Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Руслан Гринберг

Научный руководитель Института экономики РАН, член-корреспондент РАН, член РСМД

Если верить последнему прогнозу Банка России, то в этом году ВВП "вырастет" на 0,3%, по базовому сценарию в 2015 году нам и вовсе светит 0 уже без всяких запятых, в 2016 году положение не изменится, рост составит аж 0,1% ВВП, и только в 2017 году появится просвет - рост на 1,6%. Откуда возьмется рост и что в принципе может его вернуть?

Что в сегодняшних условиях может стать драйвером роста? Начнем от противного. Им не может стать экспорт, во всяком случае, не в той мере, как в прежние годы, - уже в силу очевидного падения цен на нефть. Драйвером роста не может стать и потребительский спрос. В силу падения темпов роста реальных доходов населения, сокращения роста объемов потребительского кредитования и опережающего все прогнозируемые показатели роста цен.

Главное, что нужно для роста, - это инвестиции. Кто их сгенерирует? Частный капитал полностью дезориентирован, его бегство продолжается, хотя цифры чистого оттока отражают, конечно, и платежи по долгам. Остаются госинвестиции. Однако инвестиционная часть федерального бюджета, во-первых, уже сокращается. Во-вторых, неминуемый секвестр (в бюджетную трехлетку до 2017 года заложены, увы, нереальные параметры), конечно, затронет и бюджетные инвестиции. В-третьих, инвестиционная часть бюджета - одна из самых непрозрачных частей бюджетных расходов со всеми хорошо известными последствиями. Значит, инвестиционный спрос должны предъявить госкомпании.

Такое признание после почти четверти века движения, которое должно было привести к рынку, при том что экономика и так на две трети за государством, дорого стоит мне, как и любому ответственному экономисту. Сердце кровью обливается, но надо смотреть правде в глаза: больше некому удержать экономику от падения.

Драйвером роста, как в  прежние годы, не можетстать экспорт - в силу очередного падения цен на нефть

Скажу по-другому. Российская экономическая модель должна обновиться. Не потому что в вечном споре либералов с государственниками одни победили других. В этом споре победителя не будет. Причина банальнее и, если называть вещи своими именами, тревожнее. К середине или к концу будущего года нынешняя модель потеряет свою сердцевину - резервные деньги. Значит, она точно должна обновиться. Как уже было сказано. Упор должен быть сделан на инвестиционный спрос со стороны госкомпаний.

Происходит ли поворот на деле? Тест - использование Фонда национального благосостояния (ФНБ). Министр экономического развития Алексей Улюкаев в своих статьях призывал 100% ФНБ направить на финансирование инфраструктурных проектов. В принципе госкомпании и должны в первую очередь заниматься инфраструктурой. Потому что с прибыльным бизнесом частник может справиться и сам, а вот с инфраструктурой - никак. Она окупается не сама по себе, что бы по этому поводу ни думал минфин, а через позитивное влияние на целый комплекс отраслей, через подъем территорий и целых регионов. А это уже совсем другая, доступная только государству, а не частнику окупаемость. С другой стороны, для частного инвестора развитая инфраструктура значит не меньше, чем хороший инвестиционный климат, точнее, это и есть важная часть широко понимаемого инвестиционного климата.

На деле же бенефициарами использования ФНБ оказываются нефтяники. Да, они в долгах, да, они в прицеле секторальных санкций, их перспективные проекты откладываются. Им надо помочь. Но вряд ли так, чтобы произошел кругооборот нефтеденег (сначала от нефтяников в ФНБ, потом из ФНБ нефтяникам), - это никак не замена модели экономического развития, в которой страна кровно заинтересована.

Конечно, новые нефте- и газопроводы - это тоже инфраструктура, но особого рода. Их окупаемость вопросов не вызывает: чем больше экспорт, тем больше собирается пошлин в федеральный бюджет. Но что выигрывают регионы, по которым проходят трубы? Это прекрасно, что "Газпром" наращивает трубы-потоки во все стороны света. Досадно при этом, что многие российские регионы продолжают испытывать дефицит газоснабжения. Совсем другой эффект дают дороги, что автомобильные, что железные. Когда Петр Столыпин сформулировал (а возможно, повторил) замечательный афоризм: "Деньги ходят по дорогам", он имел в виду то, что теперь казенно называется мультипликативным эффектом.

Мало того, нефтяники, не попавшие на раздел пирога ФНБ, призывают, как это делает "ЛУКОЙЛ", если верить сообщениям СМИ, вернуть заморозку тарифов естественных монополий. Интерес "ЛУКОЙЛа" понятен, но именно здесь проходит водораздел. Или Россия надеется в сложившихся условиях переломить тренд, ведущий в кризис, и найти новые крупные инвестиционные инфраструктурные проекты, которые могут поднять госкомпании, на что обязательно отзовутся частные инвесторы, которые "пойдут по дорогам", или свет в конце туннеля потухнет, только наши нефтекороли станут еще богаче. По-моему, выбор очевиден.

Источник: Российская Газета

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся