Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Руслан Гринберг

Научный руководитель Института экономики РАН, член-корреспондент РАН, член РСМД

Министр экономического развития Алексей Улюкаев на инвестиционном форуме в Сочи сделал весьма неожиданное признание, заявив о наличии «дисбаланса между задачами развития страны, нации, каждого отдельного человека и ресурсным их обеспечением». Это состояние все больше ухудшается, — уточнил глава МЭР. Выход из создавшейся ситуации видит министр финансов Антон Силуанов. На том же форуме в Сочи он заявил, что оптимизация может коснуться социальных расходов и расходов на оборону. Что означают эти заявления? Об этом размышляет директор Института экономики РАН, доктор экономических наук Руслан Гринберг.

— Правительство дает понять, что готово пересмотреть свои обязательства, в том числе и в социальной сфере?

— Конечно. Думаю, что это так. Вообще у нас на протяжении последних десятилетий основные сферы человеческого общежития — наука, образование, культура и здравоохранение — попросту игнорировались. Так было и в последние годы советской власти, и в первое десятилетие новой России. Социальная сфера финансировалась по остаточному принципу — главное, чтобы все это не рухнуло и держалось на плаву. Это было результатом совершенно порочной философии о безусловной благотворности свободного рынка. Между тем, давно уже стало очевидным, что такой подход блокирует развитие общества.

Потом — в период «вставания с колен» — произошла некоторая корректировка. Началось возвращение к имперским ценностям. Стали выделяться деньги на «социалку», начали делать упор на обеспечение оборонного заказа. Но, мне кажется, наше руководство не было уверено в том, что вливания в науку, образование и здравоохранение могут быть эффективными. Установка оставалась прежней: развивать нужно то, что способно приносить деньги. А «социалка» традиционно убыточна. «Мериторные блага» (merit goods — «социально-значимые блага») денег не приносят, наоборот, они требуют вложений.

— Но откуда такой пессимизм чиновников? Ведь еще месяц назад все радовались санкциям — мол теперь-то мы запустим свою промышленность и все будет ok?

— Действительно, сейчас мы наблюдаем эйфорию по поводу того «шанса», который мы получили в связи с западными санкциями и который нас должен сподвигнуть производить не только ресурсы, но и готовую продукцию. Но при этом многие забывают о нашей хронической проблеме — серьезнейшей примитивизации структуры экономики. Философия свободного рынка привела к тому, что закрыли ПТУ, отраслевые НИИ и сами производства. И ничего удивительного тут нет: с самого начала наших реформ задача заключалась в удовлетворении потребительского спроса. И она реализовалась в полном объеме. Отсюда — гипертрофированное развитие импорта и закрытие собственных производств.

И вот сегодня многие говорят о том, что Западу нужно дать орден за толчок к развитию нашей экономики. Но готовность все это реализовать у нас нулевая. Поэтому мне, и не только мне, надежды на модернизацию индустриального ландшафта по всему фронту кажутся иллюзорными. Но эти надежды порождают колоссальный натиск на бюджет. Если даже нефтяные компании, которые из-за санкций теперь лишены внешнего финансирования, просят денег. А где их взять? Только из внутренних источников. А источники эти весьма ограничены. Отсюда и заявления министров об оптимизации расходов.

— Но социальная сфера — сфера чувствительная.

— Конечно. Тем более, что разворачивается рецессия. Правда, некоторые считают, что это стагнация, но в данном случае это сути дела не меняет. А тут еще оптимизация. В итоге реальные доходы будут падать. В этих условиях под угрозой оказывается социальная стабильность. Так что признания Улюкаева очень симптоматичны. Они точные, смелые, но, на мой взгляд, запоздалые.

— «Смелые и точные» — это хорошо. Но что теперь нужно делать?

— Мы не единственные на Земле — многие страны попадали в такие критические ситуации. И здесь я не вижу никакой альтернативы отбору приоритетов в индустриальной политике и их систематическому финансированию под жестким контролем.

— Но, если судить по заявлениям министров, они по сути расписываются в беспомощности: раньше была задача выполнить «майские» указы президента, в том числе, по развитию социальной сферы, а теперь речь идет об оптимизации?

— Нет, ни в коем случае никто ни в чем не расписывается. Я думаю, правительство будет вынуждено увеличить государственные расходы, а значит, увеличить дефицит госбюджета. По нашим расчетам, оно может довести этот дефицит до 3-4% ВВП. Несмотря на трудности с получением внешних заимствований, есть возможности занять внутри страны. Думаю, будет принято решение оживить экономическое развитие. И потихонечку нужно выбираться из этой ямы.

Если, конечно, будет создан четкий план. Другой вопрос — кем он будет контролироваться. За последние четверть века у нас так и не создан механизм координации разных политик, разных ведомств. Это то, что сильно отличает нас от наших партнеров на Западе. И тут я вынужден говорить, казалось бы, странные для меня слова о необходимости создания такого органа как Госплан.

— То есть возвращение к административно-командным методам управления экономикой?

— Ни в коем случае! Тут очень тонкая грань между административным планированием и индикативным. Проще говоря, планы должны быть не приказами, как в СССР, а планам-стимулами. И тут я вижу общий фронт задач по трем критериям.

Первое — это те производства, которые еще можно выдвинуть на конкурентный уровень в мировом масштабе. Второе — производства, имеющие социальное значение. Например, в моногородах. На них выпускается продукция, которая никому не нужна, но люди должны выживать, и поэтому закрыть эти производства нельзя. Третье — предприятия, обеспечивающие обороноспособность. Вне зависимости от экономической конъюнктуры, эти предприятия должны выпускать продукцию. Если по этим трем направлениям создать «дорожные карты» и действовать, может быть неплохой результат.

— Антон Силуанов сказал, что источники оптимизации находятся в социальном блоке и расходах на нацоборону. С учетом наших отношений с Западом оборона — приоритет номер один. И что — тоже пойдет под нож?

— Ничего под нож не пойдет! Будут постепенно отодвигаться сроки финансирования. Понятно, что есть критически важные сферы, которые будут финансироваться по-прежнему, а все остальное будет получать в день по чайной ложке.

— И сколько так будет продолжаться?

— Для меня ясно одно: мы должны всячески содействовать завершению конфликта на Украине. Мне кажется, этого хотят все — и американцы, и европейцы, и украинцы, и мы. Угасание конфликта породит надежды, что восстановится партнерство с Европой во имя модернизации. Я не верю, что мы можем найти свое счастье на востоке Украины.

— Алексей Улюкаев заявил, что сейчас нет выбора между плохой и хорошей политикой, сейчас выбор «между плохой и очень плохой». Видимо, имеется в виду экономическая политика. Что это означает?

— Выбор всегда именно такой, особенно, когда вы загнаны в угол. И не важно при этом, вы себя туда сами загнали или кто-то вас туда загнал.  

Источник: Профиль

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju