Read in English
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Тимофей Бордачев

Д.полит.н., научный руководитель ЦКЕМИ НИУ ВШЭ, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай», член РСМД

Отношения между Россией и государствами Центральной Азии представляют собой феномен в современной международной политике: продукт взаимодействия нескольких уникальных факторов, не требующий доказательств на концептуальном уровне. И дело тут не в общем наследии эпохи нашего совместного развития в составе одного государства. 

Во-первых, речь идёт о подлинной общности географического пространства. Во-вторых, центральное место занимает отсутствие даже гипотетической вероятности того, что наши соседи в регионе будут на уровне своей государственной политики представлять угрозу для России. Поэтому наши отношения находятся за пределами нормальной международной политики, которая, согласно классическому определению французского политолога Раймона Арона «развивается в тени войны». Эти две аксиомы составляют прочную основу отношений, и на их фоне мы наблюдаем действие всего остального. Даже того, что может иметь серьёзное тактическое значение, но в любом случае остаётся вторичным для общей стратегической оценки ситуации. В первую очередь потому, что мы неизбежно рассматриваем все другие вопросы отношений между Россией и государствами региона через призму общей географии и отсутствия военной угрозы.

Отчасти это делает наше взаимодействие проще, помогает обрести устойчивую основу и уверенность в том, что самые драматические сценарии исключены. Россия и страны Центральной Азии уверены в том, что и в будущем смогут находить решения текущих задач в условиях, когда создание между ними чётких разделительных барьеров невозможно. Они также твёрдо исходят из того, что отношения являются фундаментально дружественными и не содержат в себе взаимного сдерживания, заставляющего международную политику во всех остальных случаях быть основанной на страхе. Отметим, что в первую очередь такой подход является определяющим для России, которая видит, судя по всему, в Центральной Азии регион, где невозможно даже теоретически представить возникновение государства или союза государств, ставящих антироссийские действия в центр своей внешнеполитической стратегии. Более того, в силу своего геополитического положения Центральная Азия не может рассматриваться, как пространство для развёртывания значительных сил и средств держав, намерения которых в отношении интересов безопасности России являются враждебными. Поэтому даже во второй половине позапрошлого столетия противоречия и тактические недоразумения между Россией и Великобританией не особо сказывались на общем характере отношений этих европейских империй.

Отношения между Россией и государствами Центральной Азии представляют собой феномен в современной международной политике: продукт взаимодействия нескольких уникальных факторов, не требующий доказательств на концептуальном уровне. И дело тут не в общем наследии эпохи нашего совместного развития в составе одного государства. Самые важные из этих факторов имеют более фундаментальный характер, пишет программный директор клуба «Валдай» Тимофей Бордачёв.

Во-первых, речь идёт о подлинной общности географического пространства. Во-вторых, центральное место занимает отсутствие даже гипотетической вероятности того, что наши соседи в регионе будут на уровне своей государственной политики представлять угрозу для России. Поэтому наши отношения находятся за пределами нормальной международной политики, которая, согласно классическому определению французского политолога Раймона Арона «развивается в тени войны». Эти две аксиомы составляют прочную основу отношений, и на их фоне мы наблюдаем действие всего остального. Даже того, что может иметь серьёзное тактическое значение, но в любом случае остаётся вторичным для общей стратегической оценки ситуации. В первую очередь потому, что мы неизбежно рассматриваем все другие вопросы отношений между Россией и государствами региона через призму общей географии и отсутствия военной угрозы.

Отчасти это делает наше взаимодействие проще, помогает обрести устойчивую основу и уверенность в том, что самые драматические сценарии исключены. Россия и страны Центральной Азии уверены в том, что и в будущем смогут находить решения текущих задач в условиях, когда создание между ними чётких разделительных барьеров невозможно. Они также твёрдо исходят из того, что отношения являются фундаментально дружественными и не содержат в себе взаимного сдерживания, заставляющего международную политику во всех остальных случаях быть основанной на страхе. Отметим, что в первую очередь такой подход является определяющим для России, которая видит, судя по всему, в Центральной Азии регион, где невозможно даже теоретически представить возникновение государства или союза государств, ставящих антироссийские действия в центр своей внешнеполитической стратегии. Более того, в силу своего геополитического положения Центральная Азия не может рассматриваться, как пространство для развёртывания значительных сил и средств держав, намерения которых в отношении интересов безопасности России являются враждебными. Поэтому даже во второй половине позапрошлого столетия противоречия и тактические недоразумения между Россией и Великобританией не особо сказывались на общем характере отношений этих европейских империй.

Вместе с тем наблюдатели высказывают опасения, что такая степень уверенности в незыблемом характере добрососедства может вести к соблазну недостаточно серьёзно относиться к текущим вызовам и проблемам тактического характера. Также это может провоцировать пренебрежение в отношении тех явлений, которые потенциально могут иметь разрушительный эффект для взаимного доверия. В частности, сейчас эксперты России и стран Центральной Азии обсуждают распространение взаимной негативной риторики в средствах массовой информации. Эти проявления, конечно, не несут в себе угрозы серьёзного взаимного отторжения или, хуже того, враждебности. Однако в сочетании с другими факторами они могут стать в будущем одним из препятствий для сотрудничества там, где оно действительно необходимо. Нельзя забывать и про деятельность тех сил, для которых дестабилизация в Центральной Азии является потенциально важным инструментом дипломатического взаимодействия не только с Россией, но и с Китаем. Мы не можем с уверенностью прогнозировать ход китайско-американского соперничества в будущем. И активное китайское присутствие в Центральной Азии, уже приносящее зримую выгоду для экономик региона, может только спровоцировать такие негативные вторжения.

Не говоря уже о том, что основанная на объективных факторах уверенность в завтрашнем дне ограничивает диалог и сотрудничество там, где нам было бы неплохо уже сейчас находить совместные решения для возникающих проблем. А также создавать общие подходы к оценке того, как эволюция государственности России и стран Центральной Азии сказывается на их способности к тому, чтобы на прочной основе наших отношений росло устойчивое сотрудничество. Именно этого ожидают от России и Центральной Азии наши общие соседи в Китае, Иране или Афганистане. Но также и другие крупные державы Евразии, в частности Индия.

Сегодня, когда сотрудничество России и стран Центральной Азии выходит на новый уровень, представляется важным обратить внимание на несколько вопросов, которые будут сопровождать его в ближайшем будущем. Один из них – управление рисками, связанными с объективными процессами развития общества. Эти процессы, как и связанные с ними внутриполитические события, являются результатом движения наших стран по пути консолидации государственности и её развития в меняющихся международных условиях. Они также отражают внутренние трансформации, неизбежно возникающие в качестве ответа на внешние вызовы, изменения социального и экономического характера, смену поколений государственных деятелей и многое другое.

Ни для кого не секрет, например, что в странах Центральной Азии процессы модернизации, экономической открытости, а также наращивания международного сотрудничества в сфере науки и образования сопровождаются определённой архаизацией общественного уклада. Отчасти эта архаизация является ответом на вызовы и соблазны окружающего мира, но также становится неизбежным следствием движения по пути самостоятельного принятия внутриполитических и внешнеполитических решений. От этого, на самом деле, не свободен сейчас практически никто, и Россия, конечно, не является исключением. Тем более что она сама на протяжении нескольких десятилетий идёт по пути строительства своей многонациональной и многорелигиозной государственности на непривычной республиканской основе. Кроме того, мы наблюдаем проявления архаизации в самом российском обществе, что становится, по мнению специалистов, реакцией на вызовы и тревоги современного мира, результатом объективных усилий государства по созданию для себя более прочной социальной основы.

Непосредственно связана с архаизацией общественного уклада общая для России и стран Центральной Азии проблема религиозного радикализма и экстремизма. Тем более в условиях, когда всё более активное включение в глобальную экономику повышает риски обнищания значительных масс населения. В Центральной Азии эти процессы могут усугубляться объективными проблемами изменения климата, недостатка воды и энергетическим стрессом. Государства региона, конечно, находятся в достаточно привилегированном географическом положении для того, чтобы испытывать серьёзные озабоченности по поводу трансграничных проявлений этого вызова: они не граничат с Турцией, Израилем и достаточно удалены от монархий Персидского залива. Никто из соседей стран Центральной Азии не рассматривает всерьёз их территории, как базу для развёртывания подрывной деятельности в своих геополитических интересах. Однако нельзя до конца исключать, что внутри самих стран региона могут возникать очаги экстремизма, проявления которого потенциально дестабилизируют положение. Особенно в случае возникновения для этого социально-экономических предпосылок. Для России этот вызов актуален, так как мы и сейчас сталкиваемся с проявлениями религиозного экстремизма на Северном Кавказе, находящемся достаточно близко к Центральной Азии. Поэтому взаимная доверительность и всестороннее обсуждение таких вопросов останутся в будущем важным направлением нашего сотрудничества.

Безусловно, одним из важнейших является вопрос управления трудовой миграцией, которая тесно связывает Россию и Центральную Азию, но становится в практических аспектах предметом определённых разночтений. Значение этого вопроса определяется, по меньшей мере, тремя его сторонами.

Во-первых, речь идёт о постепенном формировании в России системы управления этим явлением, представляющим из себя определённый вызов для всех обществ, сталкивающихся, в силу объективных причин, с необходимостью привлечения трудовых ресурсов из-за рубежа. Мы внимательно наблюдаем за опытом стран Европы и США, где миграционная проблематика стала в последние годы одним из центральных факторов внутриполитической жизни и, конечно, хотели бы избежать этого. Во-вторых, для трёх из пяти государств Центральной Азии (Киргизия, Таджикистан и Узбекистан) трудовая миграция в обозримом будущем останется одним из важнейших инструментов управления значительным демографическим ростом и одновременным ухудшением условий жизни, связанным с изменениями климата и водной проблемой. Мы не можем рассчитывать на то, что инвестиции в производственный сектор окажутся настолько значительными, что позволят сократить отток трудовых ресурсов или другие страны смогут принимать существенно больше мигрантов. В-третьих, цивилизованное управление этим вопросом на двустороннем или даже многостороннем уровне позволит решить важную политическую задачу: формировать между Россией и странами Центральной Азии отношения, качественно отличающиеся от тех, которые существуют между Европой и её бывшими колониями, либо США и зависимыми от них странами Латинской Америки.

Совместное обращение к этим важным сюжетам, связывающим Россию и страны Центральной Азии, необходимо в общем евразийском контексте. И это создаёт на будущее несколько вопросов, внимание к которым могло бы, как представляется, принести пользу для реализации интересов России и её соседей в регионе, как в области безопасности, так и при достижении важнейших национальных целей развития. Первый – насколько взаимодействие России и стран Центральной Азии может вносить вклад в безопасность Большой Евразии, понимаемую как свободу от вероятности внешнего дестабилизирующего воздействия? Второй – каким может быть вклад наших дружественных соседей, Китая и Ирана, в повышение стабильности и динамичное развитие центра Евразии? Третий – может ли сотрудничество России и стран Центральной Азии уже сейчас стать основой для общей региональной системы безопасности, которая не будет направлена против других регионов, станет действительно открытой и способной эффективно решать наши актуальные задачи? Поиск ответов на эти вопросы, намного более важные, чем многие текущие дискуссии, и станет, хочется надеяться, фундаментом для интеллектуального и политического взаимодействия добрых соседей.



Источник: Международный дискуссионный клуб «Валдай»

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju