Read in English
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Тимофей Бордачев

Д.полит.н., научный руководитель ЦКЕМИ НИУ ВШЭ, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай», член РСМД

Масштабные изменения внутренней и международной политической конфигурации на Ближнем Востоке, получившие в массовой культуре определение «арабская весна», совпали по времени с возвращением России в большую мировую политику. В этом отношении вмешательство Москвы в конфликт вокруг Сирии сыграло для укрепления её глобальных позиций гораздо большую роль, чем реакция на переворот на Украине или наказание Грузии в 2008 году. В этих двух случаях Россия отвечала на враждебные действия стран Запада и вела, по сути, оборонительные бои на ближних подступах к своей суверенной территории. На Ближнем Востоке, в Сирии и затем в Ливии, Россия показала способность проецировать свои национальные интересы и ценности далеко за пределы той скромной зоны влияния, которая осталась у неё после холодной войны.

Непосредственная причина российского вмешательства в Сирии хорошо известна – в случае падения законного правительства территория этой страны должна была превратиться в зону контроля религиозных экстремистских организаций. Большинство из этих запрещённых в России группировок в силу природы своей идеологии много лет провоцировали бы нестабильность на всём Ближнем Востоке и в соседних странах. Расстояние от российских границ до этого региона в действительности незначительное. Победа радикалов в Сирии стала бы надёжным инструментом в руках США для того, чтобы держать в напряжении не только союзников Вашингтона в Европе, Израиле или странах Залива, но и дестабилизировать положение в Центральной Азии и Закавказье.

На Ближнем Востоке стратегии России и Запада столкнулись по самому важному для современного мира вопросу – по вопросу права на нарушение формального принципа суверенного равенства государств в рамках системы ООН, пишет Тимофей Бордачёв, программный директор клуба «Валдай». Российское вмешательство в Сирии на стороне законного правительства поставило точку в истории однополярного мира.

Масштабные изменения внутренней и международной политической конфигурации на Ближнем Востоке, получившие в массовой культуре определение «арабская весна», совпали по времени с возвращением России в большую мировую политику. В этом отношении вмешательство Москвы в конфликт вокруг Сирии сыграло для укрепления её глобальных позиций гораздо большую роль, чем реакция на переворот на Украине или наказание Грузии в 2008 году. В этих двух случаях Россия отвечала на враждебные действия стран Запада и вела, по сути, оборонительные бои на ближних подступах к своей суверенной территории. На Ближнем Востоке, в Сирии и затем в Ливии, Россия показала способность проецировать свои национальные интересы и ценности далеко за пределы той скромной зоны влияния, которая осталась у неё после холодной войны.

Непосредственная причина российского вмешательства в Сирии хорошо известна – в случае падения законного правительства территория этой страны должна была превратиться в зону контроля религиозных экстремистских организаций. Большинство из этих запрещённых в России группировок в силу природы своей идеологии много лет провоцировали бы нестабильность на всём Ближнем Востоке и в соседних странах. Расстояние от российских границ до этого региона в действительности незначительное. Победа радикалов в Сирии стала бы надёжным инструментом в руках США для того, чтобы держать в напряжении не только союзников Вашингтона в Европе, Израиле или странах Залива, но и дестабилизировать положение в Центральной Азии и Закавказье.

Под угрозой бы оказались светские режимы всех стран этого соседнего с Россией региона. Известно, что значительное количество выходцев из стран Центральной Азии участвовали в радикальных группировках на территории Сирии и Ирака. Таким образом, Россия в очередной раз выполнила свою миссию основного поставщика безопасности для государств южной части бывшего СССР и, опосредованно, для Китая. Несмотря на то, что для Москвы такая миссия является сложной и затратной, она неизбежна в силу географической близости этих стран к индустриальным центрам России в Сибири. К тому же содействие странам Центральной Азии в отражении внешних вызовов – это инструмент, который используется для того, чтобы избежать соблазна вернуться к прямому контролю над ними в интересах безопасности России.

При этом надо понимать, что для США нестабильность и военные конфликты на Ближнем Востоке и в его окрестностях не несут совершенно никакой угрозы национальной безопасности.

Это объясняется географическим положением, отделяющим США от наиболее проблемного региона мира тысячами километров. В отличие от России, Китая или Европы американцы могут смотреть на региональные процессы с точки зрения дипломатической игры, а не обеспечения собственной безопасности. Поэтому для России предотвратить такое развитие событий было к середине 2010-х годов важной задачей в рамках соревнования великих держав и предотвращения возникновения базы враждебного влияния на своей периферии.

Тем более что к этому времени у России появились военно-дипломатические ресурсы для такой политики. События вокруг Украины в 2014 году показали готовность вооружённых сил к осуществлению сложных операций, активно продвигался процесс технического оснащения армии современными вооружениями. Операция в Сирии помогла более чётко понять реальные задачи военно-морских сил для такой континентальной державы, как Россия, и в условиях современных военно-технологических достижений.

Силовое вмешательство России в ближневосточные процессы позволило существенно улучшить отношения с монархиями Персидского залива. Эти государства являются достаточно архаичными в плане менталитета и представлений о соотношении силы и сотрудничества в международных делах.

Как подтверждает дипломатическая практика последних лет, способность России к военному воздействию далеко за пределами своих границ стала убедительным аргументом для того, чтобы политика монархий Залива стала более благоразумной.

Сама по себе ситуация на Ближнем Востоке постепенно пришла в состояние новой нормальности. Только одна страна региона – Тунис – движется, хотя и очень неуверенно, в сторону более стабильных институтов государственной власти на основе принципа сменяемости. Другие государства, оказавшиеся в центре «арабской весны», вернулись к тем формам государственности, которые им были исторически свойственны. Постепенно возвращается игра крупных и средних внешних держав как важнейший фактор развития региона.

В этой игре партнёрами России являются не только Запад, но и региональные силы, например, Иран или Турция. Национальные интересы этих стран могут не совпадать с российскими представлениями и даже вступать с ними в противоречие. Это, однако, не является препятствием для того, чтобы выстраивать с ними рабочие отношения. Наиболее важный фактор – Иран не является, а Турция является во всё меньшей степени частью коллективных институтов и сообщества Запада, которые ставят в отношении России цели подрыва существующей политической системы. Чем больше Турция будет вовлекаться в региональные вопросы безопасности и играть в них самостоятельную роль, тем лучше для интересов России.

Но предотвращение угрозы в отношении себя было не единственной задачей возвращения на Ближний Восток и, значит, в большую международную политику. Активное участие Москвы в региональных делах является обязательным атрибутом великой державы, способной отстаивать своё представление о справедливости в глобальном масштабе. В центре этих представлений – моральный императив сохранения суверенного государства как единственного фактора стабильности и сотрудничества в международной политике. Несмотря на свои масштабы и военное могущество, Россия традиционно придерживается консервативного ценностного подхода к международным делам. Поэтому для неё ставка на суверенные государства как участников международного сотрудничества является естественной. Сирия – благодаря российской политике – единственный современный пример сохранения такого государства (хотя были ярко выраженные намерения его уничтожить со стороны значительной группы великих и средних держав).

По сути, на Ближнем Востоке стратегии России и Запада столкнулись по самому важному для современного мира вопросу – по вопросу права на нарушение формального принципа суверенного равенства государств в рамках системы ООН. После холодной войны США и их союзники присвоили себе привилегию распоряжаться интерпретацией этого принципа в своих эгоистических интересах. Эта привилегия стала, на самом деле, их главным приобретением, намного более важным, чем территориальные завоевания в Восточной Европе или присутствие на пространстве бывшего СССР.

В 2011 году США и Европа смогли в последний раз поступить не в соответствии с международным правом, а по собственному усмотрению, когда военным путём добились свержения государственного режима в Ливии. Российское вмешательство в Сирии на стороне законного правительства поставило точку в истории однополярного мира.

Участие России в делах Ближнего Востока решило эту проблему международной политики, унаследованную от короткой эпохи силового доминирования Запада. Сейчас любое суверенное государство, когда оценивает возможности своего выживания может исходить из того, что в мире есть не один, а несколько источников силы, на которые можно опереться. Китай пока не продемонстрировал убедительной способности к аналогичным с Россией действиям. Однако его экономические связи потенциально могут стать альтернативным источником средств развития для стран, которые не готовы ориентироваться на милость США и Европы.

В целом итоги «арабской весны» стали для России положительными и смогли в определённой степени компенсировать ущерб от дипломатического поражения на Украине в 2014 году. После успеха в Сирии Москва более уверенно повела себя в отношении кризиса в Белоруссии летом – осенью 2020 года, который теоретически мог привести к драматическому исходу для всей европейской безопасности. В отличие от российской политики в Азии, где за присутствием должна стоять многолетняя работа по завоеванию экономических позиций, на Ближнем Востоке успех стал результатом того, что у России получается лучше всего – дипломатического искусства и военной решительности. И текущее положение в регионе вселяет оптимизм – именно такие свойства останутся в обозримой перспективе важнейшими для достижения результатов.



Источник: Международный дискуссионный клуб «Валдай»

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju