской Комиссии по сотрудничеству. И вот здесь уже возникают вопросы конкретные. Их можно разбить на несколько частей. Первое, и это главное - координация и обмен опытом законодательной работы. О чем идет речь? О том, что на пути развития отношений возникают препятствия, связанные с несовпадением норм правового регулирования того или иного рода деятельности. Например, карантинный контроль, я условно очень говорю. У нас – одни правила, у китайских коллег – другие. Или пересечение границы, например. Словом, существуют правила и процедуры, регулирующие практически все виды деятельности, которые, так или иначе, втягиваются в обмен. Возникает практическая необходимость что-то уточнять, в какой-то мере координировать.
«Международная жизнь»: Во время визита, кстати сказать, прозвучала по этому поводу такая формулировка: адаптировать законодательные базы наших стран для решения тех масштабных задач, которые были поставлены лидерами наших стран…
Денисов А.И.: Совершенно верно. Эта задача была названа, что называется, по имени в заключительной Декларации саммита глав наших государств в марте. Там четко было написано, что следует активизировать законодательную работу в обеих странах, направленную на облегчение условий сотрудничества в практических областях. Вот этим мы сейчас и занимаемся. Это – главное, но не единственное. Обмен опытом законодательной работы может и не обслуживать какие-то практические потребности, а просто быть интересным, потому что жизнь многоцветна и разнообразна. В каких-то вопросах наши китайские коллеги продвинулись дальше, вводя элементы регулирования в ту или иную сферу деятельности. В каких-то вопросах мы наработали опыт, который может быть интересен для китайских коллег. Такого рода сотрудничество ведется на следующем «этаже», этаже комитетов и комиссий парламентов. И у них в ВСНП, и у нас есть профильные комитеты. Например, Комитет по экономической политике, Комитет по социальным вопросам, Комитет по природопользованию, Комитет по сельскому хозяйств И они, собственно говоря, отвечают за правовое регулирование своих сфер деятельности. Это тоже вызывает взаимный интерес.
Далее: и в китайском парламенте, и у нас есть Комитеты по международным делам. Поэтому нам интересен и обмен мнениями. Причем, не просто обмен мнениями, что называется «по глобусу», - то есть по различным международным вопросам, хотя он сам по себе важен: парламентарии должны понимать позиции друг друга по тем или иным международным проблемам. Существенным в таких обменах является то, как парламентскими методами можно добиться решения тех или иных международных вопросов. Этим мы тоже занимаемся. Например, сотрудничество в рамках международных организаций, скажем в рамках ШОС. В работе этой организации принимают участие разные страны, но своего рода авангардную роль играют именно Китай и Россия. Поэтому решая вопросы укрепления правовой базы Шанхайской Организации Сотрудничества, мы со своими китайскими коллегами работаем и на двустороннюю пользу тоже.
Парламент в любой стране не может давать указаний исполнительным органам государственной власти, но он может порекомендовать, готовить к принятию те или иные решения. Это тоже важно с точки зрения продвижения нашей двусторонней повестки.
«Международная жизнь»: Андрей Иванович, Вы сейчас упомянули ШОС. Известно, что правила вступления в ШОС новых стран-партнеров, равно как и определения степени, их участия в работе этого многостороннего объединения гораздо более четкие, чем, например, в таком не менее значимом многостороннем формате как БРИКС. Буквально накануне нашей с Вами беседы на этот момент обратила внимание Валентина Ивановна Матвиенко, отвечая на мой вопрос относительно видения перспектив дальнейшего расширения этих двух организаций с российской и китайской стороны. Что Вы думаете по поводу правового обустройства БРИКС с учетом опыта ШОС?
Денисов А.И.: Я разделяю позицию Валентины Ивановны относительно того, что положительный опыт ШОС может быть применим в какой-то мере и для БРИКС. В Шанхайской Организации Сотрудничества есть градация определенная. Есть полноправные члены, есть наблюдатели, и есть партнеры по диалогу. Так же и в БРИКС: растущее число стран выражает желание в той или иной степени принять участие в работе объединения, не обязательно присоединяться, но в той или иной форме вовлекаться в орбиту этого авторитетного объединения. Для них, действительно, могут быть использованы те форматы, которые уже наработаны в рамках ШОС. Тем более что состав участников во многом пересекается.
Ну, и наконец, есть еще один важный аспект нашей совместной деятельности – это межрегиональные связи: связи между краями, областями, автономными республиками Российской Федерации, являющимися субъектами Федерации, и соответствующими китайскими территориальными единицами. В Китае есть провинции, автономные районы, есть города центрального подчинения, есть два специальных административных района Китайской Народной Республики: это Гонконг и Макао. Они так же являются субъектами в государственной структуре КНР. Особенно полезны с точки зрения практического наполнения связи приграничных регионов. Поэтому не случайно в качестве места для посещения в рамках парламентского визита помимо Пекина был выбран город Далянь. Крупный индустриальный центр, центр логистики, морской порт, огромный город провинции Ляонин, главной из трех провинций северо-восточного Китая, примыкающего к нашей Восточной Сибири и Дальнему Востоку. В состав нашей делегации входили руководители законодательных органов восточносибирских и дальневосточных регионов, а со стороны Китая, как принимающей страны-хозяйки, входили представители законодательных органов власти сразу нескольких провинций КНР, точнее пяти провинций и одного автономного района – Внутренней Монголии, который для нас является пограничным. Он граничит с нашим Забайкальем, Забайкальским краем. Вот здесь уже наработаны за многие годы всякого рода практики постоянного взаимного общения. Из-за COVID они фактически приостановились. Это и взаимные поездки друг к другу, и какие-то деловые вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью…
«Международная жизнь»: и во многом, гуманитарная составляющая разного рода обменов…
Денисов А.И.: Конечно, я к этому как раз и подхожу. Причем для гуманитарной составляющей очень важна в свою очередь, логистика, транспорт. Вот только что вошли в строй два первых моста через Амур: железнодорожный и автомобильный. Сказать, что они заработали, хотя уже построены и стоят, - пока, к сожалению, нельзя. Потому что еще не в полной мере готова береговая инфраструктура. Ведь на мост просто так не въедешь, особенно если этот мост пересекает границу. Нужны пограничные посты, таможенные посты, посты санитарного контроля, нужна логистика для пассажиров. Все это еще надо строить. Кроме того, у нас, например, разное время с нашими китайскими партнерами, могут не совпадать промежутки, отводимые на обеденный перерыв. Если они не совпадают, а перерыв и там, и там 1 час, - то из-за несовпадения перерыв в работе уже не один, а два часа. Мелочь, казалось бы, но мелочь крайне важная для людей, которые пересекают границу, перевозят грузы. Поэтому «на низах», что называется, вообще идет разговор о том, чтобы сделать пограничные и таможенные посты круглосуточными. Но для этого надо подготовить кадры, расставить людей, организовать смены и так далее. К тому же это не такое уж и дешевое дело. Тем не менее, вот такие, казалось бы, мелкие вопросы, они в значительной мере снимаются в процессе общения местных законодательных органов власти. Потому что регламенты принимают они. Законодатели устанавливают порядок работы тех или иных служб на своих территориях.
Мы, например, много слышали о детских фестивалях и по ту, и по эту сторону границы, спортивных соревнованиях. Например, летом между Благовещенском – центром Амурской области, и китайским городом Хэйхэ проводятся заплывы через Амур. А вот сейчас предлагается провести забег как раз по тому новому мосту, который построили между двумя берегами. Вроде бы тоже мелочь, но она сближает население, связи становятся привычными, приобретают, я бы сказал, плотные для людей формы. И такого рода деятельность тоже - в ведении законодательных органов, ведь все нужно регламентировать, а это их прямая компетенция.
Много нерешенных еще вопросов остается, и на китайской, и на нашей стороне. Поэтому для ускорения их решения нужно для начала, как минимум, их обозначить. Где китайские партнеры видят наши проблемы и наоборот, где мы видим их проблемы. Например, в области организации санитарного контроля, какие-то карантинные мероприятия, организация смен на пунктах пропуска, о чем я уже упоминал, и так далее. То есть, как видите, – довольно широкая гамма вопросов, которая входит в нашу повестку, в нашу, что называется, сферу видения. В «нашу» я имею в виду законодательных органов как центральных, так и местных. Вот, собственно, - основное наполнение нашей текущей повестки.
«Международная жизнь»: Андрей Иванович, спасибо за столь детальный и развернутый рассказ о «сфере видения» законодателями наших стран российско-китайского взаимодействия, как текущего, так и на перспективу. Всяческих успехов Вам в столь многотрудном, но таком важном для нашего общего будущего деле!
Источник: Международная жизнь
(Голосов: 1, Рейтинг: 5) |
(1 голос) |